Мастер-класс "Декоративная заплатка"
план-конспект по технологии

Романенко Светлана Юрьевна
Цель занятия: познакомить учащихся с видами декоративных заплат, с технологией выполнения. 
Задачи:
Образовательные:
обучить практическим умениям и навыкам по выполнению декоративных заплат;
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря);
развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности;
Воспитательные:
прививать навыки аккуратности в работе, воспитание усидчивости;
воспитывать творческое отношение к работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dekor.zaplata.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме «Изготовление декоративной заплаты – аппликации»

Цель занятия:

Познакомить учащихся с видами декоративных заплат, с технологией выполнения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обучить практическим умениям и навыкам по выполнению декоративных заплат;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря);
  • развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности;

Воспитательные:

  • прививать навыки аккуратности в работе, воспитание усидчивости;
  • воспитывать творческое отношение к работе;

Оборудование:

  • ножницы,
  • иглы для ручных швов,
  • игольница,
  • нитки,
  • булавки, наперсток
  • ткани для образца и для заплаты
  • аппликация
  • утюг.

Наглядные пособия:

  • виды декоративных заплат
  • рисунки аппликации


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Посадка. Тема нашего урока: «Изготовление декоративной заплаты-аппликации».

2. Сообщение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с ремонтом одежды. Продлить срок службы вещей поможет правильный уход за ними, а также умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить недостатки. Одежду нужно беречь и учиться ее ремонтировать. При этом очень важно производить ремонт своевременно.

 - Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)

- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).

Навскидку можно сказать, что заплатка родилась все-таки от бедности. Свидетельство тому — русская пословица: голь на заплатки хитра. Оказывается, когда бабушки еще девочками были, их учили: если заплатку умеешь аккуратно ставить, значит, ты — бережливая хозяйка. Вон оно что! Если заплатка будет в тон, ее могут и не заметить!

На заплатки болезненно реагировали дети, особенно — подростки. И вот, очевидно, кому то пришла в голову счастливая мысль заштриховать дырку цветочком или корабликом. Это и стало началом восхождения заплатки на пьедестал, она становится интересным элементом декора одежды. В магазинах можно купить готовые заплатки в виде отдельных деталей одежды: карманы на ягодицы, ромбы на колени, манжеты на рукава, а еще фантазийные цветы, сюжетные картинки, крупные буквы алфавита и т.д.

Заплата- Древнерусское - платъ (кусок материи). Слово славянского происхождения, производное от «платити» - латать, чинить.

Заплата - «кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась». Производные: заплаточный, заплатка.

Заплата может быть декоративной, в виде аппликации.

Аппликация - с латинского «прикладывание». Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного.

Сегодня мы разберемся как и каким образом изготовить декоративную заплату аппликацию.

- Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация?

По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных.

- Рассмотрите рисунки, с помощью каких стежков прикреплены заплаты-аппликации?

(косыми или петельными стежками.)

Пришивать заплаты можно на машине или вручную. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию.

- Как вы считаете, от чего зависит размер и рисунок для аппликации?

(От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи.)

«Брюки превращаются…»

       Оля стояла у окна и смотрела на улицу. Во дворе мальчишки играли в футбол. Среди них был и её младший брат Митька. Погода была замечательная, и Оля решила тоже прогуляться. Не успела она собраться, как в комнату вбежал Митька. У него было испуганное лицо: «Оля, я упал и порвал брюки! Мама будет ругаться!»  «Ладно, не бойся, я сейчас тебе их зашью» - сказала Оля.

Она взяла нитки, иголку и зашила дырку косыми стежками: дырка была круглая и на брюках образовалась складка.  Мама это сразу заметит!  «Нужно сделать заплатку!» - подумала Оля, распорола дырку, взяла кусочек ткани, обвела края дырки и вырезала заплатку точно по линии. Попыталась пришить заплатку к дырке, но у неё ничего не получилось: заплатка оказалась мала.

Митька совсем расстроился: « Теперь точно от мамы попадёт» - подумал он.  «Ладно, не унывай» - сказала Оля. «Сейчас мы из твоих брюк шорты сделаем, а маме скажем, что тебе  жарко стало, лето на дворе!» Она взяла ножницы и отрезала штанины брюк выше колена.  Вот видишь, замечательные шорты! Митька натянул новые шорты и радостный побежал на улицу.

Подумай и ответь:

- Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?

- Какие ошибки она совершила?

- Как поступили бы вы в такой ситуации?

3. Последовательность выполнения заплаты-аппликации

Сегодня на занятии вы должны выполнить ремонт с помощью декоративной накладной заплаты-аппликации.

Для этого надо:

Заплаточку сначала надо постирать и отгладить, приладить соответственно по долевым и поперечным ниткам, наживить булавочками и только потом приметывать. Использовать лучше шелковую нитку — это тонко, незаметно, крепко. А контур можно распушить, обшить пайетками, бисером — в зависимости от назначения одежды и прохудившегося места. Заплатка прикрывает не только дырку, но и пятна, затяжки, даже неправильную вытачку. Сочетаются самые различные материалы: кожа с трикотажем, кружева с джинсой, мех с тканью и т.д.

4. Повторение правил техники безопасности

1. Где нужно хранить иголки и булавки? Ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.

2. Как нужно передавать ножницы? Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

3. Каким образом определяют длину рабочей нити?

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Самостоятельная практическая работа

Воспитанники самостоятельно выполняют практическую работу, используя технологическую карту с этапами выполнения. Педагог, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы воспитанники производят самоконтроль выполненной работы.

6. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика:

1. Мы капусту рубим-рубим, (поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим, (складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем, (сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем (отправляем щепотку в рот и приговариваем: «Ням-ням!

2. Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит в право,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх,

Выше всех, все дальше вверх.

А теперь посмотрит вниз-

Мышцы шеи напряглись.

Возвращение обратно-

Расслабление приятно!

7. Проверка качества работы

- Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань

- Ручные стежки ровные, частые

- Образец хорошо приутюжен

8. Подведение итогов урока

  • На уроке я узнала…
  • На уроке я научилась…
  • На уроке мне было…

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов "Заплатка"

Цель и задачи:1.Продолжить знакомство с произведениями Н. Носова. 2.Приобщить к чтению книг о детях. 3.Развить навыки беглого, правильного, выразительного чтения. 4 .Развить читат...

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

урок-конспект Н. Носов Заплатка

Урок проводился во 2 классе по учебнику Л. А. Ефросининой "Литературное чтение"...

презентация к уроку" Н. Носов Заплатка".

Презентация к открытому уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н. Носов Заплатка"...

Урок литературного чтения по теме Н. Носов "Заплатка"

Представляю план урока литературного чтения и презентацию по теме Н. Носов "Заплатка", проведенного во 2 классе. На уроке были использованы приемы технологии развития критического мышления, проектной ...

Н. Н. Носов "Заплатка"

Разработка урока  Н. Н. Носов "Заплатка"...

Н.Н.Носов "Заплатка". Деление текста на части. Озаглавливание.

Тема урока «Н.Носов «Заплатка»». Учебник В.Ю.Свиридовой 2 класс система Занкова). Данный урок относится к разделу: «Развязка. Раскрытые тайны», где продолжается знакомство с п...