Н. Н. Носов "Заплатка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Молчанова В.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
Урок литературного чтения
во 2 классе
Н. Носов «Заплатка»
Подготовила Молчанова В. А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 28 г. Белгорода
Урок чтения во 2 классе
Тема урока: Н.Носов «Заплатка».
Цели: образовательные:
- познакомить учащихся с новыми произведениями,
- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста
развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
- помочь учащимся осознать ценность самостоятельной деятельности.
I.Орг. момент.
II.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Н. Носова
III. Постановка учебной задачи.
Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас, знакомиться с произведением Носова «Заплатка».
IV. Речевая разминка. Прочитайте слова самостоятельно:
ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
- Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
- Чтение слов по слогам
- Чтение слов с постановкой ударения
- Чем отличаются слова 1 и 2 строки?
- Какое слово “лишнее” на 3 строке?
V. Работа над постановкой дыхания.
Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:
Н Г К Х Т Д Ш М Р Б
VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.
р 1 а
р 2 о
р 3 у
р 4 ы
р 5 и
VII. Проверка Д/З.
Взаимоопрос по рассказу « ».
А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах.
VIII. Знакомство с творчеством.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Носова. Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях нашего возраста. Равнодушно читать эти рассказы невозможно. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. Одна из книг писателя так и называется «Заплатка». С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
IX. Первичное восприятие текста.
- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением, которое написал Н. Носов. Знакомясь с этим произведением, мы должны будем раскрыть смысл этих слов пословицы, сказать перекликается ли она с произведением.
С МАСТЕРСТВОМ ЛЮДИ НЕ РОДЯТСЯ, НО ДОБЫТЫМ МАСТЕРСТВОМ ГОРДЯТСЯ.
(Учитель вместе с детьми читает произведение).
X. Словарная работа.
Заплатка – в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.
Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)
Чернильный карандаш – карандаш. который при смачивании пишет как чернила.
Досада – чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
ХI.ФИЗМИНУТКА .
XII. Анализ рассказа.
Итак, мы познакомились с произведением. Назовите жанр произведения. Докажите что это рассказ. (Рассказ - это художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.)
-Какие еще жанры произведения вам известны?
Ответьте мне на вопросы:
- О чем рассказ?
- Кто главный герой?
– Какое настроение у Бобки?
– Как отразилась дырка на штанах, на настроении Бобки?
- Почему зеленые штаны очень нравились мальчику?
– Жаль ли вам Бобку?
– Одобрила ли мама Бобку?
– Почему ребята смеялись?
– Обиделся ли Бобка на ребят?
– Одели бы вы рваные штаны?
- С чем сравнивает автор заплатку?
- Изменялось ли настроение Бобки?
- Как Бобка переделал заплатку?
– Когда больше гордился штанами Бобка, первыми или вторыми?
– Что хотел сказать автор на примере Бобки?
- Как события, описанные в рассказе, повлияли на характер Бобки? Как изменилось отношение автора к герою? (ИСТОРИЯ С ЗАПЛАТКОЙ НАУЧИЛА ГЕРОЯ БЫТЬ УПОРНЫМ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, УСИДЧИВЫМ, ВНИМАТЕЛЬНЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ).
- Чему учат рассказы Носова?
Анализ произведения.
- Автор.
- Тема произведения.
- Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- Система образов.
- Композиция:
- завязка;
- кульминация;
- развязка.
XIII. Характеристика героя произведения.
- Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…, Я восхищаюсь…)
- Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет).
- Вспомни подвиги.
- Перечисли основные черты характера героя.
- Выскажи отношение рассказчика к герою.
XIV.Работа в тетрадях.
XV.Работа в группах.
1 группа - «Аналитики» - запиши черты характера Бобки.
2 группа –«Чтецы» - составь план рассказа .
3 группа - « Писатели» - придумывают продолжение рассказа.
XIV. Домашнее задание.
Дома подготовить пересказ рассказа.
XV. Оценка.
XVI. Рефлексия. (заполнение листа самооценки)
Мне понравилось……
За что бы я себя похвалил…….
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
(Сергей Михалков)