Н. Н. Носов "Заплатка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Молчанова Вера Алексеевна

Разработка урока

 Н. Н. Носов "Заплатка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._nosov_zaplatka.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова В.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 28  г. Белгорода

                           

Урок литературного чтения

во 2 классе

Н. Носов «Заплатка»

                                                        Подготовила Молчанова В. А.

                                                        учитель начальных классов

                                                        МОУ СОШ № 28 г. Белгорода

                                                        

Урок чтения во 2 классе

Тема урока: Н.Носов «Заплатка».

Цели: образовательные:

  1. познакомить учащихся с новыми произведениями,
  2. способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
  3. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
  2. создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: 

  1. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
  2. помочь учащимся осознать ценность самостоятельной деятельности.

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством  Н. Носова

III. Постановка учебной задачи.

Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас, знакомиться с произведением  Носова «Заплатка».

IV. Речевая   разминка.  Прочитайте слова самостоятельно:

ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
 

  1. Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
  2. Чтение слов по слогам
  3. Чтение слов с постановкой ударения
  4. Чем отличаются слова 1 и 2  строки?
  5. Какое слово “лишнее” на 3 строке?

V. Работа над постановкой дыхания.

Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:

Н Г К Х Т Д Ш М Р Б

VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.

                                   

                                                       р  1  а

                                                     р    2    о

                                                   р      3      у

                                                р         4        ы

                                             р            5           и                      

VII. Проверка Д/З. 

Взаимоопрос  по  рассказу « ».

А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос  и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах.

VIII. Знакомство с творчеством. 

        Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Носова.  Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве  в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях нашего возраста. Равнодушно читать эти рассказы невозможно. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении. 
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют  энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. Одна из книг писателя так и называется «Заплатка». С этим замечательным произведением мы  познакомимся сегодня на уроке.

IX. Первичное восприятие текста. 

- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением, которое написал Н. Носов. Знакомясь с этим произведением, мы должны будем  раскрыть смысл этих слов пословицы, сказать перекликается ли она с произведением.

С МАСТЕРСТВОМ ЛЮДИ НЕ РОДЯТСЯ, НО ДОБЫТЫМ МАСТЕРСТВОМ  ГОРДЯТСЯ.

 (Учитель вместе с детьми читает произведение).

X. Словарная работа.

Заплатка – в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.

Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)

Чернильный карандаш – карандаш. который при смачивании пишет как чернила.

Досада – чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.

ХI.ФИЗМИНУТКА .

XII. Анализ рассказа.  

        Итак, мы познакомились с произведением. Назовите жанр произведения. Докажите что это рассказ. (Рассказ - это художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.)

-Какие еще жанры произведения вам известны?

Ответьте мне на вопросы:

 - О чем рассказ?

- Кто главный герой? 
– Какое настроение у Бобки?
– Как отразилась дырка на штанах, на настроении Бобки?

- Почему зеленые штаны очень нравились мальчику?
– Жаль ли вам Бобку?
– Одобрила ли мама Бобку?
– Почему ребята смеялись?
– Обиделся ли Бобка на ребят?
– Одели бы вы рваные штаны?

 - С чем сравнивает автор заплатку?
- Изменялось ли настроение Бобки?

 - Как Бобка переделал  заплатку?
– Когда больше гордился штанами Бобка, первыми или вторыми?
– Что хотел сказать автор на примере Бобки?

- Как события, описанные в рассказе,  повлияли на характер Бобки? Как  изменилось отношение автора к герою? (ИСТОРИЯ С ЗАПЛАТКОЙ НАУЧИЛА ГЕРОЯ БЫТЬ УПОРНЫМ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, УСИДЧИВЫМ, ВНИМАТЕЛЬНЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ).

- Чему учат рассказы Носова?

Анализ произведения.

  1. Автор.
  2. Тема произведения.
  3. Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  4. Система образов.
  5. Композиция:

- завязка;

- кульминация;

- развязка.

XIII. Характеристика героя произведения.

  1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…,  Я восхищаюсь…)
  2. Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет).
  3. Вспомни подвиги.
  4. Перечисли основные черты характера героя.
  5. Выскажи отношение рассказчика к герою.

XIV.Работа в тетрадях.

XV.Работа в группах. 

1 группа -  «Аналитики»  - запиши  черты характера Бобки.

2 группа –«Чтецы» - составь план рассказа .

3 группа -  « Писатели» - придумывают продолжение рассказа.

XIV. Домашнее задание.

Дома подготовить пересказ рассказа.

XV. Оценка.

XVI. Рефлексия. (заполнение листа самооценки)

        Мне понравилось……

          За что бы я себя похвалил…….

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

(Сергей Михалков)