РП Вязание на спицах.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы – ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Вязание на спицах» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность программы – поможет обучающимся научиться вязать на спицах, разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.
Цель программы – обучить техникам вязания на спицах.
Задачи программы:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания на спицах.
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами.
- Научить четко выполнять основные приемы вязания.
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания.
- Обучить особенностям вязания простых моделей.
- Обучить основным условным обозначениям.
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._vyazanie_na_spitsah.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № »
________________________________________________________________________________________
«ПРИНЯТО» на заседании Педагогического совета № _____ «_____» августа 2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № _________ от _____________ Директор ГБОУ Школа № _____________________ «____» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Вязание на спицах
Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающегося: 6-8 лет Срок реализации программы: 1год Количество часов в год: 66 Педагог, реализующий программу: ______________________________ |
Москва, 2023
- Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы – ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Вязание на спицах» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность программы – поможет обучающимся научиться вязать на спицах, разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.
Цель программы – обучить техникам вязания на спицах.
Задачи программы:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания на спицах.
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами.
- Научить четко выполнять основные приемы вязания.
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания.
- Обучить особенностям вязания простых моделей.
- Обучить основным условным обозначениям.
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.
Категория обучающихся – дети 6-8 лет.
Срок реализации программы – 1 год с 01 октября 2023г. по 31 мая 2024г.
Объём (общее количество учебных часов) программы – 66 часов.
Формы организации образовательной деятельности:
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний – раскрытие основной темы занятия (беседа, лекция, интерактивная экскурсия с использованием интернет-ресурсов, занятий МЭШ);
- формирование практических навыков изготовления образцов вязания, вязанных изделий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстративный, упражнение, познавательная игра.
Режим занятий – занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу (60 мин).
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- Историю техники вязания на спицах;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Инструменты и материалы;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приёмы набора петель и вязания на спицах.
Обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами, вязальными иглами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами, вязальными иглами;
- выполнять основные элементы вязания;
- пользоваться инструкционными, технологическими картами, вязать согласно раппорту (с помощью взрослого);
- выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению обучающегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
- Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. История техники вязания на спицах. Техника набора петель. Входной контроль | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | 2 | 12 | 14 |
3 | Расчёт петель. Раппорт. Промежуточный контроль | 2 | 6 | 8 |
4 | Техника безопасности (повторный инструктаж). Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка | 2 | 14 | 16 |
5 | Узоры из лицевых и изнаночных петель. | 4 | 10 | 14 |
6 | Окончание вязки – техника закрытия петель последнего ряда. | 1 | 4 | 5 |
7 | Вязание шарфика. Итоговый контроль | 1 | 6 | 7 |
Итого: | 13 | 53 | 66 |
Содержание учебного (тематического) плана
- Вводное занятие – 2 ч.
Техника безопасности (вводный инструктаж). Знакомство с планом работы объединения. История возникновения техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и номерах спиц. Входной контроль (собеседование с целью определения уровня знаний, умений и навыков при вязании спицами). Набор петель первого ряда.
- Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка – 14 ч.
Знакомство с понятиями «лицевые петли», «изнаночные петли», «платочное вязание», «чулочное вязание», «кромочные петли», «закрепление петель». Обучение приёмам вязания лицевых петель.
- Расчёт петель. Раппорт. Промежуточный контроль – 8 ч.
Расчёт петель. Раппорт 10х10. Плотность вязания. Схема узора. Обозначение петель. Вытянутые петли.
- Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка – 16 ч.
Техника безопасности (повторный инструктаж). Обучение приёмам вязания изнаночных петель. Кромочная петля.
- Узоры из лицевых и изнаночных петель – 14 ч.
Знакомство с простейшими узорами из лицевых и изнаночных петель. Понятия «простая резинка», «шахматка», «путанка», «жгуты».
- Окончание вязки – 5 ч.
Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити.
- Вязание шарфика – 7 ч.
Беседа «Особенности выбора пряжи для шарфа». Выбор узора. Итоговый контроль. Вязание шарфика. Выставка изделий, изготовленных обучающимися.
- Формы аттестации и оценочные материалы
Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Вязание на спицах».
Содержание аттестации:
Виды контроля:
- входной контроль (проводится в начале учебного года в виде собеседования с целью определения уровня знаний, умений и навыков при вязании спицами);
- промежуточный контроль (определяет уровень практической подготовки и качества усвоение обучающимися учебного материала по итогам учебного периода), выставка изделий;
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы). Вязание шарфика. Выставка изделий, изготовленных обучающимися.
Формы аттестации и оценочные материалы:
- собеседование;
- выставка работ обучающихся за истекший период (конец I полугодия, конец года);
- участие в конкурсах художественно-прикладной направленности.
Критерии оценки результативности обучения
Уровень усвоения Программы | Результат |
Минимальный уровень | Обучающийся не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков: не усвоил виды пряжи, выполняет приёмы вязания при помощи взрослого, путает названия понятий, выполняет простейшие узоры |
Базовый уровень | Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале: умеет определять виды пряжи, знает назначение номера спиц, ориентируется в терминологии, знает и выполняет основные виды узоров. Составляет новый узор при помощи взрослого |
Повышенный уровень | Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняет программу: имеет начальные представления об истории возникновения вязания на спицах, соотносит виды пряжи с нумерацией спиц, знает терминологию, определяет название узора по его виду, пытается самостоятельно составлять новые узоры, интересуется новыми способами вязки, стремится к дополнительным занятиям. |
Творческий уровень | Обучающийся выполняет программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету. |
- Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
- Помещение для занятий (кабинет № 22)
- Оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
- Образцы работ
- Методические пособия
- Методическая литература
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Дидактические игры, пособия к занятиям
- Мультимедийное оборудование, компьютер
- МЭШ
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования
Дидактическое обеспечение
- Дидактические игры
- Демонстрационные пособия
Методическое обеспечение
- ГМЦ. Методическое пространство. Примерные дополнительные общеразвивающие программы.
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных и развивающих программ.
- Нормативно-правовая документация.
Список литературы
- Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 216 с.
- Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
- Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
Приложение 1
Календарный (тематический) план
№ | Дата проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма проведения занятия | Место проведения занятия |
1 | 03.10.2023 | 1 | Техника безопасности (вводный инструктаж). Вводное занятие. История возникновения вязания на спицах | Комплексное занятие | |
2 | 05.10.2023 | 1 | Входной контроль. Техника набора петель первого ряда | Опрос. Изучение нового | |
3 | 10.10.2023 | 1 | Знакомство с понятиями «лицевые петли», «изнаночные петли», «платочное вязание», «чулочное вязание», «кромочные петли», «закрепление петель» | Изучение нового | |
4 | 12.10.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание | Изучение нового | |
5 | 17.10.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание | Изучение нового | |
6 | 19.10.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание | Изучение нового | |
7 | 24.10.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание | Изучение нового | |
8 | 26.10.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание | Изучение нового | |
9 | 31.10.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Изучение нового | |
10 | 02.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Изучение нового | |
11 | 07.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Изучение нового | |
12 | 09.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Комплексное занятие | |
13 | 14.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Комплексное занятие | |
14 | 16.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Комплексное занятие | |
15 | 21.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Комплексное занятие | |
16 | 23.11.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка | Комплексное занятие | |
17 | 28.11.2023 | 1 | Техника безопасности (повторный инструктаж). Расчёт петель. Раппорт 10х10 | Изучение нового | |
18 | 30.11.2023 | 1 | Промежуточный контроль. Расчёт петель | Практическое занятие | |
19 | 05.12.2023 | 1 | Плотность вязания. Схема узора | Практическое занятие | |
20 | 07.12.2023 | 1 | Схема узора | Комплексное занятие | |
21 | 12.12.2023 | 1 | Схема узора | Изучение нового | |
22 | 14.12.2023 | 1 | Схема узора | Изучение нового | |
23 | 19.12.2023 | 1 | Разновидность снятых, или вытянутых петель | Изучение нового | |
24 | 21.12.2023 | 1 | Обозначение петель. Понятие «вытянутая петля» | Изучение нового | |
25 | 26.12.2023 | 1 | Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка | Изучение нового | |
26 | 28.12.2023 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Изучение нового | |
27 | 09.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Изучение нового | |
28 | 11.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Практическое занятие | |
29 | 16.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Практическое занятие | |
30 | 18.01.2024 | 1 | Кромочная петля | Изучение нового | |
31 | 23.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Закрепление изученного | |
32 | 25.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Практическое занятие | |
33 | 30.01.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Изучение нового | |
34 | 01.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Комплексное занятие | |
35 | 06.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Изучение нового | |
36 | 08.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Закрепление изученного | |
37 | 13.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Практическое занятие | |
38 | 15.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Изучение нового | |
39 | 20.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Закрепление изученного | |
40 | 22.02.2024 | 1 | Обучение приёмам вязания изнаночных петель | Практическое занятие | |
41 | 27.02.2024 | 1 | Знакомство с простейшими узорами из лицевых и изнаночных петель | Изучение нового | |
42 | 29.02.2024 | 1 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | Закрепление изученного | |
43 | 05.03.2024 | 1 | Простая резинка 1х1 | Изучение нового | |
44 | 07.03.2024 | 1 | Простая резинка 1х1 | Практическое занятие | |
45 | 12.03.2024 | 1 | Простая резинка 1х1 | Практическое занятие | |
46 | 14.03.2024 | 1 | Простая резинка 2х2 | Изучение нового | |
47 | 19.03.2024 | 1 | Простая резинка 2х2 | Практическое занятие | |
48 | 21.03.2024 | 1 | Простая резинка 2х2 | Практическое занятие | |
49 | 26.03.2024 | 1 | «Путанка» 1х1 | Изучение нового | |
50 | 28.03.2024 | 1 | «Путанка» 1х1 | Закрепление изученного | |
51 | 02.04.2024 | 1 | «Шахматка» | Изучение нового | |
52 | 04.04.2024 | 1 | «Шахматка» | Практическое занятие | |
53 | 09.04.2024 | 1 | «Шахматка» | Практическое занятие | |
54 | 11.04.2024 | 1 | Знакомство с понятием «жгут» | Изучение нового | |
55 | 16.04.2024 | 1 | Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити | Изучение нового | |
56 | 18.04.2024 | 1 | Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити | Практическое занятие | |
57 | 23.04.2024 | 1 | Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити | Практическое занятие | |
58 | 25.04.2024 | 1 | Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити | Закрепление изученного | |
59 | 30.04.2024 | 1 | Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити | Закрепление изученного | |
60 | 07.05.2024 | 1 | Беседа «Особенности выбора пряжи для шарфа». Выбор узора | Закрепление изученного | |
61 | 14.05.2024 | 1 | Вязание шарфика (коврика) | Закрепление изученного | |
62 | 16.05.2024 | 1 | Вязание шарфика (коврика) | Закрепление изученного | |
63 | 21.05.2024 | 1 | Вязание шарфика (коврика) | Закрепление изученного | |
64 | 23.05.2024 | 1 | Вязание шарфика (коврика) | Практическое занятие | |
65 | 28.05.2024 | 1 | Итоговый контроль. Подготовка изделия к выставке | Практическое занятие | |
66 | 30.05.2024 | 1 | Выставка изделий, изготовленных обучающимися | Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественное вязание спицами".
Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор дл...
презентация "Вязание спицами и на машине"
Презентация рассказывает как создаются вязаные вещи, что для этого нужно-это теоретическая часть, в практической части предлагается сделать помпон из ниток....
Технология. Вязание крючком. Приёмы вязания.
Технология. Вязание крючком....
Инструкционная карта "Вязание крючком. Вязание по кругу"
Инструкционная карта для совершенствующих свои навыки в вязании....
Чем же полезно вязание на спицах для учащихся начальной школы?
Эта статья о том, на сколько в наше время гаджетов актуален такой вид досуговой деятельности, как вязание спицами, какую пользу приносит и почему не стоит им принебрегать в начальной школе....
Занятие по теме: "Вязание" для особенных детей. "Основные понятия вязания: петля, ряд и столбик"
Материал содержит презентацию для наглядности и визуальной подсказки и план-конспект с перечнем необходимых материалов и описанием практической работы....
Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.Набор детей - св...