Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»
рабочая программа (4 класс)

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. 

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vyazanie_gsberdnik.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Вязание на спицах»

Введение

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Вязание на спицах».


Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
  • Обучить особенностям вязания различных моделей;
  • Обучить основным условным обозначениям;
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать произвольность психических процессов;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Предполагаемые результаты:

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания на спицах;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Инструменты и материалы;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные элементы вязания;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

Тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

2

Основные приемы вязания спицами

15

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

21

4

Накиды, снятые петли.

32

5

Прибавление и убавление петель

12

6

Вязание прихватки

9

Итого:

96


Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие

3

3

-

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История техники вязания на спицах

- Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу»

1

1

1

1

1

1

-

-

2

Основные приемы вязания спицами

15

2

13

- Набор петель начального ряда из 2-х нитей

- Лицевые петли. Платочное вязание.

- Изнаночные петли. Чулочное вязание.

- Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. Закрепление петель

- Итоговое занятие

3

3

6

2

1

1

1

2

2

6

2

1

26,

3,

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

21

2

19

- Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.

- Схема узора. Обозначение петель.

- Узор «Резинка»

- Узор «Шахматка»

- Узор «Путанка»

- Узор «Столбики»

- Узор «Продолговатая плетенка»

- Узор «Вертикальные полосы из столбиков»

1

2

3

3

3

3

3

3

1

1

1

2

2

3

2

3

3

3

24,

31,

7,7,

14,14,

21,21,

28,28,

4

Накиды, снятые петли.

36

4

20

- Накиды и способы их выполнения

- Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1»

- Снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности.

- Узор «Жгутик с дырочками»

- Узор «Ажурная шахматка»

- Узор «Плетенка из снятых длинных петель»

- Узор «Длинные снятые петли на резинке»

- Узор «Цепочки из снятых петель»

3

3

3

3

6

6

6

6

5,5,

19,19,

30,30,

6,6,

13,13,

20,20,

27,27,

6,6,

13,13,

20,20,

27,27,

3,3,

5

Прибавление и убавление петель

12

2

10

- Способы прибавления петель

- Убавления петель по краям и в середине полотна

6

6

1

1

5

5

10,10,

17,17,

24,24,

8,8,

6

Вязание прихватки

9

9

- Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки». Выбор узора.

- Вязание прихватки.

- Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных учащимися

1

8

1

8

15,15,

22,22,

29,29,

Итого:

96


Содержание программы

1 год обучения

1. «Вводное занятие» (2ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.

;Основные приемы вязания спицами» (8 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».

Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

3. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (14 ч.)

Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.

4. «Накиды, снятые петли» (24 ч.)

Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их разновидности.

Практический компонент. Учить выполнять накиды и снятые петли, а также вязать различные узоры, используя эти элементы.

5. Прибавление и убавление петель (8 ч.)

Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.

Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.

6. «Вязание прихватки» (6 ч.)

Теоретический компонент. Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки».

Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных учащимися.


Условия реализации программы

Работа кружка вязание на спицах ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима. Группы комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.


Используемая литература:

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  2. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 216 с.
  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  8. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  9. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  10. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


Литература для детей:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 216 с.
  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  7. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  8. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Введение в образовательную программу. Вязание крючком.

Познакомить с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественное вязание спицами".

Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор дл...