Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Швейный клуб”.
рабочая программа по технологии
Шитье - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что шитье зародилось очень давно и знакомо людям с давнего прошлого. Издревле люди шили себе одежду, украшали жилище.
Шитьем занимались исключительно женщины. Для матери - хозяйки это был наиболее доступный вид народно-прикладного творчества, в котором сочетались эстетическая потребность, жажда творческой деятельности с пользой семье и дому.
Умение шить переходило от старшим к младшим. Существовали целые династии передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства очень популярен, он продолжает развиваться, завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к шитью является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Шитье развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм, красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; несет радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результаты труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_shchityu2.docx | 307.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной защиты Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Московской области
Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
“Швейный клуб”.
Автор-составитель:
Н.М.Конышева
Егорьевск, 2021-2022 гг.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Шитье - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что шитье зародилось очень давно и знакомо людям с давнего прошлого. Издревле люди шили себе одежду, украшали жилище.
Шитьем занимались исключительно женщины. Для матери - хозяйки это был наиболее доступный вид народно-прикладного творчества, в котором сочетались эстетическая потребность, жажда творческой деятельности с пользой семье и дому.
Умение шить переходило от старшим к младшим. Существовали целые династии передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства очень популярен, он продолжает развиваться, завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к шитью является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Шитье развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм, красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; несет радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результаты труда.
Программа создана на основе наблюдений за работой воспитанников, которых можно назвать способными к шитью. Мотивация творческих действий и стремлений послужили материалом для создания программы, помогающей ребенку развивать в себе природный талант. Данная программа поможет воспитанникам овладеть азами швейного искусства, заинтересоваться и увлечься шитьем, найти для себя радость от занятия любимым делом, поднять самооценку.
Образовательная программа рассчитана на детей школьного возраста. Срок обучения - 2 года, периодичность занятий 2 раза в неделю по 1 часу (практическое занятие).
Цель программы:
изучение истории развития шитья, создание и разработка фасона одежды для кукол (или игрушки), изготовление выкройки, раскрой на ткани, технологических приемов выполнения различных швов (ручных, машинных), знание основ материаловедения, цветосочетания.
Задачи программы
Обучающие:
Обучение технологическим приемам работы;
Научить пользоваться инструментами и выкройками;
Освоение ВТО;
Освоение создание соответствующего образа (одежда для кукол, предметов декоративно-прикладного характера (шоперы, косметички, декоративные броши и предметы интерьера, игрушки)
Развивающие:
Обучение навыкам самостоятельной трудовой деятельности с источниками информации, инструментами, технологиями;
Развивать стремление к законченному результату;
Развивать специальные и творческие способности;
Развивать интерес к созданию изделий;
Развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
Способствовать формированию внутренней культуры личности;
Содействие формированию развитию личностных качеств - целеустремленности, стремление к совершенству, творческому росту, умения работы в коллективе, терпимости и личностной активности.
Отличительных особенностей нет, так как нет подобной программы. Программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение определенных умений и знаний. Она направлена на развитие компетентности данной области, формирует навыки на уровне практического применения.
В реализации участвуют дети от 6 до 17 лет.
Продолжительность образовательного процесса 2 года:
1 год - подмастерье
2 год - мастер.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу.
К концу обучения по данной программе дети должны
знать:
- Все виды и способы ручных строчек и машинных строчек;
- Правила техники безопасности;
- Навык создания выкройки
- Техники выполнения раскроя различных деталей с учетом припусков на швы:
- Порядок выполнения швов;
- Окончательная отделка и ВТО;
- Презентация работы.
уметь:
- Подбрать фактуры ткани и цвета для выполнения изделия;
- Выполнить основные швы;
- Владеть навыками работы с иглами и начальными навыками работы на швейном оборудовании;
приобрести навыки:
- Работы со схемами, выкройками, инструкциями.
Для подведения итогов используются следующие формы:
- Собеседование;
- Выставки (образовательного учреждения, муниципальных, региональных;)
- Участие в конкурсах.
Основные разделы программы.
1. Виды тканей, их применение и особенности работы с ними.
Прозрачные и тонкие ткани: марлевка, вуаль, шифон, кружево, сетка;
Тонкие: бязь, батист, пике;
Трикотаж тонкий и средний: х/б трикотаж - кулирка, футер, флис, мохровое полотно; бифлекс, рибана, жаккард;
Среднеплотные ткани: ситец, фланель, твид, габардин, деним, вельвет, футер с начесом, лен, креп;
Костюмные ткани : шерстяной твид, букле, стеганный материал, двухлицевой трикотаж;
Плотные ткани: драпы, плащевки, обивочные ткани;
Нетканые: кожа, замша, мех, фетр.
2. Нитки.
3. Инструменты и приспособления:
Мел, карандаш, маркер на ткани;
Сантиметровая лента;
Ручные иглы, наперстки, приспособления для обрезки нитей, булавки, подушечка для хранения булавок, портновский мел;
Линейки;
Ножницы, нож для порки швов, ножницы с зубчатым лезвием;
Приспособления для выворачивания деталей;
Швейная машинка, педаль, сменные лапки;
Гладильная доска, утюг.
4. Швейные аксессуары
Отделочная лента;
Тесьма, бейка, резинка;
Бисер, стеклярус;
Молнии;
Кружево;
Пуговицы, кнопки, застежки;
5. Построение чертежа выкройки;
Нанесение чертежа выкройки на ткань.
6. Виды швов:
Ручной:
Строчка прямым стежком;
Строчка “назад иголка”;
Строчка - "через край",
Обычная потайная строчка;
Строчка петлеобразным швом;
Потайная строчка крестообразным швом.
Машинный:
Прямая строчка;
Зигзаг.
Обучаясь этому мастерству, воспитанники приобретают необходимые знания и умения:
- Правильно подбирать ткань и цвет к изделию;
- Учатся снимать мерки и переводить их на бумагу,
- Вычерчивать детали изделия на ткани соблюдая припуски на швы,
- Заправлять нитку в иголку, делая узелок на конце нити,
- Технологически грамотно прокладывать стежки;
- Выполнять ВТО изделия;
- Осуществлять примерку (если шьют одежду для кукол) и вносить изменения;
- Создавать композиции из своих изделий;
- Творчески презентация изделия.
Процесс реализации программы проходит в два этапа:
Поисково-исполнительский - когда воспитанники шьют изделие по образцу, где осуществляется подборка материала и технологий инструктором по труду;
Творческий - этап, где дети сами выбирают изделие и самостоятельно воспроизводят его.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно эстетический вкус ребенка. а развитию чувства коллективизма, взаимопомощи способствует следующая форма организации досуга: “Швейный клуб”.
Для реализации программы необходимо:
1. Методическое обеспечение программы:
- технологические карты;
- эскизы;
- схемы выполнения швов;
2. Материально-техническое обеспечение программы:
- помещение для мастерской, освещение;
- швейные машинки, раскройной стол, столы для работы;
- инструменты и приспособления облегчающие труд - линейки, карандаши, маркер по ткани, линейки, сантиметр, лекала, портновский мел, иглы, нитки, булавки, гладильная доска, утюг, небольшие отрезки ткани разного состава, зеркало.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
- декоративно-прикладное творчество;
- методическая разработка занятий;
- наглядно-иллюстративный материал;
- подборка литературы.
1 год обучения. Подмастерье.
Цели: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, выявление его способностей.
Задачи:
- ознакомить воспитанников с инструментами для шитья;
- научить выполнять основные швы;
- развить воображение;
- развить интерес к выбранному делу;
- воспитать уважение к труду, аккуратность, эстетический вкус, любовь к рукоделию.
Предполагаемые результаты
Знать:
- историю возникновения ремесел;
- правила техники безопасности;
- основные швы;
- краткие сведения по материаловедению.
Владеть:
- владеть основными приемами и навыками;
- ВТО изделия.
Уметь выполнять:
- шов вперед иголку, шов "назад иголка",
- такие виды работ: сшить декоративную брошь, игрушку, простые элементы одежды для кукол.
2-ой год обучения Мастер.
Цель: изучить основные ручные швы и швы на машинке.
Задачи:
- ознакомить детей с различными видами ручных швов (обметочный, "козлик", подрубочный)
- развить самостоятельность в работе;
- выявить возможности детей к творческой работе;
- воспитывать чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.
Предполагаемые результаты:
- Знать:
- историю возникновения и развития ремесел;
- правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы;
- виды декоративно-прикладного творчества (подушки, панно, шоперы, косметички, броши, предметы интерьера, сложные наряды для кукол)
- владение умениями и навыками: создания выкроек и нанесение их на ткань, использовании различных швов;
- Уметь:
- уметь видеть детали изделия;
- создавать простые лекака;
- выкраивать детали с учетом припусков на швы;
- подбирать нужный шов;
- Выполнять:
- собирать все детали в единое изделие;
- добиваться аккуратности и точности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
« Юные друзья природы»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"
Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка художественно – эстетической направленности «Мастерилка»
Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной. Может быть полезна воспитателям детских садов, групп продлённого дня, педагогам дополнительного обра...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Легоконструирование и робототехника"
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет. Программа «Легоконструирование и робототехника» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделиро...
Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет
Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...