Открытое занятие по технологии. Конспект занятия: «Праздник Масленицы. Блины."
план-конспект по технологии
Тема раздела: «Кулинария».
Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».
Цели: I. Образовательная: ·
познакомить учащихся с русскими народными обычаями;
· научить учащихся выпекать блины;
· совершенствовать их навыки и умения в приготовлении блюд.
II. Развивающая: · развивать их творческое воображение, активность.
III. Воспитательная: · воспитывать гордость за свои национальные корни.
Задачи: · печь блины;
· принимать гостей.
Тип занятия: комбинированный.
Методы проведения занятия: сообщение нового материала, закрепление, практическая работа.
Межпредметные связи: история, информатика.
Оборудование и наглядные пособия:
· на стенах плакаты с пословицами и поговорками;
· на двери – масленица – кукла из мочала;
· столовая и кухонная посуда;
· скатерти, салфетки;
· продукты,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zan_maslenitsa.docx | 898.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
Открытое занятие по технологии.
Конспект занятия:
«Праздник Масленицы.
Блины».
Составила :
Педагог дополнительного образования
(инструктор по труду)
Сивова Н. И.
Егорьевск, 2022г.
Тема раздела: «Кулинария».
Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».
Цели: I. Образовательная: 🕐
познакомить учащихся с русскими народными обычаями;
🕐 научить учащихся выпекать блины;
🕐 совершенствовать их навыки и умения в приготовлении блюд.
II. Развивающая: 🕐 развивать их творческое воображение, активность.
III. Воспитательная: 🕐 воспитывать гордость за свои национальные корни.
Задачи: 🕐 печь блины;
🕐 принимать гостей.
Тип занятия: комбинированный.
Методы проведения занятия: сообщение нового материала, закрепление, практическая работа.
Межпредметные связи: история, информатика.
Оборудование и наглядные пособия:
🕐 на стенах плакаты с пословицами и поговорками;
🕐 на двери – масленица – кукла из мочала;
🕐 столовая и кухонная посуда;
🕐 скатерти, салфетки;
🕐 продукты,
Запись на доске:
Понедельник – «ВСТРЕЧА»
Вторник – «ЗАИГРЫШ»
Среда – «ЛАКОМКА»
Четверг – «РАЗГУЛЯЙ»
Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»
Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».
План занятия:
I. Организационная часть
1.1. Встреча с воспитанниками.
1.2. Создание рабочего настроения.
II. Познавательные сведения из истории праздника «Масленица».
2.1. Историческая справка.
2.2. Праздник «Масленица», разыгранный ученицами, с песнями, плясками, прибаутками.
III. Практическая работа.
3.1. Правила ТБ при работе электроплитой, с кухонной посудой, столовыми приборами.
3.2. Сервировка стола, угощение гостей.
3.3. Рецепты приготовления блинов.
IV. Итог урока:
4.1. Достижение целей и задач.
4.2. Анализ выполненных работ.
4.3. Контрольные вопросы по разделу «Кулинария».
4.4. Уборка рабочих мест.
Наше сегодняшнее занятие построен на базе народных обычаев. Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы». Мы познакомимся с праздником, узнаем о народных обычаях, о некоторых рецептах блинов, постараемся передать духовное состояние народных гуляний.
Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник! Всю неделю веселились и стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны. Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. По материалам прошлого столетия Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую масленицу к себе в гости во двор. «Душа-ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
У каждого из семи дней Масленичной недели – свой смысл и обычай. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая»; боярыня-масленица, госпожа Масленица, объедуха, сырная неделя. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все.
Поскольку царила атмосфера всеобщей радости и веселья. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.
1-я воспитанница. Накануне вечером (перед тем, как печь блины), когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару: Месяц ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко Подуй на опару! Учитель: И вот наступает 1-й день.
2-я воспитанница. Понедельник – «ВСТРЕЧА»: ходят друг к другу в гости. В этот день можно зайти поздравить соседа, подарить куклу-масленицу.
3-я воспитанница. После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»
4-я воспитанница. Вторник – «ЗАИГРЫШ»: по улицам гуляют ряженые, останавливаются возле домов, заигрывают с молодыми хозяйками, приглашают на улицу.
5-я воспитанница. Не отставали от ребят и взрослые: в один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали на Масленицу, припевая
Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько,
С блинцами, с каравайками,
с вареничками!
Инструктор: Кстати, катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше всех прокатится, считалось, что будет самый лучший лен.
6-я воспитанница: Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками и объятиями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы и старики.
7-я воспитанница: Третий день – среда – «ЛАКОМКА»: угощали друг-друга блинами со сметаной, медом и т.д., руководствуясь поговорками: «Блин добро не один», «Блины брюха не портят», «Блин не клин - брюха не расколет» - поедали огромное количество блинов.
Пришла маслена неделя
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор
Друг на друга поглядели
И . . . блины-то все поели!
В день «лакомки» тещ посещали зятья, для которых она устраивала настоящий пир (если зять был по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов и пр.
🕐 Зять на двор – пирог на стол.
🕐 У тещи для зятя и ступа доит.
🕐 Придет зять, где сметанки взять?
8-я воспитанница: Четверг - «РАЗГУЛЯЙ»: люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами, трещетками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому, отгоняли несчастье, горе, зло. Четверг называли широким. Масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
9-я воспитанница: Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»: зятья приглашали тещ, угощали их, веселили. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов.
10-я воспитанница: Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»: В этот день приглашали родственников хозяина дома. Невестка дарила подарки сестрам мужа: куклу-масленицу, пряники, мыло.
11-я воспитанница: Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ». Устраивали поводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь Масленицу.
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова –
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу
На горельщицу!
Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями, шумом. А поздно вечером выезжали на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигали. Прощай, Масленица, Прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки хвост. А мы редьку не берем, Кота за уши дерем!
12-я воспитанница: У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез.
Все дети хором:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Инструктор: И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды – нарочные и нечаянные и прощали друг друга.
Вот таким был праздник Масленицы на Руси в давние времена. Сейчас идет возрождение народных праздников, народных традиций.
А сейчас девочки расскажут некоторые рецепты выпечки блинов, продемонстрируют их, угостят нас и наших гостей.
1-я воспитанница: Милости просим к столу, отведать наших блинов.
Инструктор: Давайте подведем итог.
🕐 Мы научились печь блины.
🕐 Узнали старинные рецепты и новые современные рецепты выпечки блинов.
🕐 Познакомились с историей праздника «Масленица».
🕐 Узнали много новых слов и словосочетаний: Масленица, Пасха, объедуха, обрядовые и необрядовые действия, кукла-масленица, донцы.
А что полезного узнали?
Как вы думаете, вам это в жизни пригодиться?
Где?
И что же такое эта Масленица?
Вопросы: 📫 Какое тесто используется для выпечки блинов: пресное сдобное, заварное или бисквитное?
📫 Что еще можно приготовить из этого теста?
📫 Какие требования предъявляются к качеству изделий из теста?
📫 По способу приготовления какое бывает тесто?
📫 По способу замеса какое знаете тесто?
📫 Что используется для пышности, рыхлости теста?
📫 Какие разрыхлите вы знаете? Для чего они служат?
📫 Расскажите и покажите правила сервировки стола.
📫 Расскажите и покажите правила поведения за столом.
Так как вы все старались и готовились к этому уроку больше недели, и напекли действительно вкусные блины – за урок всем «отлично».
Рецепты.
Блины "Обычные". Разогреть слегка 1 литр молока, влить его во взбитые 2 яйца с небольшим количеством сахара и чуть соли. перемешать. Добавить 4 ст. л. растительного масла. 400 граммов муки просеять, всыпать в тесто и добавить треть пачки сухих дрожжей. Завести тесто, дать чуть настояться и выпекать блины.
Блины гречневые. Взять три стаканы хорошей сухой гречневой муки, 2 стакана молока, ложку растопленного масла, 2-3 ложки жидки дрожжей, размещать, выбить хорошенько и поставить на несколько часов в теплое место и, когда тесто еще раз поднимется, брать его ложкой и лить на раскаленную сковороду; подавать на стол горячими с маслом, сметаной, икрой. Каравай из блинов. Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, намазанную маслом, переложить каждый блин слоем какого-нибудь фарша: из мяса, творога, манной каши, раскидать маленькие кусочки масла, потом поставить в печь. Когда подрумянятся и кругом подсохнут, выложить на блюдо и подавать на стол.
Блины царские. Взять полбутылки сливок и стакан муки, размешать, вскипятить. Поставить в холодную воду, остудить. Отдельно на льду в чашке размешать растопленное сливочное масло и шестью желтками и четверть стакана сахару, прибавить туда остуженного теста, снова размешать и добавить полстакана взбитых сливок, выпекать.
Блины с яйцами и луком. Приготовить гречневое или пшеничное тесто, подготовить сковороду, влить тесто, посыпать мелко нарезанными, круто сваренными яйцами и луком, выпекать. Блинчики с яблоками. Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, смазанную маслом, перекладывая каждый блин слоем тонко нарезанных яблок, посыпая их мелким сахаром, корицей и гвоздикой, разбрасывая кусочки масла; поставить кастрюлю на час в духовку. Когда кругом подсохнет и подрумяниться, выложить на блюдо, осыпать мелким сахаром и подать на стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС средствами ТРИЗ – технологий». Конспект занятия во 2 классе.
Конспект развивающего занятия по психологии во 2 классе по теме: «Решение задач»....
Конспект занятий по технологии
Плетеные листья...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...
конспект занятия по технологии на тему "Реалистическая лепка. Персидская кошка".
В документе расположен конспект занятия по технологии в таблице,а также титульный лист...Описываются этапы занятия......
Конспект занятия по технологии "Шкатулка"
Педагогам предлагается научить детей складывать шкатулку в технике оригами, опираясь на изученные ранее базовые формы, и украсить крышку шкатулки узором из элементов квиллинга....
Конспект занятия для учащихся с ОВЗ "Праздник сентября".
Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ. В игровой форме дети закрепляют ранее полученные знания по произведениям В.А. Степанова....
Конспект занятия по технологии "Объемная пластилинография""
Коспект урока по технологии. Может так же быть использован для уроков изо и арт-терапии....