Организация уроков технологии в адаптационный период в 1 классе
статья по технологии (1 класс)

Даутова Альбина Фериниловна

как организовать уроки технологии в первом классе в первой четверти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации уроков технологии,

в 1 классе в адаптационный период

 (из опыта работы)

В соответствии с п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10   в первом классе организуется «использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый)».  Четвертый урок проходит в нетрадиционной форме. В связи с этим из 8 уроков технологии в 1 четверти 5-6 уроков должны пройти в нетрадиционной форме: экскурсия, ролевая игра, игра по станциям, организация выставки, подвижных игр и др.

        Такие занятия могут проходить в школьном дворе, в классе, в спортзале, в библиотеке, в рекреации.

        Часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

     Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы, Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигуру лисички». Кроме  композиций можно предложить  составлять из природного материала (листьев, веточек, семян) фигурки животных,  буквы, слова, примеры, письмо из веточек и др. прямо на улице.

Можно предложить детям вспомнить геометрические фигуры и соотнести собранные листья с ними или предложить сгруппировать листья по определенному признаку: по цвету, по форме, по «содержанию» (простые и сложные  листья). Важно только рассказать и показать,  как сушить листья под прессом и предложить высушить их дома.

     Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д. На прогулке в парке, лесу  или во дворе  школы дети собирают красивые листья, семена, плоды. Затем им предлагается разбиться на группы и составить совместную композицию из природного материала. Композиции можно сфотографировать и сделать выставку фотографий.

Игры на свежем воздухе или в зале. 

«Рукотворное - природное».

Учитель предлагает детям понаблюдать за тем, что их окружает и назвать эти предметы. Например: девочки называют предметы, сделанные человеком, а мальчики – природой.

Учитель кидает мяч и говорит: «Человек » или «Природа», а ученик должен поймать мяч, назвать нужный предмет и бросить мяч обратно. Возможно,  усложнить задание – дети кидают мяч друг другу и выполняют задания.

3. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или урок-игру «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры- соревнования, например, на дальность полетов.

Если погодные условия не позволяют, можно проводить игры по станциям. Игра проходит в классе или рекреации. Помещение делится на четыре зоны, оборудованные столом с необходимыми пособиями. Дежурным по станции может быть подготовленный ученик класса. Дети делятся на четыре  «паровозика», которые посещают все станции по очереди. Для группы можно сделать маршрутный лист, движение группы от станции к станции может проходить под музыку. Принимая группу на станции, дежурный объясняет задание и  дает толкование названия станции. В целом, игра называется «Я теперь первоклассник».

1 станция «На работу».  

Задание №1.

Соберись в школу.

 Предложены: портфель, сумка, авоська, учебники, тетради, ручки, краски, художественные книги, игрушки, чипсы, яблоко и др.   Нужно отобрать школьные принадлежности,  необходимые  для работы.

Задание №2.

Ответь на вопросы.  

  1. Какими видами деятельности дети занимаются в школе?
  2. Назовите профессии людей, которые работают в школе.

        2 станция «Рабочее место».

Предложены инструменты и материалы по работе с бумагой, пластилином, тканью.        Задание:

  1. Приготовь рабочее место для работы с пластилином.
  2. Приготовь рабочее место для работы с бумагой.

        3 станция  «Материалы и инструменты».

Детям предлагается разложить предметы на 3 группы и назвать их. (Можно самим назвать эти группы: материалы, инструменты, приспособления). На столе выложены: ткань, иголки в игольнице, бумага, картон, ножницы, шило, пластилин, стеки, линейка, угольник, кисть для клея, нитки, тряпочка, клей, скрепки, скотч и др.        

Оценка работы на станции.

Детям предлагается оценить свою работу и прикрепить к маршрутному листу значки оценки по следующим критериям:

- работа выполнена верно и  аккуратно;

- надо еще потрудиться и многое узнать.

Классная лаборатория.

Организовать несколько лабораторий, где показать свойства различных материалов. Для организации лабораторий  в классе нужно выделить 2-3 зоны, оборудовав их «лабораторным» столом, необходимыми материалами и местами для группы  учеников.  Для «руководителей лабораторий»  привлечь  родителей или старшеклассников.  Рассмотреть можно, например такие  свойства материалов: рвется, мнется, горит, намокает (для бумаги и ткани). А можно предложить детям самим рассказать о каком-то материале. Например:

Пластилин. (Показываем свойство, а дети его называют).

- Легко гнется и вытягивается

- При высокой температуре или на солнце начинает течь

- Размягчившийся пластилин можно охладить, положив его на некоторое время в холодную воду или холодильник

- Долго сохраняет приданную форму

- Имеет цвет

- Другие свойства: прыгает, магнитится, сияет…

Бумага. (Показываем несколько видов бумаги и рассматриваем,  как от этого меняются  ее свойства).

- Толщина

- Влагостойкость

- Гладкость

- Белизна

- Прозрачность

- Впитывающая способность, горючесть

- Продавливание

- Разрыв, излом

- Скручиваемость…..

Свойства ткани можно показать в сравнении с бумагой.

        Такие формы работы как экскурсии в парк, в лес, на школьную площадку, в библиотеку; подвижные, ролевые, сюжетные игры; организованные наблюдения помогут учителю выполнить требования СанПин к организации адаптационного периода первоклассников.

Предлагаемые занятия и игры можно использовать на первых уроках технологии или на занятиях кружка.  Цели таких занятий: актуализация знаний, полученных в ДОУ по технологии, преемственность.  

         

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников

Презентация к выступлению по обобщению опыта "Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников"...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ

Данный материал  будет полезен учителям начальных классов. Эта статья знакомит с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для успешной адаптации школьников...

Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников.

Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтвер...

Методическая статья. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.

Статья.Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период....

«Организация воспитательного процесса в адаптационный период в 1 классе в соответствии с ФГОС»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.Готовность к обучению в школе включает: физиологическую,...

Методическая разработка на тему Организация уроков технологии в 1 классе в адаптационный период

Методическая разработка на тему Организация уроков технологии  в 1 классе в адаптационный период...