Методическая статья. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.
статья

Галина Хрулёва

Статья.Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_statya._rekomendatsii_po_adaptatsii.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. 408/13-13

Данное письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «0б организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

Начальный период обучения у первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к  школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «...в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации уче6ного процесса.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить

между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. .Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—5 экскурсий по окружающему миру, 3—4 — по изобразительному искусству, 4—6 — по труду, 4—5 урока-театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

Организация уроков математики

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включение игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов; экскурсии по школе, в парк, магазин.

Организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, в спортивном зале, в хорошую погоду — на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; через подвижные игры «Комнатные растения».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами Поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до ...» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

4. Здоровье: подвижные игры, например, «Чистота — залог здоровья».

Организация уроков музыки

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры — песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

— пластическое интонирование;

— музыкально-ритмические движения;

— свободное дирижирование;

— игра на элементарных музыкальных инструментах;

— разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать — необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

— прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);

— экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»);

— игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»),

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые в последствии дети будут воплощать в своих работах.

2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа — художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы и т. д.»

3. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок-игра «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолетов из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.

4. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.

5. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенку.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.

Директор Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН                                                                                                 

                                                                                                                           В.Р. КУЧМА

Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России

                                                                                                                        М.Р. ЛЕОНТЬЕВА

Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1 класс четырехлетней начальной школы)

Целью широкомасштабного эксперимента, который начинается с сентября 2001 года, является решение следующих проблем начальной школы:

— апробация обновленного содержания образования в условиях четырехлетней вариативной начальной школы, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию начального образования;

— использование методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье младших школьников;

— определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и учеников (особенно в адаптационный период);

— организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

. Приход ребенка в школу, то есть переход от необязательного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях мо-гут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далекое от оптимального. По данным медиков 80—90% детей 6—7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18— 20% — пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижена работоспособность и повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс функциональной и психологической адаптации детей к школе.

Первым шагом к решению этих проблем является переход начальной школы на 4-летнее обучение. Четырехлетняя начальная школа обеспечит благоприятную адаптацию ребенка к школе, позволит снять перегрузку обучающихся и обеспечить благополучное развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Увеличение срока обучения в первом звене школы будет способствовать решению приоритетных целей начального образования — развития личности школьника, формирования у него умений и желания учиться.

Обновление начальной школы и поставленные цели эксперимента строятся на основе принятой Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Непрерывность образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

— осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

— готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

— желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

— инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

— совершенствование достижений дошкольного раз-вития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Решение этих задач невозможно без выполнения ряда психолого-педагогических условий: соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей; личност-но-ориентированное взаимодействие взрослых и детей; предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому

развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития школьника; использование игры при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.

Ниже предлагаются рекомендации по реализации целей эксперимента в 1 классе четырехлетней начальной школы.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни

Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Первоклассники умеют общаться, проявляют сопереживание, сочувствие, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в быту, игре, ученье. Дети способны в определенной мере управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых. Они с интересом участвуют в различной деятельности, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке. Вместе с тем им еще необходима четкая и краткая инструкция взрослого, а также представленная последовательность (алгоритм действия). Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить его с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности.

На достаточно высоком уровне развития у детей находится зрителъно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, на-за-под, сверху-снизу и пр.), различать расположения фигур на плоскости, находить детали. Дети могут различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира; способны к классификации предметов по форме-, размеру, цвету; могут различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить

часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей. Среди первоклассников 6—7 лет 30—35% детей имеют несформированное зрительно-пространственное восприятие. Это может послужить причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма и чтения.

Развитие зрителъно-моторных координаций позволяет детям 6 лет координировать свои движения: они могут срисовывать простые предметы, цифры, буквы с соблюдением пропорций, соотношений штрихов, размеров. В то же время для детей этого возраста характерно слабое развитие мелкой моторики руки. Около трети детей, поступающих в школу, имеют несформированность моторных функций и зрительно-моторных координаций, что также может стать причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма.

Развитие слухо-моторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Уровень развития мыслительной деятельности детей этого возраста обеспечивает возможность успешного школьного обучения. Наиболее характерными типами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное, их развитие и совершенствование способствует формированию логической формы мышления.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5—7 тыс. слов), грамматически правильной и выразительной устной речи, умение правильно произносить все звуки родного языка, способность к элементарному звуковому анализу слов.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей ребенка. Так, он может заниматься непрерывно одной и той же деятельностью (чтением, письмом, беседой и пр.) не более 10—12 минут, что необходимо учитывать при организации обучения.

Особенности памяти: преобладание непроизвольного запоминания, но есть способность к произвольным действиям памяти, особенно в том случае, когда школьников учат специальным приемам запоминания.

Такие возрастные особенности детей седьмого года жизни, как сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др., объясняют и сложность для них статических нагрузок, недопустимость ограничения двигательного режима, трудность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику. В процессе деятельности ребенка необходима положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении задания.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Учебный год в первом классе делится на адаптационный (2 месяца) и основной периоды. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (приспособления) к школьной жизни. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологи Учебный год в первом классе делится на адаптационный (2 месяца) и основной периоды. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (приспособления) к школьной жизни. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологи-чески и психологически являются первые три-четыре недели обучения, и поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Особенно трудными физиологически и психологически являются первые три-четыре недели обучения, и поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50— 60%) адаптируются в течение первых 2—3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к учителю, коллективу, приобретает друзей, старается проявить себя (предлагает помощь, принимает поручения, участвует в коллективной деятельности). У этих детей обычно хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями: с ними не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста — они задираются, мешают проводить урок, передвигаются по классу и т. п.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе, причем особенно внимательным нужно быть в период так называемой «острой» адаптации, то есть в первые четыре недели. Особенно важны такие качества педагога как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребенком. Нецелесообразно в первые месяцы обучения вызывать к доске детей, трудно адаптирующихся к школьной жизни, неуверенных, стеснительных, нельзя демонстрировать перед всем классом неспешность деятельности ученика, его ошибки и недостатки.

Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей

При организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, создание учебной среды, способствующей сохранению здоровья.

Предельная наполняемость классов для шестилетних первоклассников — 25 человек, оптимальная — 20 человек. Классы целесообразно располагать не выше второго этажа, площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 м2 на одного учащегося.

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы — не более 30 недель, каникулярное время (в течение учебного года) — не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане таково: 5—6 недель занятий сменяются недельными каникулами. Занятия проводятся только в первую смену. Не рекомендуется шестидневная неделя. Если школа имеет полный день, то во вторую половину дня не допускается проведение уроков, не рекомендуются также занятия по чтению, математике, письму. Лучше всего это время отдать играм, занятиям искусством, физкультурой, театром, а также прогулкам и экскурсиям.

Недельная нагрузка первоклассников не должна превышать 20 часов, то есть ежедневно проводится не более 4 уроков, а в адаптационный период (сентябрь—октябрь) рекомендуется проводить только три урока в день, четвертый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и пр.

Важно соблюдение продолжительности перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между уроками, с большой переменой (динамической паузой) в 45—60 минут после третьего урока.

Продолжительность урока — 35 минут с обязательным проведением 1—2 физкультминуток. Они могут быть естественным структурным элементом урока. Целесообразно подбирать физкультминутки с учетом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, т. к. в противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20—30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается. Поэтому учитель, готовясь к уроку, продумывает и этот структурный элемент, который может занимать 2—3 минуты.

Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно четко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют, кроме того, чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления.

Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражнения, которые тоже можно провести во время физкультминуток: в течение 1—2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей в классе бодрости, легкости в дыхании.

После второго урока по расписанию следует динамическая пауза, которую целесообразно проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Активный отдых, подвижные игры на воздухе во время перемен вызывают гораздо больший положительный эффект в функциональном состоянии организма, чем перемены, проводимые в помещении школы. Кроме того, систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусмотрите двигательную активность в хорошо проветриваемом помещении. Позаботьтесь о том, чтобы в рекреациях имелось простое физкультурное оборудование: маты, стенки, обручи, кегли, шары и др.

Дети седьмого года жизни быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Вначале в течение некоторого времени наблюдается постепенное улучшение количественных и качественных показателей труда. Это — первая фаза работоспособности — врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определенную деятельность. Обычно эта фаза длится 5—7 минут. Учитель должен следить, чтобы эти драгоценные минуты детской активности не тратились впустую — на ненужные замечания, формальные инструкции (о позе детей, порядке на столе), а быстро и спокойно настроить учеников на урок.

Когда ученик настроился на деятельность, развертывается вторая фаза оптимальной работоспособности. Все системы организма работают взаимосвязано и согласованно, обеспечивая высокую активность ребенка при наименьших психофизиологических затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваивает значительный объем учебной информации. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряженности труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15—20 минут, после чего наступает третья фаза работоспособности компенсированного, то есть преодолеваемого, утомления.

Внешне эта третья фаза работоспособности хорошо заметна — ребенок начинает проявлять двигательное беспокойство (двигает руками, вертится и т. п.) и явно отвлекаться. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с личными качествами ученика (невнимателен, не сосредоточивается, не может себя заставить), а с тем, что дальнейшее поддержание высокой работоспособности в этой фазе становится теперь возможным только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить ее организационно, например: провести активную физкультминутку, изменить характер учебных заданий (ввести игру, провести упражнения стоя или передвигаясь по классу и т. п.).

Сделаем очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвертая фаза работоспособности — некомпенсированного утомления. Это — предел результативной работы и сигнал к ее прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко выраженным формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой фазы — вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребенок отказывается ее продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, подпирают голову руками, вертятся и пр.).

Изменяется работоспособность школьников и в течение учебного дня. Сниженные показатели работоспособности отмечаются в начале первого урока, затем наблюдается подъем до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность — от ДО до12 часов, затем следует ее спад (особенно к 14 часам) и некоторый подъем в 16—18 часов.

Необходимо обратить внимание и на изменение работоспособности учеников на протяжении недели. Так, в понедельник ребенок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена, поэтому в этот день целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъему работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм.

Вторник и среда — наиболее благоприятные для учебной работы дни. У первоклассников день наивысшей работоспособности — вторник. Начиная с четверга, уровень работоспособности снижается, причем в пятницу весьма значительно.

С учетом этого нужно строить расписание занятий: дни наибольшей нагрузки — вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребенку возможность несколько «расслабиться» — заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать, конструировать.

Физиологами и психологами доказано, что дети шести—семи лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например читать или писать. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которых одной теме (одной идее) подчиняются разные виды деятельности. Сейчас в методиках разработано достаточно много вариантов уроков, в которых сочетаются разные умственные и практические деятельности (слушание, наблюдение, решение математических задач, рассказывание, чтение, письмо и др.). Методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье.

Установлено благоприятное воздействие на умственную работоспособность школьника таких предметов, как физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» — для снятия напряжения и усталости. Если учитывать это при составлении расписания, то исключается возможность излишнего умственного напряжения и утомления. Например, в пятницу можно проводить уроки «Окружающего мира», «Музыки», «Физкультуры», которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на пятницу самостоятельные работы по математике, диктанты.

Ограничение двигательной активности учащегося (гиподинамия) — одна из самых острых проблем начальной школы. Учитель должен учитывать, что неподвижная поза гораздо утомительнее для организма, чем движения. В соответствии с особенностями детей этого возраста время, в течение которого школьник способен удерживать статическую позу, очень невелико и тем короче, чем меньше возраст. Отсюда вытекает важное педагогическое условие организации процесса обучения младшего школьника: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой.

При организации школьного дня необходимо помнить, что ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Как добиться этого? Можно предусмотреть гимнастику перед началом уроков (хорошо бы под музыку), продумать тематические физкультминутки (об этом уже говорилось выше), подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др. Целесообразно, чтобы школа организовала дополнительные занятия (например: кружки, спортивные секции) ритмики, хореографии, бальных танцев, национальных спортивных игр и т.п.Проводимая ежедневно динамическая пауза также вносит положительный вклад в двигательную деятельность ребенка.

Хорошо, если на переменах звучит музыка: дети танцуют, занимаются аэробикой и т.п. Интересен и такой опыт школ: к стенам прикрепляются грифельные доски, во время перемен дети, стоя (что очень важно!), рисуют на них мелом, играют в «крестики-нолики», «небылицы», составляют кроссворды и пр.

Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело. Например, чрезмерный уровень возбуждения, скажем, после урока физкультуры или динамической паузы можно спокойно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге. Перевозбужденному ребенку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчивости достигнуто — учащийся готов к продуктивной деятельности. Учитель может пойти и на другие «педагогические хитрости»: постоять около ребенка, положить ему руку на плечо («снять» возбуждение), разрешить пососать леденец (это тоже способствует уменьшению напряженности), наконец, о чем-то пошептаться с ним. Важное значение имеют динамические и статические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя — максимальное последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последующим медленным расслаблением; в положении сидя — подбирание подушечек пальцев ног.

Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут и смена поз происходит 2—3 раза в течение урока. При этом важно не столько продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела. Естественно, для этой позы нужно подобрать соответствующие виды учебной работы. Например, стоя, дети могут задать друг другу вопросы, провести небольшую беседу, игру или прослушать небольшой рассказ учителя. Хорошо, если в классе стоят несколько конторок. Дети по очереди, по 5—8 минут работают за конторкой. У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряженности при выполнении учебных заданий. Для них характерны раскрепощенность, свобода движений, хорошая осанка и значительное уменьшение искривлений позвоночника.

Особенности организации урока в 1 классе

Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целесообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент следует использовать для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, карандаши и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать прием проговаривания последовательности действий.

Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, не допустимо, чтобы дети целый урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление наступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей.

Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради — с коллективной беседой.

Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока. Обычно учитель предпочитает дидактическую игру.

Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов — сенсорных, этических, практических и др., уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение, и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.

Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.

Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формирования личности ребенка является развитие его творческих способностей, основа которых — воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать воображение. А для этого весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида игры в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями. Ролевую игру можно использовать на уроке по любому предмету.

При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-заместителями и пр. Такое обучение создает важнейший фундамент для формирования логического мышления.

 Не целесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения. Например, урок ведет не
учитель, а Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешены картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или проходимой теме. Нередко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок перестает
реагировать на наглядные средства обучения, привыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные особенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, отвлекается от темы урока, становится невнимательным, поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, динамичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другими.        

Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собственные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ.

Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе.

Для детей 6—7 лет еще очень трудны тонко координированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника.

Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсировать темп письма — каждый ребенок на начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомендуется учитывать индивидуальные особенности скорости письма учащихся.

При обучении письму леворуких детей следует использовать специальные прописи.

При обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5—7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их проведения можно снова заняться письмом.

Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения — систематичности.

В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлиновки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей: ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастает напряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, получает замечание учителя и, что естественно, снижается его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом.

При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя скорость чтения, важно совершенствование качества чтения (приоритетным является понимание прочитанного).

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, пере-вести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры, например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5—2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2—3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15—20 раз в течение 3 минут) переводе взора с мелкого (3—5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7—10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).

Индивидуальная работа с первоклассниками

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы.

Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе?

1. Задания разной степени трудности. Такие задания предлагаются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что «сильные» дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем весь класс обсуждает выполнение «сильными» своих заданий. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и «сильным», и «средним», и «слабым» детям.

2. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

3. Целесообразно, если на уроке учитель предлагает детям дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Это может быть поговорка, пословица, отрывок из сказки или знакомого стихотворения, интересный рассказ из истории изучаемого явления и т.п. Не нужно требовать от каждого ребенка запоминания и точного воспроизведения дополнительного содержания, так как оно болыпе нужно для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Стиль взаимоотношений учителя и учащихся

При авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся главным в процессе обучения всегда является учитель. Это снижает возможности развития учебно-познавательной мотивации, затрудняет формирование у ученика контролирующей деятельности, желания учиться и интереса к учению. Процесс обучения, который не безразличен к роли ученика и по-новому относится к его участию в процессе обучения, дает качественно другой результат. Это выражается в следующем: ученик — равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере заинтересован в получении хороших результатов, отвечает за свои успехи, промахи и ошибки. Он участвует в деятельности контроля и оценки, он сам (естественно, при непосредственном участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого и пути исправления. Как организовать процесс обучения, чтобы у школьника формировалось умение учиться? Прежде всего, необходимо предоставить ребенку право выбора способа и пути деятельности.

Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца (хотя и такой прием тоже иногда оправдан), а в постановке гипотез, предположений, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи. Чувство свободы выбора («А ты как думаешь?», «А как бы ты стал делать?») делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Особое внимание следует уделить формированию учебно-познавательной мотивации. От того, насколько будут сформированы мотивы учения, в значительной мере зависит успешность дальнейшего обучения детей. Эффективным средством для развития учебно-познавательных мотивов является игра.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или невнимательных. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Учитель должен помнить, что требования к выполнению школьных норм поведения вводятся постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Колл. авт. под рук. О.Е. Лебедева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...

"Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период"

Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Методические рекомендации для работы с первоклассниками в адаптационный период.

Методичка составлена на основе опыта работы в начальной школе, в соответствии с видами деятельности педагога – психолога. Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих без пед...

Брошюра. Тема: "Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения"

Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения....