Организация обучения первоклассников в адаптационный период.
статья (1 класс)

Пеньковская Инна Николаевна

В помощь молодым педагогам рекомендации по организации учебного процесса в период адаптации первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация обучения первоклассников в адаптационный период.

В период адаптации учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации семилетних детей к школе, причем особенно внимательным нужно быть в период так называемой «острой» адаптации, то есть в первые четыре недели. Особенно важны такие качества педагога, как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребенком. Нецелесообразно в первые месяцы обучения вызывать к доске детей, трудно адаптирующихся к школьной жизни, неуверенных, стеснительных, нельзя демонстрировать перед всем классом неуспешность деятельности ученика, его ошибки и недостатки.

Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей

При организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, это создание учебной среды, способствующей сохранению здоровья.

Предельная наполняемость классов для шестилетних первоклассников - 25 человек, оптимальная - 20 человек. Классы целесообразно располагать не выше второго этажа, площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося.

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярное время (в течение учебного года) - не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане таково: 5-6 недель занятий сменяются недельными каникулами. Занятия проводятся только в первую смену. Не рекомендуется шестидневная неделя. Если школа имеет полный день, то во вторую половину дня не допускается проведение уроков, не рекомендуются также занятия по чтению, математике, письму. Лучше всего это время отдать играм, занятиям искусством, физкультурой, театром, а также прогулкам и экскурсиям.

Недельная нагрузка первоклассников не должна превышать 20 часов, то есть ежедневно проводится 4 урока, а в адаптационный период (сентябрь - октябрь) рекомендуется проводить только три урока в день, четвертый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и пр.

Важно соблюдение продолжительности перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между уроками с большой переменой (динамической паузой) в 45-60 минут после третьего урока.

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением 1-2 физкультминуток. Они могут быть естественным структурным элементом урока. Целесообразно подбирать физкультминутки с учетом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20-30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается. Поэтому учитель, готовясь к уроку, продумывает и этот структурный элемент, который может занимать 2-3 минуты.

Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно четко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют, кроме того, чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления.

Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражнения, которые тоже можно провести во время физкультминуток: в течение 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей в классе бодрости, легкости в дыхании.

После второго урока по расписанию следует динамическая пауза, которую целесообразно проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Активный отдых, подвижные игры на воздухе во время перемен вызывают гораздо больший положительный эффект в функциональном состоянии организма, чем перемены, проводимые в помещении школы. Кроме того, систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусмотрите двигательную активность в хорошо проветриваемом помещении. Позаботьтесь о том, чтобы в рекреациях имелось простое физкультурное оборудование: маты, стенки, обручи, кегли, шары и др.

Дети седьмого года жизни быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Вначале в течение некоторого времени наблюдается постепенное улучшение количественных и качественных показателей труда. Это первая фаза работоспособности - врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определенную деятельность. Обычно эта фаза длится 5-7 минут. Учитель должен следить, чтобы эти драгоценные минуты детской активности не тратились впустую -на ненужные замечания, формальные инструкции (о позе детей, порядке на столе), а быстро, спокойно настроить учеников на урок.

Когда ученик настроился на деятельность, развертывается вторая фаза - оптимальной работоспособности. Все системы организма работают взаимосвязанно и согласованно, обеспечивая высокую активность ребенка при наименьших психофизиологических затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваивает значительный объем учебной информации. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряженности труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15-20 минут, после чего наступает третья фаза работоспособности - компенсированного, то есть преодолеваемого утомления.

Внешне эта третья фаза работоспособности хорошо заметна: ребенок начинает проявлять двигательное беспокойство (двигает руками, вертится и т. п.) и явно отвлекается. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с личными качествами ученика (невнимателен, не сосредоточивается, не может себя заставить), а с тем, что дальнейшее поддержание высокой работоспособности в этой фазе становится теперь возможным только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить ее организационно: например, провести активную физкультминутку, изменить характер учебных заданий (ввести игру, провести упражнения стоя или передвигаясь по классу и т. п.).

Сделаем очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвертая фаза работоспособности - некомпенсированного утомления. Это - предел результативной работы и сигнал к ее прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко выраженным формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой фазы - вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребенок отказывается ее продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, поднимают голову руками, вертятся и пр.).

Изменяется работоспособность школьников и в течение учебного дня. Сниженные показатели работоспособности отмечаются в начале первого урока, затем наблюдается подъем до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность - от 10 до 12 часов, затем следуют ее спад (особенно к 14 часам) и некоторый подъем в 16-18 часов.

Необходимо обратить внимание и на изменение работоспособности учеников на протяжении недели. Так, в понедельник ребенок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена, поэтому в этот день целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъему работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм.

Вторник и среда - наиболее благоприятные для учебной работы дни. У первоклассников /лень наивысшей работоспособности - вторник. Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причем в пятницу весьма значительно.

С учетом этого нужно строить расписание занятий: дни наибольшей нагрузки - вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребенку возможность несколько «расслабиться»: заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать, конструировать.

Физиологами и психологами доказано, что дети шести-семи лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать или писать. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которых одной теме (одной идее) подчиняются разные виды деятельности. Сейчас в методиках разработано достаточно много вариантов уроков, в которых сочетаются разные умственные и практические деятельности (слушание, наблюдения, решение математических задач, рассказывание, чтение, письмо и др.). Методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье. Установлено благоприятное воздействие на умственную работоспособность школьника таких предметов, как физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» - для снятия напряжения и усталости. Если учитывать это при составлении расписания, то исключается возможность излишнего умственного напряжения и утомления. Например, в пятницу можно проводить уроки окружающего мира, музыки, физкультуры, которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на пятницу самостоятельные работы по математике, диктанты.

Ограничение двигательной активности учащегося (гиподинамия) - одна из самых острых проблем начальной школы. Учитель должен учитывать, что неподвижная поза гораздо утомительнее для организма, чем движения. В соответствии с особенностями детей этого возраста время, в течение которого школьник способен удерживать статическую позу, очень невелико и тем короче, чем меньше возраст. Отсюда вытекает важное педагогическое условие организации процесса обучения младшего школьника: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой.

При организации школьного дня необходимо помнить, что ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Как добиться этого? Можно предусмотреть гимнастику перед началом уроков (хорошо бы под музыку), продумать тематические физкультминутки (об этом уже говорилось выше), подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др. Целесообразно, чтобы школа организовала дополнительные занятия (например, кружки, спортивные секции) ритмики, хореографии, бальных танцев, национальных спортивных игр и т. п. Проводимая ежедневно динамическая пауза также вносит положительный вклад в двигательную деятельность ребенка.

Хорошо, если на переменах звучит музыка: дети танцуют, занимаются аэробикой и т. п. Интересен и такой опыт школ: к стенам прикрепляются грифельные доски, во время перемен дети, стоя (что очень важно!), рисуют на них мелом, играют в «крестики-нолики», «небылицы», составляют кроссворды и пр.

Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело. Например, чрезмерный уровень возбуждения, скажем, после урока физкультуры или динамической паузы можно спокойно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге. Перевозбужденному ребенку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчивости достигнуто — учащийся готов к продуктивной деятельности. Учитель может пойти и на другие «педагогические хитрости»: постоять около ребенка, положить ему руку на плечо («снять» возбуждение), разрешить пососать леденец (это тоже способствует уменьшению напряженности), наконец, о чем-то пошептаться с ним. Важное значение имеют динамические и статические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя - максимальное последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последующим медленным расслаблением; в положении сидя ~ подбирание подушечек пальцев ног.

Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся от одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важны не столько продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела. Естественно, для этой позы нужно подобрать соответствующие виды учебной работы. Например, стоя, дети могут задать друг другу вопросы, провести небольшую беседу, игру или прослушать небольшой рассказ учителя. Хорошо, если в классе стоят несколько конторок. Дети по очереди, по 5-8 минут, работают за конторкой. У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряженности при выполнении учебных заданий. Для них характерны раскрепощенность, свобода движений, хорошая осанка и значительное уменьшение искривлений позвоночника.

Особенности организации урока в первом классе

Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целесообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: организационный момент и основная часть.

Организационный момент следует использовать для обучения детей умениям организовать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, карандаш и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать прием проговаривания последовательности действий.

Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, недопустимо, чтобы дети целый урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление наступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей.

Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради - с коллективной беседой.

Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока. Обычно учитель предпочитает дидактическую игру.

Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и других, уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.

Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формирования личности ребенка является развитие его творческих способностей, основа которых - воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать воображение. А для этого весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями. Ролевую игру можно использовать на уроке по любому предмету.

При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-заместителями и пр. Такое обучение создаст важнейший фундамент для формирования логического мышления.

Нецелесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения. Например, урок ведет не учитель, а. Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешаны картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или проходимой теме. Нередко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок перестает реагировать на наглядные средства обучения, привлекает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные особенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, отвлекается от темы урока, становится невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, динамичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другим.

Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собственные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ.

Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе.

Для детей 6-7 лет еще очень трудны тонко координированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника.

Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсировать темп письма - каждый ребенок на начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомендуется учитывать индивидуальные особенности скорости письма учащихся.

При обучении письму леворуких детей следует использовать инициальные прописи.

При обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5-7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их можно снова заняться письмом.

Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения - систематичности.

В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлиновки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей: ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастают напряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, получает замечания учителя и, что естественно, снижает его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом.

При обучении чтению категорически запрещаются проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя скорость чтения, важно совершенствование качества чтения (приоритетным является понимание прочитанного).

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора е мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).

Индивидуальная работа с первоклассниками

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить, каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы.

Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе?

  1. Задания разной степени трудности. Такие задания предлагаются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что «сильные» дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем класс обсуждает выполнение «сильными» своих заданий. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и «сильным», и «слабым» детям.
  2. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.
  3. Целесообразно, если на уроке учитель предлагает детям дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Это может
    быть поговорка, пословица, отрывок из сказки или знакомого стихотворения, интересный рассказ из истории изучаемого явления и т. п. Не нужно требовать от каждого ребенка запоминания и точного воспроизведения дополнительного содержания, так как оно больше нужно для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Стиль взаимоотношений учителя и обучающихся

При авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся главным в процессе обучения всегда является учитель. Это снижает возможность развития учебно-познавательной мотивации, затрудняет формирование у ученика контролирующей деятельности, желание учиться и интерес к учению.

Процесс обучения, который не безразличен к роли ученика и по-новому относится к его участию в процессе обучения, дает качественно другой результат. Это выражается в следующем: ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере заинтересован в получении хороших результатов, отвечает за свои успехи, промахи и ошибки. Он участвует в деятельности контроля и оценки, он сам (естественно, при непосредственном участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого я пути исправления. Как организовать процесс обучения, чтобы у школьника формировались умения учиться? Прежде всего, необходимо предоставить ребенку право выбора способа и пути деятельности.

Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца (хотя и такой прием тоже иногда оправдан), а в постановке гипотез, предположений, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи. Чувство свободы выбора («А ты как думаешь?», «А как бы ты стал делать?») делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Особое внимание следует уделить формированию учебно-познавательной мотивации. Оттого, насколько будут сформированы мотивы учения, в значительной мере зависит успешность дальнейшего обучения детей. Эффективным средством для развития учебно-познавательных мотивов является игра.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперактивные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или невнимательных. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Учитель должен помнить, что требования к выполнении школьных норм поведения вводятся постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...

"Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период"

Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов....

Методическая статья. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.

Статья.Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период....

Брошюра. Тема: "Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения"

Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения....

Организация уроков технологии в адаптационный период в 1 классе

как организовать уроки технологии в первом классе в первой четверти...