ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ
статья по зож (1 класс) на тему
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Эта статья знакомит с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для успешной адаптации школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ |
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, наполняемость классов более 25 человек, конечно же, перегрузки программ и многое другое.
В новом федеральном государственном стандарте начального общего образования изложена программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Эта программа должна обеспечивать использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и других особенностей; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей и др. [3].
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна правильная организация учебной деятельности. Нужно организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся не возникало глубокое переутомление, как в конце учебного дня, так и к концу учебного года. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой. [1].
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Приспособление (адаптация) первоклассника к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с родителями сделали косметический ремонт класса. Картинки, комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Динамика работоспособности детей меняется не только в течение дня, но и внутри каждого урока. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов [2]. Поэтому, расписание уроков составлено с учетом дневной динамики работоспособности обучающихся.
В своей работе я использую технологии развивающего обучения. Такой процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка. На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, актуализация знаний, проблемный вопрос, нахождение ответа на проблемный вопрос (изучение нового), закрепление, итоги. Учитывая особенности первоклассников, я использую активные методы обучения: дидактические игры, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций, диалоговые методы, творческие задания, работа в парах, группах. Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. На уроках я также практикую зарядку для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. На переменах организую подвижные игры, свободный отдых.
С целью повышения интереса и предупреждения переутомления я провожу занимательные уроки: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-конкурс или ввожу занимательные элементы в уроки. На уроках я чередую различные виды деятельности, использую наглядность, дидактический материал, счетный материал, схемы и т.п. Это позволяет избежать утомления учащихся, снижение внимания, свести к минимуму учебный стресс, делает урок более эмоциональным, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
В воспитательной работе я тоже уделяю время здоровьесбережению. Уже в сентябре мы участвовали в традиционном Дне здоровья в рамках фестиваля «Здоровье, спорт, творчество», в конкурсах «И стар, и млад», «Папа, мама, я – здоровая семья». Начиная с первого класса, я провожу уроки здоровья. На этих уроках дети учатся сохранять и укреплять свое здоровье. В этом году уроки здоровья были проведены по темам: «Курить - здоровью вредить», «Глаза- главные помощники человека», «Рабочие инструменты» человека», «Уход за руками и ногами», «Осанка - стройная спина», «Вредные привычки», «Если хочешь быть здоров. Как закаляться», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»».
Хорошее здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки. Поэтому один раз в триместр в классе я провожу экологический час, на котором говорим об охране природы, т.к. наше здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Проведены экологические часы: «Лес- наше богатство», « Охрана природы», «Радость от общения с природой», «Единство человека и природы».
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Темы собраний были следующие: «В чем трудности адаптации ребенка к школе?», лекторий «Вредные привычки» (с участием врача-нарколога), «Воспитание гражданина», «Как помочь ребенку стать внимательным».
Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где использование здоровьесберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Использование этих технологий необходимо проводить последовательно, с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения с обязательным контролем его эффективности. Следует отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания.
Литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / М.: ВАКО. 2004.-295с.
2.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / М.: АРКТИ. 2005.-319с.
3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Журнал «Управление начальной школой», №12 /2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период"
Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников
Презентация к выступлению по обобщению опыта "Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников"...
КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"
СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...
Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников.
Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтвер...
Буклет: Тема: "Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения"
Материалы для родителей...
Брошюра. Тема: "Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения"
Практические рекомендации по работе с ребенком-первоклассником в адаптационный период обучения....
Организация уроков технологии в адаптационный период в 1 классе
как организовать уроки технологии в первом классе в первой четверти...