Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (учебный предмет) для 4 класса
рабочая программа по технологии (4 класс)
· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
· развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
· формировать прикладные умения и навыки;
· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей , проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Содержание программы представлено на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruchki_4_klass.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская ООШ»
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Умелые ручки»
(учебный предмет)
для 4 класса
2020-2021 г.
(срок реализации)
Разработчик программы:
___Жукова Людмила Викторовна____________________________________________
(Ф.И.О. учителя)
___учитель начальных классов I квалификационной категории__________________
(занимаемая должность, квалификационная категория)
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» построена и реализуется на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции приказов Минобразования России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011г. № 2357).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей , проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания и формирования:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду творческого отношения к учению, труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- творческого отношения к учению, труду, жизни:
- представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественными ценностями материального мира, восприятие красоты природы, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа курса «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы представлено на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы конкретного учебного предмета (личностные, метапредметные).
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка результатов работы;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Содержание программы.
4 класс
№ п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа). | |||
3 | Фантазии из природных материалов. | Листья, мох, шишки, каштаны, перья. | |
Раздел 2. Работа с бумагой, картоном, фольгой (18 часов). Оригами (3 часа). | |||
1 | Аппликация с раздвижкой. | Журнальная бумага. | |
1 | Веерное гофрирование, аппликация. | Картон, цветная бумага. | |
2 | Оригами из окрашенной бумаги. | Белая бумага, краски. | |
2 | Объёмное моделирование из бумаги. | Цветная бумага. | |
1 | Трубочки из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага. | |
1 | Аппликация из рельефной бумаги. | Цветная бумага. | |
1 | Транспарантное вырезание. | Цветная бумага. | |
3 | Аппликация и объемные изделия из геометрических фигур. | Картон, цветная бумага. | |
3 | Складывание бумаги-оригами. | Цветная и белая бумага. | |
1 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. | Гофрированная бумага, проволока, ватные палочки, бисер. | |
1 | Моделирование из фольги. | Фольга, проволока. | |
2 | Скручивание жгутом, торцевание. | Гофрированная бумага, проволока, цветной картон. | |
1 | Многослойное торцевание. | Гофрированная бумага, салфетки, картон. | |
1 | Выпуклая аппликация из салфеток. | Гофрированная бумага, салфетки, картон, цветная бумага. | |
Раздел 3. Текстильные материалы (4 часа) | |||
2 | Аппликация из ткани. Петельный шов. | Ткань, мулине. | |
2 | Шитьё мягкой игрушки. | Ткань, синтепон. | |
Раздел 4. Пластические материалы (4 часа) | |||
1 | Лепка из пластилина на проволочном каркасе. | Пластилин, проволока. | |
1 | Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками. | Пластилин, картон, сито. | |
1 | Лепим посуду в технике «Гжель». | Пластилин. | |
1 | Лепим в технике «Дымковская игрушка» | Пластилин. | |
Раздел 5. Оригами (2 часа) | |||
3 | Животные и цветы в технике оригами. | Цветная, белая бумага. |
Планируемые результаты изучения программы.
Ученик научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; – изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
- Васина Н.Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.
- Васина Н.Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2012.
- Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012.
- Гончар В.В. Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2012.
- Галанова Т. Игрушки из помпонов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
Перечень материально-технического обеспечения.
- Набор цветной бумаги.
- Набор цветного картона.
- Клей-карандаш, клей ПВА.
- Пластилин.
- Гофрированная бумага.
- Упаковочная бумага.
- Проволока.
- Фольга.
- Салфетки бумажные.
- Мулине.
- Шерстяные нитки.
- Тесьма.
- Синтепон.
- Ткань.
- Ватные палочки.
- Краски.
- Природный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Музыка" 4 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программе...
Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государственного образ...
Рабочая программа и КТП по учебному предмету "Математика", 4 класс, 1 полугодие. (Система РО Л.В. Занкова)
Рабочая программа по математике ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Аргинская, И. И. Математика: учебник для 4 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Корми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...