Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_ktp_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_4_klass.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Одесская средняя общеобразовательная школа №2»
Одесского муниципального района Омской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
«____» __________2014г. «____» __________2014г. «____» _______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
4 класс
на 2014–2015 учебный год
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения с учетом авторской программы по Изобразительному искусству: Б.М. Неменского М. «Просвещение», 2014г.
Составитель:
учитель начальных классов
Кочкаева Лариса Анатьльевна
Педстаж 26 лет, высшая
квалификационная категория
с. Одесское 2014г.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
2. Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
3.Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
4.Основные содержательные линии
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
- конструировать из бумаги макеты детских книжек;
- складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего — 34 ч в год
Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ. Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.
Формы и средства контроля.
- Практические работы.
- Выставки.
- Защиты работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем и разделов | Количество часов | |
1 | Истоки родного искусства. | 8 |
2 | Древние города нашей Земли. | 7 |
3 | Каждый народ – художник. | 11 |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 |
ИТОГО: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Каждый народ — художник»
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли)
Истоки искусства твоего народа (8 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли.
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы).
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение.
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир.
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека.
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города нашей земли (7 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость.
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы.
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Древний город и его жители.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники.
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли.
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов.
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Пир в теремных палатах.
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока.
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии.
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Групппа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство.
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Мудрость старости.
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои - защитники.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды.
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 4 класса
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)
-термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
-начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его
принадлежность к тому или иному жанру искусства;
Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Б.Неменский. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
- Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема, тип урока | Основное | Виды деятельности, форма работы | Планируемые результаты обучения | Творческая деятельность учащихся (внеурочная) | Формы контроля | Календарные сроки | |||||||||
освоение | универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||||||||
Истоки родного искусства Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. | ||||||||||||||||
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы (урок постановки | Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, Учебник, с. 6–16 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Шишкина. Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства гуаши для создания образов природы | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки | Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик». Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Учебник, с. 14–16. Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Левитана. Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы | Изображение осеннего пейзажа. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
3 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция (урок постановки | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке Учебник, с. 20–26. Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: значение слов улица, изба, конек, Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение образа русской Передача особой красоты русского жилища художественными материалами | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
4 | Деревня – деревянный мир (урок постановки | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах. Учебник, с. 20–26. Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» | Коллективная работа | Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол). Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек | Предметные: расширяют свои представления место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание коллективного панно «Деревенька». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
5 | Красота человека. Русская красавица (урок по- становки и решения учебной задачи) | Образ женской Учебник, с. 34–39. Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов. Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы (портреты); работать живописными материалами | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение портрета женского сказочного персонажа Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
6 | Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки | У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека Учебник, с. 34–39. Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничного Научатся: изображать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Выполнение рисунка Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
7 | Календарные праздники (урок постановки | Роль праздников Ф. Малявин и др.). Тема праздника Учебник, с. 40–43 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник». Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои) | ||||||||||
8 | Народные праздники (урок постановки | История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч. Учебник, с. 40–43. «Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о традициях ярмарочных гуляний и в настоящее время. Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Коллективная работа – изображение народного праздника «Осенняя ярмарка». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | ||||||||||
Древние города нашей земли Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены | ||||||||||||||||
9 | Родной угол (урок постановки | Значение выбора места для постройки города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.). Учебник, с. 46–53. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль» и «горизонталь» в архитектуре, назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города. Научатся: понимать и выражать свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
10 | Древние соборы. (урок постановки | Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция Учебник, с. 54–55. Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора. Научатся: понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение древнерусского храма или собора. Материалы: акварель или цветные карандаши | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
11 | Города Русской земли (урок постановки | Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Учебник, с. 56–59. Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры. Научатся: понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). «Город-крепость». Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
12 | Древнерусские воины- защитники (урок постановки | Образ жизни людей древнерусского города; князь Рабочая тетрадь | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества. Научатся: воспринимать произведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря. Материалы: бумага, | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
13 | «Золотое кольцо России» (урок постановки | «Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | Предметные: расширяют свои представления место, использовать художественные материалы Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России». Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
14 | Узорочье теремов (урок постановки | Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность ство украшений. Учебник, с. 71–73. Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей. Научатся: выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания | Предметные: расширяют свои представления место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
15 | Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки | Роль постройки, украшения и изображения в созда- нии образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Учебник, с. 74–77 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенности украшения интерьера княжеских палат. Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы | Выполнение коллективного панно «Пир в теремных Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
Каждый народ – художник Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. | ||||||||||||||||
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки | Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки. Учебник, с. 80–91. Мультимедийный ряд: презентация «Япония» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изготовление модели цветущего дерева – сакуры. Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев» | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
17 | Искусство оригами (урок постановки | Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства. Изобразительное искусство, «оригами». Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают новые эстетические представления Научатся: при- обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изготовление бумажного журавлика. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.) Материал: бумага - | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды (урок по- становки и решения учебной задачи) | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты Учебник, с. 80–91. Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников. Научатся использовать художественные материалы | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки черт лица, прически, движения, фигуры. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.) | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
19 | Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи) | Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека Учебник, с. 92– 101. Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах | Предметные: расширяют свои представления «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение горного или северного пейзажа Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи) | Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты. Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». Учебник, с. 92– 101 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение степного пейзажа Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). композиции из работ обучающихся | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
21 | Города (урок постановки | Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент. Учебник, с. 103– 109 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии. Научатся: характеризовать особенности | Предметные: расширяют свои представления суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание образа древнего среднеазиатского Аппликация из цветной бумаги. Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей | Аппликация. Устный опрос | |||||||||
22 | Древняя Эллада (урок постановки | Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека Учебник, с. 110– 125 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира. Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое отношение к ним; характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы | Выполнение задания 124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
23 | Олимпийские игры (урок постановки | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, Учебник, с. 110– 125. Изобразительное искусство, скульптура, пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают историю возникновения Олимпийских игр. Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Выполнение коллектив- ной работы – панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры». Материалы: гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
24 | Средневековый город (урок постановки | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма Учебник, с. 126– 135. «Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают образ готических городов средневековой Европы. Научатся: видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма) | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Материалы: цветная | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
25 | Образ готического храма | Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора. Учебник, с. 126– 135. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»- | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы. Научатся понимать значимость исторического прошлого Западной Европы для современного человека | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы | Изображение готического собора. Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
26 | Многообразие художественных культур новки | Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров. Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире» | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные; самостоятельно | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета Материалы: художественные материалы | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
Искусство объединяет народы От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. | ||||||||||||||||
27 | Тема материнства в искусстве (урок постановки | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в литературе и в музыке. Учебник, с. 139– 143. Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о том, что тема материнства – общая в искусстве для всех времен Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Рисование портрета Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
28 | Образ Богоматери в русском | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства Учебник, с. 139– 143- | Индивидуальная | Узнают символику каждого цвета в иконописи. Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения | Предметные: расширяют свои представления место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Рисование портрета Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
29 | Мудрость старости (урок постановки | День пожилого человека. Есть красота внешняя Выражение мудрости, старости Учебник, с. 144– 147 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения искусства величайших художников. Научатся: развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Задание (с. 146.): изображение портрета своих бабушки или дедушки. Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
30 | Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки
| Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали Учебник, с. 148– 151 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения известных художников-анималистов. Научатся: рассматривать и рассуждать, как | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима. Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
31 | Герои-защитники (урок постановки
| В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция. Учебник, с. 152– 153 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Рисунок. Устный опрос | ||||||||||
32 | Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты, имеют своих героев-защитников Учебник, с. 152– 153 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Создание этюда Материалы: пластилин, стеки, дощечка | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
33 | Юность и надежда (урок постановки | Тема детства, юности в искусстве, детская тема З. Серебрякова). Учебник, с. 154– 155 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные теме детства, юности в искус- стве всех народов. Научатся: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | Изображение радости детства, мечты Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос | |||||||||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы), (обобщающий. Урок постановки | Роль искусства Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ. Мультимедийный ряд: презентация «Викторина» Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш» | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать в команде | Предметные: расширяют свои представления Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | Рисование образа средневекового города Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти | Рисунок. Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс учителя начальных классов Маловой И.В. 2013/2014 учебный год
В данном материале дана рабочая программа, которая содержит программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, а такде рабо...
Рабочая программа 1 вида по учебному курсу «Математика» для 1-го класса по программе Занкова
Рабочая программа 1 вида по учебному курсу "Математика" для 1-го класса по программе Занкова...
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова
Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова
Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО для 2 класса по системе Занкова со встроенными подпрограммами...
Адаптированная рабочая программа воспитательной работы на учебный год 2 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможносте...