Рабочая программа по технологии, 1класс
рабочая программа по технологии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /__Н.Г.Беляева __/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«технология»
на 2018-19 учебный год
КЛАСС: 1
Составитель: Астрихинская Людмила Ивановна
Квалификация: учитель начальных классов
высшей категории
Малый Куналей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.)
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.
- Примерной программой начального общего образования, авторской программой Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Данная программа предназначена для организации процесса обучения технологии в 1 классе МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Учебный курс отражает идеи развивающего обучения, направленного на формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром.
Цель учебного курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
• развивать личностные качества (активности, инициативы, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления), речи, творческих способностей, в частности конструктивного, технологического мышления, и на этой основе овладение учебной деятельностью;
• овладеть элементарными обобщенными технико-технологическими и организационно-экономическими знаниями
и умениями;
• расширять и обогащать личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека;
• воспитывать уважение к людям труда и культурному наследию—результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• пробудить у детей чувство радости от сделанного или созданного ими самими для родных, друзей и других людей;
• развивать творческие, в том числе конструкторско-технологические, способности на основе общеучебных умений: наблюдать,
сравнивать, анализировать и обобщать (при непосредственной помощи и участии учителя); поддерживать стремление искать и решать
доступные конструкторско-технологические задачи.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
• называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного_ мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно_историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать
их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Раздел «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Раздел «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
• соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско- технологических задач;
• использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
№ п/п | Раздел | Кол-во час. | Планируемые результаты | |||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | ||||
Знать | Уметь | |||||
1 1 | Изготовление изделий из природного материала | 5 |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; симметрия, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, , мозаика. виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, , клей), их свойства и названия; конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью , клея ПВА; виды отделки: аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; | под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности. |
2. | Изготовление изделий из бумаги и картона | 15 | ||||
3. | Изготовление изделий из текстильных материалов | 11 | ||||
4. | Работа на участке | 2 | ||||
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 1 классе ( 33 часа)
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Страницы учебника, рабочей тетради | Объект труда |
1 | Вводный урок. Чему мы научимся на уроке? | Знакомство с главными понятиями трудового обучения (изделие, материалы, инструменты) Инструктаж по технике безопасности. | Знать понятия изделие, природные и искусственные материалы, инструменты, чтобы сделать любое изделие, нужно знать, как оно устроено. | У. с.3 - 11 | ||
2 | Идем на экскурсию за материалом | Правила сбора и подготовки природного материала к урокам технологии. Работа по инструктивным рисункам. Свойства материалов(гофрированный картон и эластичная тесьма) | Знать природные материалы, правила подготовки его к урокам технологии, свойства гофрированного картона и эластичной тесьмы. Уметь работать по инструктивным рисункам. | У. с. 12-17 Р.т. «Подарки леса» | Папка для сушки листьев | |
3 | Урок – экскурсия «Что нам дарит природа?» НРК | Знакомство с деревьями и кустарниками ближайшего уголка природы. Сбор природного материала (листья разной формы, размера, цвета, плоды, веточки и т.д.) | Знать деревья и кустарники ближайшего уголка природы, правила сбора природного материала. | |||
4 | Приемы приклеивания деталей без разметки. | Знакомство со структурой урока-практикума. Последовательность операций. Способы соединения деталей изделия и природных материалов. | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по инструктивным рисункам. | У. с.18 -23 | Плоская аппликация из семян на картонной основе | |
5 | Работа с природным материалом, объемные работы из шишек. | Изготовление изделия из шишек по образцу, придав игрушке другой характер. Способы соединения деталей. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки. | У. с. 24 – 27. | Лесовичок | |
6 -7 | Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом. | Приемы приклеивания листьев, подбор необходимого природного материала для изделия, композиционное размещение листьев на открытке. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно работать по инструктивным рисункам. | У. с. 28 – 33 Р.т. «Поросёнок – путешественник» | Аппликация «Поросёнок – путешественник» | |
8 | Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом. | Приемы приклеивания листьев, подбор необходимого природного материала для изделия, композиционное размещение листьев на открытке. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно работать по инструктивным рисункам. | Р.т. «В подводном царстве» | Тематическая аппликация «В подводном царстве» | |
9 | Приемы складывания оригами. | Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами. | Знать, что такое оригами, изученные на уроке понятия и правила безопасной работы с ножницами. Уметь работать по инструктивным рисункам | У. с. 34-39 | Тюльпан | |
10 | Приемы складывания оригами. | Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами. Инструктаж по т/б | Знать, что такое оригами, изученные на уроке понятия и правила безопасной работы с ножницами. Уметь работать по инструктивным рисункам | У. с. 34-39 | Кот и пёс | |
11 | Аппликация из бумаги. | Техника составления композиции из деталей. Разметка по трафарету и шаблону. Приемы работы с ножницами. Инструктаж по т/б | Знать, как размечают бумажные детали; понятия (шаблон и трафарет) Уметь правильно пользоваться ножницами, составлять композицию из бумажных деталей. | У. с. 40-47 | Панно «Цветы» | |
12-13 | Способы разметки симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объемных изделий. | Симметричные детали. Разметка и вырезание симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объемных изделий. Инструктаж по т/б | Знать, что такое симметричные детали. Уметь размечать, вырезать и склеивать симметричные детали, оформлять изделие по собственному замыслу. | У. с. 58-65 Р.т. «Ребристая подвеска» | Ребристая подвеска | |
14 | Ажурное изделие из складной заготовки. Узоры народов Бурятии. НРК | Свойства узора в орнаменте. Разметка на глаз. Приемы резания многослойной заготовки. Инструктаж по т/б | Уметь выполнять работу с бумагой в новой технике. | У. с. 66 – 69. Р.т. «Снежинка» | Снежинка | |
15-16 | Бумагопластика. Конструирование объемных форм. | Новые приемы конструирования из бумаги(серпантина) объемных форм. | Уметь самостоятельно работать по инструктивным рисункам. | У. с. 70 – 71 Р.т. «Звёздочка», «Птичка» | Елочные игрушки: звёздочка, птичка. | |
17 | Роль салфетки в праздничной сервировке стола. Способы сгибания салфеток | Новые приемы сгибания бумажных салфеток и текстильных салфеток. Сервировка праздничного стола. | Знать понятие сервировка стола. Уметь сгибать салфетки различными способами. | У.с. 72-73 | ||
18-19 | Текстильные материалы и инструменты для их обработки. Изготовление игольницы из бросовых материалов. | Текстильные материалы и инструменты для их обработки. Правила безопасной работы иголками. Инструктаж по т/б Свойства поролона, приемы работы с бросовыми материалами. | Знать текстильные материалы, инструменты, правила безопасной работы с иглой. Уметь изготовить из бросовых материалов игольницу. | У. с. 74 - 81 | Игольница | |
20-21 | Работа с тканью. Изготовление салфетки. | Знакомство с понятиями «долевая», «уточная» нити, «мережная дорожка». Овладение приемами работы с тканью. | Знать понятия долевая и поперечная нить. Уметь продергивать бахрому, «мережную дорожку», | У. с. 82 - 86 | Салфетка | |
22 | Приемы прокладывания стежков «вперёд иголку» и его варианты. | Овладение основными приемами прокладывания стежков «вперёд иголку» Инструктаж по т/б | Уметь выполнять шов «вперёд иголку», соблюдать правила безопасной работы с иголкой. | У. с. 86 | Салфетка | |
23 | Гофрирование бумаги. Резание по круголинейному контору многослойной заготовки. | Гофрирование бумаги. Использование гофра в различных изделиях. Прием получения овальной развертки. | Знать свойство гофрированной бумаги. Уметь работать по инструкционным картинкам, внося свой художественный замысел в изготовление изделия | У. с. 90-99 | Гофрированная бабочка. | |
24 – 25 | Выкладывание простейших мозаичных изображений от края к центру. | Мозаика. Приемы выкладывания мозаичных изображений от края к центру. Заготовка мозаичной крошки. Оклейка коробков. | Уметь оклейку коробка бумагой, выполнять простейший мозаичный узор. | У. с 100 - 103 | Коробочка для мозаичной бумажной крошки. Мозаика «Грибок» | |
26 | Мозаичная аппликация. | Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики. | Уметь работать по инструкционным рисункам. | Р.т. «Грибной дождик» | Мозаика «Грибной дождик» | |
27 | Способы украшения пасхальных яиц. НРК | Многобразие материалов и сферы их применения. Приемы работы со скорлупой. Мозаика. | Уметь использовать прием мозаичной аппликации в новых условиях. | У. с. 112 - 113 | Пасхальное яйцо. | |
28 | Новые приемы бумагопластики. | Приемы работы с крепированной бумаги. | Уметь работать по инструкционным рисункам. | У. с. 114 – 115 Р.т. Бумажная роза | Розы | |
29-30 | Приемы преобразования готовых форм(катушки) | Способы грунтовки деревянной катушки, способы оформления готовой формы по замыслу. | Уметь работать по инструкционным рисункам. | У. с. 116 -117 Р.т. «Зайчик» | Игрушка из катушки «Зайчик» | |
31-32 | Разметка по линейке. Полотняное плетение. | Порядок чередования долевых и поперечных полос при полотняном переплетении. Основные приемы работы: разметка по линейке, резание, склеивание. | Умение плести из готовых бумажных полос плоское изделие в прорезной заготовке. | У. с. 120 – 121 Р.т. «Салфетка» | Салфетка | |
33 | Чему мы научились? Впереди лето. | Подведение итогов. (контрольный опрос) Задание на лето(сбор природного материала(правила заготовки соломки) Выставка лучших работ. | У. с.122 -125 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
2. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс: Рабочая тетрадь
3. Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл"
4. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие Геронимус Т.М.
5. Геронимус Т.М. Учебный комплект по труду для 1-4 кл. - АСТ-Пресс, 2012
6. Геронимус Т.М. Бумажное царство. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 2013
7. Геронимус Т.М. Учимся мастерить. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 2012
8. Геронимус Т.М. Мои помощники - инструменты. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 2012
9. Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера. Неразъемная тетрадь. - АСТ-Пресс, 2014
10. Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда. - АСТ-Пресс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207515-1361300284.jpg)
Рабочая программа по технологии 1класс
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Перспективная начальная школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-122331-1677338953.jpg)
Рабочая программа по технологии 1класс
Рабочая программа по технологии "Начальная школа XXI века" 1класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112313-1549299137.jpg)
Рабочая программа по технологии 1класс
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класс ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-1181780-1572934486.jpg)
Рабочая программа по технологии. 1класс
Курс «Трудовое обучение. Технология» - это составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Особенности этого курса как учебного предмета состоит в том,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/15/picture-1043763-1529088811.jpg)
Рабочая программа по технологии 1класс ПНШ
Планируемые личностные результаты освоения учебной программы:· воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивид...