Рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для 1 дополнительного класса для учащихся с РАС
рабочая программа по технологии (1 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся   с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титульный лист.jpeg                                                                                                                                                                                                                     

  1. Пояснительная   записка

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся   с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

        1.2 Цели и задачи курса

Основной целью   курса является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

 В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязные задачи:

  1. формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  2. формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической    социально – бытовой деятельности;
  3. развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.

        

  1. Краткие сведения о категории обучающихся с РАС

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей   развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Модель учащегося, поступившего в 1 дополнительный класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.

Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.

Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого. Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш. Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.

1.4 Основные направления коррекционной работы:

Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори

Слуховое  и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами

Развитие общей и  ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

            Личностные и предметные результаты изучения курса

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  1. иметь представления о назначении объектов изучения;
  2. иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
  3. иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
  4. владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
  5. применять элементарные практические навыки с помощью учителя

Достаточный уровень:

  1. участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  2. участвовать в практической деятельности,

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  1. овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не      создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  2. овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  1. проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;
  2. положительное отношение к окружающей действительности;
  3. проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
  4. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  5. включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
  2. вступать  в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  3. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  4. обращаться за помощью и принимать помощь;
  5. сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  7. использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  2. активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

  1. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  1. Называть своё имя;
  2. Соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;
  3. Знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
  4. Владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
  5. Знать помещения школы, их назначение;

3. Содержание учебного предмета  

                

Разделы курса

Кол-во

часов

Содержание

1

Культура поведения

8 часов

  1. поведение в школе
  2. поведение в столовой
  3. поведение дома

2

Личная гигиена

10 часов

  1. части тела
  2. предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка
  3. уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами, волосами

3

Моя школа. Мой класс

7  часов

  1. экскурсия по школе
  2. знание школьных помещений
  3. соблюдение режимных моментов и требований
  4. рабочее место, порядок на рабочем месте
  5. школьные принадлежности
  6. дидактические игры

4

Я и моя семья

8 часов

  1. знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени
  2. знание своего возраста
  3. знание своего адреса
  4. дидактические игры

4. Учебно- тематическое планирование

п.п.

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Культура поведения

8 ч

Активное участие в ситуации. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

2

Личная гигиена

10 ч

Активное участие в ситуации. Использование умений на практике.

3

Моя школа. Мой класс

7 ч

 Активное участие в ситуации. Использование умений на практике.

4

Я и моя семья

8 ч

Совместно с учителем разучивать формулы. Активное участие в ситуации. Использование умений на практике.

Всего

33 ч

        

         5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Урока по разделу

Тема

Кол-во

часов

Тип занятия

Средства

обучения

Виды

деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1 раздел. Культура поведения  (8 ч)

1

1

Школа хороших манер. В чем секрет волшебных слов?

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

2

2

Поведение в школе.

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

3

3

Формы обращения к разновозрастным группам.

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

4

4

Поведение в столовой.

1

Урок открытия новых знаний

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Активное участие в ситуации.

5

5

Поведение за столом

1

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

6

6

Поведение дома

1

Урок открытия новых знаний

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Совместно с учителем разучивать правила поведения

7

7

Поведение дома в семье

1

Урок открытия новых знаний

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Совместно с учителем разучивать правила поведения

8

8

Итоговое повторение пройденного материала

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

2 раздел. Личная гигиена (10 ч)

9

1

Руки – мои помощники

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

10

2

Моем руки

1

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

11

3

Ноги и их значение

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

12

4

Моем ноги

1

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

13

5

Зубы и их значение. Необходимость и периодичность чистки зубов

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

14

6

Правила чистки зубов. Чистим зубы

1

Практическое занятие

Использование умений на практике

15

7

Уши и их значение. Правила чистки ушей

1

Практическое занятие

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Использование умений на практике

16

8

Глаза и их значение. Гигиена зрения

1

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

17

9

Правила расчёсывания волос.  «Играем в парикмахерскую»

1

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

18

10

Обобщающий урок «Моё тело и уход за ним»

1

Урок-игра

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Активное участие в ситуации.

3 раздел. Моя школа. Мой класс (7 ч)

19

1

Экскурсия по школе

1

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

20

2

Создание макета «Моя школа»

1

Урок общеметодологической направленности

Использование умений на практике

21

3

Создание макета «Моя школа»

1

Урок общеметодологической направленности

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Активное участие в ситуации.

22

4

Школьный режим

1

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

23

5

Рабочее место

1

Инсценировка

Активное участие в ситуации

24

6

Школьные принадлежности.

1

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

25

7

Дидактические игры «Так или не так?», «Где ты был?».

1

Инсценировка

Использование умений на практике

4 раздел. Я и моя семья (8 ч)

26

1

Будем знакомы!

1

Урок общеметодологической направленности

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Совместно с учителем разучивать формулы

27

2

Мой адрес. Дидактическая игра «Портрет»

1

Урок смешанного типа

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

28

3

Любимые занятия.

Интегрированный урок с уроком физической культуры на тему"Прыжки с ноги на ногу"

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

29

4

Ближайший мир ребёнка – семья.

Интегрированный урок с уроком физической культуры по теме "Челночный бег. Подтягивание в висе лежа с опорой ногами"

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

30

5

Состав семьи.

1

Урок-игра

Использование умений на практике

31

6

Обязанности ребёнка в семье.

Интегрированный урок с уроком физической культуры по теме "Бег на короткие дистанции. Развитие силы: сгибание рук в упоре лежа от края скамейки"

1

Урок-игра

Использование умений на практике

32

7

Семейные традиции, праздники.

Интегрированный урок с уроком физической культуры по теме "Бег в среднем темпе на заданное время. Подъем туловища из положения лежа на полу"

1

Урок общеметодологической направленности

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Активное участие в ситуации.

33

8

Семейные традиции, праздники

1

Урок-игра

Использование умений на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...

Адаптированная рабочая программа "Мир природы и человека" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Мир природы и человека" 2  класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...

Рабочая программа по русскому языку 1 дополнительный класс (РАС)

Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьника с РАС, обучающегося в первом дополнительном классе, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 дополнительный класс(РАС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...