Конспект урока технологии "Орнамент в полосе. Для чего он нужен?" 3 класс.
план-конспект урока по технологии (1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »

Изделие: Аппликация «Закладка»

 

Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; формирование навыков работы с бумагой, формирование умения создавать орнамент; выполнение изделия из бумаги «Закладка».

Планируемые результаты:

Предметные:

-Знать понятие «орнамент» и его закономерности;

- Знать как работать с бумагой и картоном;

- Освоить приемы выполнения , крепления частей изделия.;

- Изготовить изделие «Закладка»;

Личностные:

- развитие мелкой моторики рук; формирование аккуратности и трудолюбия;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: образец, технологическая карта изделия, цветная бумага, клей ПВА, картон, ножницы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2021                                                                                                           ФИО учителя: Исмагилова Р. С.

Школа:  МОУ СОШ №13                                                                                         ФИО студента: Шестакова Т., 41 гр

Класс: 1 «В»                                                                                                               ФИО методиста: Бондарь Е. Б.

Кабинет: 21

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »

Изделие: Аппликация «Закладка»

Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; формирование навыков работы с бумагой, формирование умения создавать орнамент; выполнение изделия из бумаги «Закладка».

Планируемые результаты:

Предметные:

-Знать понятие «орнамент» и его закономерности;

- Знать как работать с бумагой и картоном;

- Освоить приемы выполнения , крепления частей изделия.;

- Изготовить изделие «Закладка»;

Личностные:

- развитие мелкой моторики рук; формирование аккуратности и трудолюбия;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: образец, технологическая карта изделия, цветная бумага, клей ПВА, картон, ножницы.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно

метраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

 Доброе утро, ребята! Меня зовут Татьяна Викторовна и урок технологии проведу у вас я. Прежде чем мы начнем, немного порассуждаем. Прочитайте поговорку : «С мастерством люди не родятся, а добрым мастерством гордятся»

Как вы понимаете это высказывание?

Отвечают на вопрос.

К.:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Р.:

Постановка учебной задачи

II. Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.

- Что общего в этих предметах?

- Ручная работа, художественные промыслы.

- Посмотрите повнимательнее на предметы

- Как называется повторяющийся рисунок или узор?

- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.

- Для чего нужен орнамент

- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

- Откуда древние мастера их «срисовывали»?

- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

- Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Как вы думаете, что изображается в геометрическом орнаменте?

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.

- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

А что изображалось в животном орнаменте?

- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

- Что изображается на смешанном орнаменте?

по материалам, по форме, по назначению

рисунок повторяется

орнамент

Орнамент.

для украшения

Предложения детей

простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты.

Животные

П.: Умение анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

III. Постановка учебной задачи

2 мин

- Какие фигуры будут представлены в орнаменте?

- Что является главным в геометрическом орнаменте?

– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор?

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.

Без рук, без ног –

Ползает на брюхе.

Нет у неё слуха,

Не жуёт – глотает,

Смотрит – не моргает.

Как загадка вам моя?

Отгадали? Кто?

- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.

-Изучение изделия по образцу (изображению). 

-Каково назначение изделия?
-Простое изделие или сложное? Почему?  
-Из какого количества деталей состоит изделие?
-Из какого материала выполнено изделие?
-Можно ли сделать это изделие из другого материала?
- Если да, то из какого?
- Каким способом соединены детали изделия?
-Как можно его оформить?

Круг, квадрат.

повторяющийся узор из геометрических фигур

бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.

Змея

Обозначать страницу, где остановился

Изделие простое. Потому что делается из одного материала

Из картона и бумаги

Да, можно

Из ткани, фетра и т.д.

Клеем

Глазки для змеи

Р.: 

Постановка учебной задачи

IV. Открытие нового знания (педпоказ)

10-12  мин

1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.

- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

Правильно расположить предметы на столе;

Вам нужно выбрать орнамент;

Приклеить выбранные фигурки на основу;

На каждом этапе контролировать работу;

По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.

Давайте повторим плана работы:

1. Выбрать орнамент
2. Приклеить выбранный орнамент
Что мы делаем на этих этапах?

Круг, прямоугольник, квадарат

Ответы детей

Р.: 
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов

П.: Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения.

V. Первичное закрепление во внешней речи

1 мин

Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.

Ребята, перед вами лежат инструкционные карты. Для чего она необходима?  

Представьте, как будет выглядеть ваша закладка?

Продумайте в какой последовательности вы расположите фигуры

Кто повторит алгоритм выполнения закладки??

Чем ваши закладки будут похожи?

А чем будут отличаться?

Повторите этапы работы

Эта карта поможет нам при работе

Что будут одни и те же фигуры

Они буду расположены в разной поледовательности

Р.: Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

20 мин

Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

        Учитель: Любая работа должна приносить только пользу и положительные  эмоции, поэтому важно помнить о санитарно-гигиенических требованиях и соблюдать правила техники безопасности во время работы.

       Санитарно-гигиенические требования

Кто может их перечислить?

Правила техники безопасности при работе с ножницами

Кто скажет правила работы с ножницами?

При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

Давайте повторим правила безопасной работы с ножницами

У вас для работы все готово. Приступаем к выполнению работы.

- Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.

- Стараться работать с небольшими перерывами.

-  Ножницы располагаются на столе с правой стороны;

-  Класть ножницы сомкнутыми лезвиями;

Передавать ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

Повторяют правила.

Ученики организуют свои рабочие места и приступают к работе

К.:
Формируем умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Л.: Соблюдение при работе безопасных приёмов труда

VII. Включение в систему знаний

3 мин

Молодцы, ребята! Работы у вас получились замечательные! Давайте создадим выставку наших работ.

 -Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

 -Что сделали бы сейчас по-другому?

-Что сделаем теперь?

Уборка рабочих мест.

Оформляем выставку работ

Ответы на вопросы

Л.:  Соблюдение при работе безопасных приёмов труда
Формируем умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

4 мин

Что вам хочется сделать со своей поделкой?

Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли свою работу, этот человек обязательно обрадуется, так как ваша работа выполнена свои руками. А самый лучший подарок-это подарок, сделанный своими руками.

Анализ выполненной работы

Л.:

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока физической культуры "Полоса препятствия" ФГОС

План-конспект урока для 2 класса "Полоса препятствий" из раздела "Гимнастика". Урок построен в соответствие с ФГОС. Урок проводится в игровой форме, с выполнением проектной работы. Весь урок сопровожд...

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

конспект урока по окружающему миру "Для чего нужна экономика"

урок окружающего мира в 3 классе, программа Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "С чего начинается Родина?", 3 класс

Цель урока: овладение картиной мира: помочь младшему школьнику осознать принадлежность  к стране, в которой он родился и живёт....