Конспект урока по технологии 2 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (АППЛИЦИРОВАНИЕ). МАТРЕШКА
Цели | Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью; познакомить с историей матрешки; учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь; кусочки ткани, клей, ножницы; материалы для отделки изделия – тесьма, блестки, бисер |
Планируемые | Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам. Предметные: закрепят знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью. |
Окончание табл.
Метапредметные: ∙ регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда; ∙ познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»; ∙ коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные |
I. Подведение к цели урока | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Заслушивает сообщения учащихся о работах, сделанных на прошлом уроке. – Дымковская игрушка ценится во всем мире. Аналогичных игрушек нет нигде. Но все-таки символом России стала совсем другая – куколка. Вы можете назвать ее. Конечно, это матрешка | Рассказывают о поделках | Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают |
II. Освоение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ об истории матрешек. Работа с учебником (с. 30). Просмотр мультимедийной презентации или изделий | – Прочитайте стихотворение в учебнике и расскажите, как вы его понимаете. В чем секрет русской матрешки? Читает стихотворение: Цветастое платье, румяные щечки! – Матрешка – наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства. В девяностых годах XIX века в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика-мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка | Рассматривают изделия; анализируют информацию, делятся впечатлениями, рассказывают с творчеством народных мастеров-матрешечников | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о матрешках. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: проявляют желание узнать и научиться новому |
| переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя Матрена тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки». Имя Матрена символизирует богатырское здоровье, успех, благополучие. (См. дополнительный материал к уроку.) | |||
Знакомство с профессиями резчика и игрушечника. Работа с учебником (с. 32) | – Из чего сделана игрушка? Как называется профессия мастера, вытачивающего игрушку? – Прочитайте об этих профессиях в учебнике (с. 32). Организует беседу по вопросам. – Что делает резчик? – Какими инструментами он работает? – Что делает игрушечник? | Читают статью в учебнике, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы | Личностные: имеют желание узнать и научиться новому. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания | |
Беседа «Особенности создания матрешки» | – Рассмотрите матрешку и расскажите о ней. Из каких операций, по вашему мнению, состоит процесс создания матрешки? Расставьте технологические операции в нужном порядке. | Слушают учителя, рассматривают изде- | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей беседе, | |
| Учитель прикрепляет к доске листочки с написанными операциями в любой последовательности. Учащиеся должны их расставить в нужном порядке. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум восьмиместные, а в последние годы появились 35-местные, даже 70-местные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-местная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу надевается на донце. Благодаря тому что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют. | лия; анализируют информацию, отвечают на вопросы; сравнивают изделия, узор; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод | соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: общеучебные – умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек; умеют сравнивать узоры, используемые в росписи изделий народных промыслов, наблюдать и выделять в процессе рассматривания матрешек особенности их росписи, анализировать способ создания | |
| Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость | |||
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют рабочее место | Познавательные: общеучебные –умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. |
Беседа «Что и как мы будем делать» | – Сегодня мы будем делать матрешку, но способ изготовления будет нетрадиционным. Каким? Давайте посмотрим. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его по заданному плану. | Анализируют конструкцию изделия, | Личностные: имеют знания о гигиене труда. Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно | |
| Как называется техника, в которой мы будем делать изделие? Какие материалы нам потребуются для работы? Что вы знаете о ткани? В чем отличия разных видов тканей? Каков порядок работы над изделием? Демонстрирует приемы разметки на ткани, привлекает учащихся к обсуждению: «Как украсить изделия?» и т. п. | узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план работы над изделием, проговаривают его вслух | выделять и формулировать познавательную цель, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определения материалов, инструментов и приемов работы. Регулятивные: ориентируются в учебнике; составляют план выполнения работ на основе слайдового плана. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. – Выполните матрешку в технике аппликации | Отбирают инструменты в зависимости от вида работы; выстраивают последовательность реализации собственного замысла; выполняют поделку | Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Регулятивные: умеют контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда | |
| ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ | Рассматривают поделки, оценивают | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Какую технику работы вы сегодня использовали для создания поделки? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | ||
Заключительное слово | Читает стихотворение: Ой ты, барышня-матрешка, Я возьму тебя в ладошки, Покажи мне тех девчат, Что внутри тебя сидят! Ой ты, барышня-матрешка, Разноцветная одежка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов | Слушают учителя | ||
| – Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем чем больше труда вложено в матрешку, тем это произойдет быстрее. Пусть матрешка, которую вы сегодня сделали, принесет тепло и уют в ваш дом | |||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание, показывает образцы. – Подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали. Рассмотреть в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполнить один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложить в папку достижений. Принести на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки | Слушают учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии в 1 классе. Тема урока: Работа с бисером. Изготовление весеннего букета
Уроки составлены в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс(конспект +презентация)
Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс...
Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...
Конспект урока по технологии на тему "«Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»." 3 класс УМК "Школа России"
laquo;Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»....
Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...
Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.
Цели: - Формирование умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...