Статья "Система оценивания на уроках технологии"
статья по технологии

Ревина Елена Ивановна

 Контроль и оценкарезультатов обучения являются важной составной частью целостного педагогического процесса. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности учитель получает возможность: оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу с учащимися, стимулировать познавательную активность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_na_urokah_tehnologii.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Учитель технологии Ревина Е.И.

Система оценивания образовательных достижений учащихся

на уроках технологии

 

       Контроль и оценка результатов обучения являются важной составной частью целостного педагогического процесса. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности учитель получает возможность: оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу с учащимися, стимулировать познавательную активность учащихся.

       В педагогической науке и практике сформировались определенные требования, предъявляемые к контролю уровня освоения учебного материала. Контроль должен включать такой показатель, как полнота и всесторонность, должен быть объективным, систематичным, выполнять обучающую, воспитывающую и развивающую функции.

Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в содержание контроля всех основных элементов учебного материала – от знаний правил безопасного труда, организации рабочего места, видов и назначения обрабатываемого материала, технологических требований к выполнению различных операций до умений применять на практике полученных знаний. Объективность контроля обеспечивается учетом индивидуальных особенностей учащихся, использованием контрольных заданий различной степени трудности. Систематичность реализуется путем постоянной проверки знаний и практических навыков у всех учащихся на всех этапах образовательного процесса.

       Обучающее влияние контроля проявляется в том, что в процессе прослушивания ответов учащиеся систематизируют свои собственные знания, выявляют ошибки и приобретают навыки самоконтроля.

       Воспитывающая и развивающая функции проявляются в воспитании у учащихся ответственного отношения к созданию собственного или коллективного изделия или выполнению проекта, при этом развиваются память, внимание, воспитывается самостоятельность в принятии решений.

       Различают несколько видов контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Задачей входного контроля является определение готовности обучающихся к восприятию новой информации. Текущий контроль позволяет определить, какие изменения, дополнения следует внести учителю в заранее спроектированный учебный процесс для получения более высоких результатов обучения. Рубежный контроль проводят, как правило, при завершении изучения большого раздела. Итоговая проверка уровня усвоения учебного материала проводится в конце четверти, полугодия или в конце учебного года как смотр учебных достижений обучающихся.

В настоящее время переосмысливается система оценивания достижений учащихся, и, в первую очередь, меняются подходы к технологии оценивания (табл.1).

Таблица 1.
 

Технология оценивания

Что оценивать?

Кто должен оценивать?

Где накапливать и фиксировать материалы оценивания?

По какой шкале оценивать?

Как определить итоговую отметку?

       Изменение подходов к технологии оценивания связано с новыми результатами образовательной деятельности. Выделяют три основные группы планируемых результатов.

       Метапредметные выражаются в уровне сформированности надпредметных УУД (универсальных учебных действий), необходимых учащемуся для организации самообучения.

       Личностные результаты обучения отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, выражаются через сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также через способность ставить цели и строить жизненные планы и адекватно
их реализовывать в социуме.

       Предметные результаты включают освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

Новый результат требует новых способов оценки достижений. Таким образом, компетенции, как результат образования, требуют изменения образовательных технологий как способа формирования компетенций и изменения оценочных средств, как инструмента доказательства сформированности компетенций.

       Особое значение имеет характер оценки (формирующая оценка). Формирующее оценивание встраивается в личностно ориентированное обучение, так как ориентировано на формирование и развитие личностных и метапредметных умений. В ходе оценивания отслеживается прогресс каждого обучающегося и оцениваются не только результат, но и процесс (табл. 2).

Таблица 2.
Средства оценивания результатов обучения

Мониторинг

Коммуникационные, информационные, тестовые технологии

Рейтинговая система оценивания

Коммуникационные, информационные технологии

Педагогические тесты

Информационные, тестовые технологии

Портфолио учащегося

Аутентичные технологии

       Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Оценка – это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

       Особое значение имеет самооценка. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «алгоритму самооценки» (табл. 3) и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Таблица 3.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

Вопрос

Пояснение

Что нужно было сделать в задании?

Какова была цель, что нужно было получить в результате.

Удалось получить результат?

Найди решение, ответ.

Справилась полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чем?

Для ответа на этот вопрос ребенку нужно: либо получить эталон правильно выполненного задания и сравнить с ним свое; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

Справился полностью самостоятельно или была оказана помощь?

Кто помогал, в чем.

Какое умение развивали при выполнении этого задания?

Какие знания понадобились для выполнения задания.

Каков был уровень задания?

Такие задания мы выполняли много раз, понадобились только «старые» уже усвоенные знания (необходимый уровень).
В этом задании мы столкнулись с необычной ситуацией: либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем (повышенный уровень).
Такие задачи мы никогда не учились решать, или нужны знания, которые на уроках не изучали (максимальный уровень).

Определи уровень успешности на котором ты выполнил это задание.

 

Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

Для самооценки последовательности выполнения операций эффективно использовать карту пооперационного контроля (табл. 4, 5, 6), которую можно разработать совместно с учениками.

Таблица 4.
Карта пооперационного контроля «Окончательная отделка ночной сорочки»

Проверяемые параметры

Количество баллов

Товарный вид изделия

1

Левый и правый рукава

Окончательная влажно-тепловая обработка

0,5

Симметричность, одинаковая ширина рукавов

0,5

Обрезание концов ниток строчек постоянного назначения

0,5

Качество строчек (ровность строчек, наличие закрепки)

1

Отсутствие строчек временного назначения

0,25

Левая и правая части изделия

Симметричность линии горловины

0,5

Симметричность, одинаковая ширина плеч

0,5

Отсутствие строчек временного назначения

0,25

Сумма баллов (максимальное количество 5 баллов)

Итого: 5 баллов

Таблица 5.
Карта пооперационного контроля «Окончательная отделка фартука»

Проверяемые параметры

Количество баллов

Товарный вид изделия

1

Левая и правая стороны фартука

Окончательная влажно-тепловая обработка

0,5

Симметричность, одинаковая длина

0,5

Обрезание концов ниток строчек постоянного назначения

0,5

Качество строчек (ровность строчек, наличие закрепки)

1

Отсутствие строчек временного назначения

0,25

Левая и правая части пояса

Симметричность, одинаковая длина

0,5

Симметричность, одинаковая ширина

0,5

Отсутствие строчек временного назначения

0,25

Сумма баллов (максимальное количество 5 баллов)

Итого: 5 баллов

Таблица 6.
Карта пооперационного контроля «Окончательная отделка юбки»

Проверяемые параметры

Количество баллов

Товарный вид изделия

1

Левая и правая стороны юбки

Окончательная влажно-тепловая обработка

0,5

Симметричность, одинаковая длина

0,25

Обрезание концов ниток строчек постоянного назначения

0,25

Качество строчек (ровность строчек, наличие закрепки)

1

Отсутствие строчек временного назначения

0,5

Симметричность, одинаковая длина

0,5

Аккуратность выполнения застежки

1

Сумма баллов (максимальное количество 5 баллов)

Итого: 5 баллов

       Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

       Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет.

       Особое значение в организации успешного учебного процесса имеет возможность эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают свое настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.

       В последнее время получают широкое распространение аутентичные технологии оценки учебных достижений, например – портфолио. Портфолио – аутентичная индивидуальная оценка, ориентированная на демонстрацию динамики образовательных достижений, в том числе в сфере освоения самоорганизации собственной учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, рефлексия.

       С помощью портфеля достижений ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются.

Использованная литература

  1. Теория и методика обучения технологии с практикумом: учебно-методическое пособие, электронное издание сетевого распространения / М.Л.Субочева, Е.А.Вахтомина, И.П.Сапего, И.В.Максимкина. — М.: МПГУ, «КДУ», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.

Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибк...

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

Система оценивания на уроке.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогр...

Критериальное оценивание как педагогическая технология

Дать общее представление о новой системе критериального оцениванияРаскрыть место оценивания в современном образовательном процессе  как способа определения степени реализации учебных целей ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Мастер-класс. Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.

Мастер-класс  Учитель: Тимофеева О.В.Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.Цель: Цель: Изучение и обобщение основных  аспектов  формативного оценивания в теории и п...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологииформирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках вначальной школе.Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формиру...