Критериальное оценивание как педагогическая технология
учебно-методический материал на тему
- Дать общее представление о новой системе критериального оценивания
- Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_otsenivanie.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КГУ «Гимназия города Балхаш»
Декада кафедры начальных классов
Коуч – сессия на тему:
Критериальное оценивание.
Учитель начальных классов:
Ким Е.О.
2013 – 2014 учебный год
Критериальное оценивание как педагогическая технология
Цель:
- Дать общее представление о новой системе критериального оценивания
- Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
Ход коуч – сессии:
- Психологический настрой на работу.
Участники коуча сидят по группам.
Задание №1: на листе формата А5 нарисовать снеговика. После группы обмениваются рисунками.
Задание №2: оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале), сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.
- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.
- Вот это и будет темой нашей встречи – Критериальное оценивание.
- Применение стратегии РКМЧП «Идеал» (Дж. Брэндсфорд и Д.Стайн)
«ИДЕАЛ» - стратегия решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций.
И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как», и в нем должна отсутствовать частица «не».
Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь, взвесив все «за» и «против», выбирайте лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе анализируются проделанная работа.
- Работа с текстом
И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как», и в нем должна отсутствовать частица «не».
В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.
При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
- учитель выполняет контролирующую функцию;
- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
- отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
- система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
- традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
- такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
- Составление кластера
Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).
- Работа с продолжением текста
Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Данные исследований
- Предоставление обратной связи может быть в устной или письменной форме. Нет определенных сведений о том, что один лучше другого; это зависит от контекста.
- Более успешные преподаватели используют похвалу реже, чем менее успешные.
- Похвала должна быть четкой, а не обобщенной, конкретно описывать то, что достойно похвалы.
- Предоставленная обратная связь более эффективна, если она сосредоточена на задании (включает в себя задание), а не человеке (включает в себя эго).
- Оценки, отметки, галочки и т.д. мало влияют на последующую деятельность.
- Частое предоставление обратной связи на поведение и внешний вид (например, аккуратность) ослабляют значимость предоставления обратной связи как оценки результатов мыслительной деятельности.
- Повествовательные комментарии помогают ученикам понять, как развиваться.
- Определение областей для улучшения и озвучивание возможных стратегий для развития являются более действенными, нежели предоставление полного решения (например, исправление работы учителями), так как ученики должны думать самостоятельно.
- Возможности для совершенствования должны быть предоставлены ученикам на раннем этапе их усилий по развитию своей деятельности.
- Небезопасно при всем классе озвучивать персональную обратную связь, тогда как предоставление общей обратной связи, затрагивающей весь класс, является значимым.
- Ошибки могут быть рассмотрены как важные возможности для дальнейшего обучения.
- Если усилия учеников отмечены, более вероятно, что они поверят в возможность улучшения своего обучения. Если они считают, что успех зависит от врожденных способностей, они могут сдаться, чтобы избежать провала.
РАБОТА внутри “черного ящика”
Оценивание для обучения на уроках
Чтобы внедрить идеи о формирующем оценивании в свою деятельность, в первую очередь необходимо обдумать то, над чем вы работаете. Обсуждения с коллегами и наблюдения на уроках друг друга могут дать пищу для подобных размышлений.
Следующим шагом должна стать проверка внесенных изменений. Сильное изменение может быть слишком рискованным и разрушающим, поэтому самое лучшее выбрать что-то одно, что вы хотите изменить – будет ли это использование карточек-«светофоров», оценивание сверстниками или улучшенный опрос – просто попробуйте. Если вы преподаете в начальных классах, попытайтесь сделать с одним классом. Как только учителя обретают уверенность и позволяют ученикам говорить, что они знают и что им необходимо узнать, учителя решают, что они должны использовать оценивание в формате всего своего преподавания.
Использование дальнейших стратегий ведет к дальнейшему прогрессу. Когда сотрудничают вместе несколько учителей, каждый начинает выбирать свою стратегию, а затем делится достигнутыми результатами. Этот процесс должен привести к точной формулировке «плана действий», состоящей из ряда стратегий, при этом желательно начинать работать с классом с начала учебного года. Первая причина для начала в новом учебном году это наличие времени для привыкания, как учителей, так и учеников к новому способу работы. Второй причиной является возможная сложность в изменении уже установленного режима работы в середине учебного года. Опыт последовательной работы в течение года, только с несколькими классами, желательно наряду с подобными попытками других педагогов, создает прочную почву для последующей массовой адаптации новых методов.
Сотрудничество с группой, подвергающейся введением похожих инноваций, необходимо. Общие наблюдения, обмен идеями и опытом о полученном прогрессе, могут быть полезными, как для тактики, так и на стратегическом уровне. Поддержка коллег особенно важна для преодоления первоначальных сомнений, когда вы берете на себя риск изменить культуру и ожидаемые результаты аудиторных занятий.
Работа любой группы, исследующей нововведения, является инвестированием в деятельность всей школы, поэтому помощь не должна носить характер снисхождения при своеобразной деятельности. Напротив, подобная работа должна быть включена в план улучшения работы школы, ожидая, что после оценивания работы группы последует распространение богатого практического опыта.
Пол Блэк, Кристина Хэррисон, Клэр Ли, Бетан Маршалл и Дилан Уильям,
«Работая Внутри Черной Рамки: Оценивание аудиторного обучения»,
Фи Дельта Каппа, том 86, №1, Сентябрь 2004, стр.9-21.
ГЛОССАРИЙ
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
- Групповое обсуждение
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь, взвесив все «за» и «против», выбирайте лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе анализируются проделанная работа.
- Возможность применения критериального оценивания на данном этапе в работе учителя начальных классов.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывногооценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процессчерез взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.
«Редакторский совет»
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» надоске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.
Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например,пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
- Воду нельзя загрязнять
- Без воды нет жизни на планете
- Вода может переходить из одногосостояния в другое
- Вода бесцветная
Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
- Я узнал…
- Я теперь знаю…
- Мне было интересно…
- Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Древо творчества»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок
–получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке
при безотметочном обучении
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Балловая оценка
Процент выполнения
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% - среде – высокий уровень
50 -74% - средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька - не понял,
вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый – я умею сам,
жёлтый – я умею, но не уверен,
красный - нужна помощь.
- Рефлексия.
Педагогический рисунок на доске «Дерево». Участники коуч – сессии пишут стикер – рефлексию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критериальное оценивание
Данный материал поможет педагогу подготовиться к выступлению на методических объединениях, семинарах....
Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"
«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...
Система критериального оценивания
Выступление...
Методическая разработка "Критериальное оценивание на уроке Музыка 1-4 классах"
Данный материал пригодится для работы как на уроках закрепления знаний, так и на аттестации учсщихся в конце учебного года....
Паспорт учителя с использованием технологии критериального оценивания.
Мастер класс в рамках конкурса Учитель года 2016. Создание паспорта учителя на основе профстандарта с использованием технологии критериального оценивания....
Мастер-класс. Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.
Мастер-класс Учитель: Тимофеева О.В.Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.Цель: Цель: Изучение и обобщение основных аспектов формативного оценивания в теории и п...
Современные средства обучения русскому языку. Технология критериального оценивания
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процес...