Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.
методическая разработка по теме
Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценки и контроля | 218.33 КБ |
Презентация к выступлению | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.
План.
Введение
- Актуальность вопроса
- Теоритический аспект вопроса.
- Планируемые результаты для всех участников образовательного процесса.
- Краткое описание методов и приёмов системы оценки т контроля
- Результативность системы.
- Вывод
- Список литературы
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
С 2010 учебного года мой класс начал работу по ФГОС и сразу же передо мной встала проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В своей работе я придерживаюсь следующих психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой
Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
-являться неотъемлемой частью учебной деятельности;
-стать для ребёнка осмысленным действием;
-направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
-проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний
В соответствии с этими требованиями система оценивания направлена на получение следующих результатов:
-У обучащихся:
- Умение:контролировать процесс и результаты своей деятельности
- адекватно воспринимать оценки и отметки;
- различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка
Учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,
o умеют ли дети работать индивидуально, совместно.
Рассмотрим подробнее приёмы, которые я использую в своей работе для достижения поставленных результатов:
- С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.
«Эмоциональный светофор»
Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.
У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: « Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи», красной – «Я справился».
На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
- Работа с эталонами (точный образец). Начинается уже в период обучения грамоте.
Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока русского языка по теме « строчная буква я».
«Пропишите строчную букву я, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Со временем работа с эталонами становится более разнообразной.
На уроках математики, русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например: карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.
помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
- На устном текущем контроле предлагаю алгоритмы самооценки:
Вариант 1
-Что ты узнал на уроке?
-Чему научился?
-За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-Какие задания тебе понравились?
-Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Вариант 2
1. Какое умение развивали при выполнении задания?
2. Каков был уровень задания?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Вариант 3(Самооценка творческого дела):
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
(Конечно, эти приёмы и виды деятельности, занимают много времени на уроке, но это компенсируется более сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.)
4. Таблица требований.
«Безударная гласная в корне слова»
Задание: Доказать правильность написания безударной гласной в корне слова
Зеленеть.
Поставить ударение | Выделить корень | Определить есть ли в корне безударная гласная | Подобрать проверочное слово | Вставить безударную гласную |
+ |
Если ученик успешно (частично успешно) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+».
Учитель и родители получают возможность проследить развитие ребёнка, определить, какое умение из таблицы требований вызывает затруднение у ученика.
В таких случаях я принимаю решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным учеником ещё раз.
5. Кто из учителей не встречался с проблемой «глупых» ошибок? Причиной таких ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, может не допустить ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.
6.На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
3-ий способ : За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.(формирую желание к самопознанию и ответственность за свои знания)
В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.
7. Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:
Критерии оценки «устный ответ»:
1. Правильность ответа
2. Его полнота.
3. Наличие примеров.
8. «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
9. Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.
Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный год. Начаю с себя : изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций и далее, планируя каждый урок, прописываю какое задание учебника формирует умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и оформления.
Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.
Хочется отметить, что в программе Занкова, по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих успешному выполнению комплексной работы.
Система контроля и оценивания направлена на качественный результат. Проводя диагностики уровня обученности прослеживается положительная динамика.
Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информация и стремятся знать больше.
За мой многолетний опыт, в процессе общения с учащимися, родителями, коллегами у меня сформировались правила, которых я придерживаюсь в своей педагогической деятельности.
Одно из них:
Постоянно развивать умение слушать ( других, природу, себя), самонаблюдение, самоанализ. ( Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой..)
Относиться к ученикам как к неповторимой частицы бытия.
« Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо» Э. Ильенков
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
• Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
• Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
• Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
• Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система оценки и контроля 1. Что оценивать? Оцениваем результаты : - предметные, - метапредметные - личностные
Система оценки и контроля 2. Кто оценивает? Учитель и ученик Вместе определяют оценку и отметку
Система оценки и контроля 3. Сколько ставить отметок? Отметка может ставиться : за каждую учебную задачу; за группу заданий, объединённых конкретным учебным действием
Система оценки и контроля 4. Где накапливать оценки и отметки? В «Портфеле достижений»
Система оценки и контроля 5. Когда ставить отметки? Текущие - по желанию, За тематические и проверочные - обязательно
Система оценки и контроля 6. По каким критериям оценивать? Необходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень ( НЕ обязательный)
Система оценки и контроля 6. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/ отметки определяются по таблицам предметных результатов. Итоговая оценка за ступень начальной школы
Контроль и оценка 1.Соответствовать целям и задачам, этапам обучения . Д О Л Ж Н Ы 2.Являться неотъемлемой частью учебной деятельности. 3.Стать для ребёнка осмысленным действием. 4.Направлены на отслеживания динамики роста учащихся 5.Проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний
Результаты обучающихся 1. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. У М Е Н И Е 2. Адекватно воспринимать оценки и отметки. 3. Различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. 4.Взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Родители Возможности отслеживать процесс обучения и развития своего ребёнка П О Л У Ч Е Н И Е
Учитель Возможности суждения об эффективности программы П О Л У Ч Е Н И Е
Приёмы в работе для достижения поставленных результатов Выявление настроения у обучающихся с помощью выбора рисунков
КАРТОЧКА-ВОПРОС Вопрос
КАРТОЧКА-ОТВЕТ Ответ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА Задание
АЛГОРИТМЫ САМООЦЕНКИ УСТНОГО КОНТРОЛЯ: - ЧТО ТЫ УЗНАЛ НА УРОКЕ? -ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ? -ЗА ЧТО СЕБЯ МОЖЕШЬ ПОХВАЛИТЬ? -НАД ЧЕМ ЕЩЕ НАДО ПОРАБОТАТЬ? -КАКИЕ ЗАДАНИЯ ТЕБЕ ПОНРАВИЛИСЬ? -КАКИЕ ЗАДАНИЯ ОКАЗАЛИСЬ ТРУДНЫМИ? -ДОСТИГ ЛИ ТЫ ПОСТАВЛЕННУЮ В НАЧАЛЕ УРОКА ЦЕЛЬ?
АЛГОРИТМЫ САМООЦЕНКИ УСТНОГО КОНТРОЛЯ: - КАКОЕ УМЕНИЕ РАЗВИВАЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ? - КАКОВ БЫЛ УРОВЕНЬ ЗАДАНИЯ? - СПРАВИЛСЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ОШИБКОЙ (КАКОЙ, В ЧЕМ)? - СПРАВИЛСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ (КТО ПОМОГАЛ, В ЧЕМ)?
САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА: - В НАЧАЛЕ ЭТОГО ДЕЛА У МЕНЯ БЫЛА ЦЕЛЬ… - ОСОБЕННО ХОРОШО МНЕ УДАЛОСЬ … - В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ Я ПОСТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ … - СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ МОГУ ОЦЕНИТЬ ТАК (НА ВЫБОР)
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ Поставить ударение Выделить корень Определить есть ли в корне безударная гласная Подобрать проверочное слово Вставить безударную гласную +
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ «УСТНЫЙ ОТВЕТ»: - ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТА. - ЕГО ПОЛНОТА. - НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ.
УЧИТЕЛЬ СОГЛАСЕН УЧИТЕЛЬ НЕ СОГЛАСЕН
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ЕСТЬ ОДНАЖДЫ СЛУЧАЮЩЕЕСЯ ЧУДО» Э. ИЛЬЕНКОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Виды контроля и оценивания на уроках русского языка. Тема: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс, "Школа России"
Виды контроля и оценивания на уроках русского языка....
Презентация к уроку русского языка по теме: «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Презентация к уроку русского языка для интерактивной доски....
Приложение к уроку русского языка по теме: «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
приложение можно использовать на уроке русского языка, как рабочий материал....
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....
Критериальное оценивание на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку русского языка. Критериальное оценивание....
«Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача».
Презентация на тему «Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача»....