рп технология 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» для 4 класса, разработана на основе :
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897(с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программы школы;
- Учебного плана школы;
- Годового календарного графика на текущий учебный год;
- Рабочей программы под редакцией Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой (Концепция и программы для начальных классов УМК « Школа России» М.: Просвещение)
Цель учебного предмета:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания, первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.
Задачи курса:
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
I. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в 4 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающиеся научатся:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- получат представление о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- основным правилам дизайна и их учету при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилам безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Обучающиеся научатся:
- названиям и свойствам наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательности чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
- узнают основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правилам безопасной работы канцелярским ножом;
- узнают петельную строчку, ее варианты, их назначение;
- названиям нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- представлениям о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- представлениям об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- представлениям о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- представлениям о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- представлениям о художественных техниках (в рамках изученного);
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Обучающиеся научатся:
- простейшим способам достижения прочности конструкций.
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Обучающиеся научатся:
- узнают об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека;
- узнают названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, Power Point.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях (умение применять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установление аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирование и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
III. Содержание учебного предмета
Тема | Количество часов |
Информационный центр | 8 |
Проект «Дружный класс» | 3 |
Студия «Реклама» | 4 |
Студия «Декор интерьера» | 4 |
Новогодняя студия | 3 |
Студия «Мода» | 6 |
Студия «Подарки» | 2 |
Студия «Игрушки» | 4 |
Итого часов | 34 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
Информационный центр (8ч) | ||||
1 | 06.09 | Вспомним и обсудим! Повторение изученного материала в 3 классе | 1 | |
2 | 13.09 | Информация. Интернет. Алгоритм поиска информации в Интернете. Правила работы на компьютере | 1 | |
3 | 20.09 | Создание текста на компьютере в программе Microsoft Word | 1 | |
4 | 27.09 | Алгоритм создания таблиц в программе Word | 1 | |
5 | 04.10 | Форматирование текста | 1 | |
6 | 11.10 | Программа Power Point. Создание компьютерной презентации | 1 | |
7 | 18.10 | Создание компьютерной презентации | 1 | |
8 | 25.10 | Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме «Информационный центр» | 1 | |
Проект «Дружный класс» (3ч) | ||||
9 | 08.11 | Эмблема класса | 1 | |
10 | 15.11 | Презентация класса (проект) | 1 | |
11 | 22.11 | Компьютерная презентация класса | 1 | |
Студия «Реклама» (4ч) | ||||
12 | 29.11 | Реклама и маркетинг. Виды рекламы. Создание рекламы известных товаров | 1 | |
13 | 06.12 | Упаковка для мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров | 1 | |
14 | 13.12 | Новогодние игрушки с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги | 1 | |
15 | 20.12 | Объёмные игрушки геометрических форм из зубочисток | 1 | |
Студия «Декор интерьера» (4ч) | ||||
16 | 27.12 | Игрушки из трубочек для коктейля | 1 | |
17 | 17.01 | Коробочки для сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров | 1 | |
18 | 24.01 | Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами | 1 | |
19 | 31.01 | Изготовление изделий в художественной технике «декупаж» | 1 | |
Новогодняя студия (3ч) | ||||
20 | 07.02 | Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов | 1 | |
21 | 14.02 | Цветы из креповой бумаги | 1 | |
22 | 21.02 | Сувениры на проволочных кольцах | 1 | |
Студия «Мода» (6ч) | ||||
23 | 28.02 | История одежды и текстильных материалов. Мода разных времён. Беседа. Крестообразный стежок | 1 | |
24 | 07.03 | Плоскостная картонная модель костюма исторической эпохи | 1 | |
25 | 14.03 | Плоскостная картонная модель костюма народов России | 1 | |
26 | 21.03 | Вышивка тонкими лентами | 1 | |
27 | 04.04 | Изготовление вариантов школьной формы для картонных кукол | 1 | |
28 | 11.04 | Объёмные рамки для плоскостных изделий | 1 | |
Студия «Подарки» (2ч) | ||||
29 | 18.04 | Плетёная открытка | 1 | |
30 | 25.04 | Изготовление макета Царь-пушки | 1 | |
Студия «Игрушки» (4ч) | ||||
31 | 02.05 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка | 1 | |
32 | 09.05 | Игрушка с качающимся механизмом | 1 | |
33 | 16.05 | Игрушка с рычажным механизмом | 1 | |
34 | 23.05 | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 4 класс | 1 |
Приложение №1
Проектная деятельность
В 4 классе проекты становятся более объёмными. Они реализуются главным образом не на одном, а на нескольких уроках в рамках раздела (студии). Идеи проектов заданы учебником, но отдельные идеи могут предлагаться и учащимися. Ученики выполняют групповые проекты. Есть несколько индивидуальных проектов, связанных с изготовлением подарков и игрушек. Доля самостоятельности выполнения проектов должна быть максимальной. Ученикам предоставляется право опираться на материал учебни ка. Роль учителя – направлять и координировать работу групп. Выполнение проектных заданий строится по той же, что и в 3 классе, схеме. Проекты могут носить технологический и информационно-технологический характер. Разница в наличии или отсутствии дополнительного информационного блока культурологического, исторического или технического характера. Важен вопрос формирования творческих групп. Наиболее продуктивно деление учащихся по их технологическим способностям: группа самых способных, несколько групп просто способных и группа учащихся с затруднениями. Это позволяет ученикам одной группы максимально участвовать в общей работе, дифференцировать задания в группах. Такая организация работы помогает учителю больше внимания уделять детям, испытывающим затруднения, остальные ученики работают максимально самостоятельно.
Этапы выполнения проекта
1. Разработка замысла проекта (обдумывание идеи, выстраивание замысла, изучение необходимой информации):
1) определение общей идеи или замысла работы (что, для чего или для кого предполагается делать), выбор объекта деятельности;
2) обсуждение и подготовка эскизов изделия, формы или сценария информационного сообщения;
3) выбор материалов;
4) разработка конструкции и технологии изготовления деталей и изделия в целом (зарисовки, схемы, эскизы, чертежи);
5) выявление возможных конструкторско-технологических проблем, поиск рациональных путей их решения;
6) подбор необходимых инструментов.
2. Реализация проекта.
Воплощение разработанного замысла проекта: поиск, отбор, оформление необходимой информации по теме, изготовление изделия (ий), решение возникающих проблем (информационных, материальных, конструкторских, технологических), уточнение (при необходимости) первоначального замысла, исправление недостатков или усовершенствование каких-то деталей, технологий.
3. Защита выполненного проекта. Обоснование значимости или пользы изделия, рассказ об этапах работы – от идеи до её реализации – с объяснением возникших конструктивных или технологических проблем и способов их решения.
Выполнение технологического проекта 1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
1. Сделать подарок.
2. Подготовиться к празднику.
3. Что-то другое…
Что будем делать?
1. Обсуждаем и выбираем изделие.
2. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы изделия.
3. Определяем конструкцию изделия, композицию работы.
4. Подбираем подходящие материалы.
Как делать?
1. Подбираем технологию выполнения.
2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
3. Подбираем инструменты
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном проекте).
2. Изготавливаем изделие.
3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию)
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
1. Что решили делать и для чего.
2. Как рождался образ объекта.
3. Какие проблемы возникали и как они решались.
4. Что получилось в результате
В 4 классе проект чаще всего носит интегрированный характер. Он состоит из двух частей – информационной и практической. Информационный проект отличается от практического тем, что продуктом проектной деятельности становится не изделие, а сообщение, сопровождаемое иллюстративным материалом любого характера, в том числе это может быть и некий предметный результат (коллаж, выставка рисунков, иллюстраций и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....
Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».
Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Технология. Класс 1 А Тема. Весна. Какие краски у весны?
Цель: изготовить аппликацию «Подснежник».Задачи:образовательные:совершенствовать умение размечать детали по шаблону;закрепление навыка вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;п...
Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».
Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...
Предмет: технология Класс: 2 Тема урока: «Подарок маме – открытка на 8 марта.»
Цели урока: создание условий для развития творческих способностей детей, их наблюдательности, коррекция мелкой моторики рук, внимания, умения аккуратно выполнять цветы из бумаги.Планируемые резул...
КТП по технологии класс
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс. "Школа России"...