Адаптированная программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 4 класса с задержкой психического развития. УМК " Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, х.Балко-Грузский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12
___________________ М.Б.Буравкина
Приказ от «_____» ______ 2019 г №_______.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Уровень общего образования (класс) начального общего образования, 4 класс
Количество часов – 34 часа
Учитель: Фролова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе: авторской программы Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» Смоленск: «Ассоциация XXI век»,2014г
примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 ( Стандарты второго поколения).
2019 – 2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 4 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – РФ.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
3.Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях – М.: Просвещение, 2010 г.
4.СанПин 2.4.2.2821 – 10, утвержденным постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер № 19993.
5.Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2019 – 2020 учебный год».
6.Учебным планом МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019 – 2020 учебный год.
7.Положением «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ № 12, реализующих образовательные программы общего образования».
8.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019– 2020 учебный год.
9.Примерной АООП НОО для детей с ЗПР.
10.С учетом авторской программы Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность»
Рабочая программа ориентирована на УМК «Гармония»:
учебником Н.М. Конышевой «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 (учебно-методический комплект «Гармония»).
Н.М.Конышева « Технология» 4 класс- рабочие тетради в 2-х частях
Согласно учебному плану на изучение курса « Технология» для детей ОВЗ отводится в 4 классе - 34 часа в год,( 1 час в неделю). Расхождение может составлять ( не более 4-5 часов) определенные государством праздники ( 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая).
Количество контрольных работ- 0
Срок реализации адаптированной рабочей программы – 1 год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
• развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
• представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
• понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
• чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
• адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
• чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
• использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
• правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
• отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
• решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
• творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
• понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
• понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
• руководствоваться правилами при выполнении работы;
• устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
• осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
• прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
• анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
• анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
• использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
• самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
• понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
• формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
• выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
• в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
• проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
К концу четвёртого класса учащиеся узнают:
• виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
• способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
• способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
• что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
• условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
• способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
• что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
• что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
• как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
• что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
• как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
• петельный шов, способ его выполнения;
• о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
• о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся научатся:
• правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
• с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
• читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
• выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
• выполнять изображения в технике барельефа;
• лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
• изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
• создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных мате¬риалов;
• выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
• выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
• выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
• выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
• выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
• анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
• придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся получат возможность узнать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
«Технология
Из глубины веков – до наших дней (10 ч)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (10 ч)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (13 ч)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы ( к-во часов) | Практические работы( к- во часов) | Лабораторные работы( к-во часов) | ||
1 | Из глубины веков – до наших дней | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Традиции мастеров в изделиях для праздника | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Итого за год: | 34 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение ( оборудование) | |
план | факт | ||||
Из глубины веков – до наших дней- 10 часов | |||||
1 | Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти. Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда . | 1 | 6.09 | Учебник, с. 13–15 пластилин | |
2 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам | 1 | 13.09 | Учебник, с.16–21 гуашь | |
3-4 | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. | 2 | 20 27.09 | Учебник, с.22–31. пластилин | |
5-6 | Древнее ремесло – плетение изделий.Плетёная коробочка. | 2 | 4.10 11.10 | Учебник, с.32–39 | |
7-10 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки, крестик» | 4 | 18, 25.10 8.11 15.11 | Учебник, с.40–48 Бисер, леска | |
Традиции мастеров в изделиях для праздника (11ч) | |||||
1-2/ 11-12 | Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. | 2 | 22.11 29.11 | Учебник, с.49–59 Гаф.бумага, ножницы, линейка, клей | |
3-4/ 13-14 | Бумагопластика. Раскладные картинки. | 2 | 6.12 13.12 | Учебник, с.60–63. | |
5-6/ 15-16 | Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка. | 2 | 20.12 27.12 | Учебник, с.64–69. | |
7-8/17-18 | Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста). | 2 | 10.01 17.01 | Учебник, с. 78–81. Соленое тесто | |
9-11/ 19-21 | Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото | 3 | 24.01 31.01 7.02 | Учебник, с.82–87. пластилин | |
3. Мастера и подмастерья. (13 ч) | |||||
1-4/ 22-25 | Вязание крючком. Приёмы вязания. Петельный шов. Декоративные кармашки. | 4 | 14, 21 28, 6.03 | Учебник, с.88–107. Крючок. нитки | |
5-6/ 26-27 | Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка. | 2 | 13.03 20.03 | Учебник, с.115. | |
7-10/ 28-31 | Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки. Звёздочка из соломки. Игрушки из соломки и ниток. | 4 | 27.03 10.04 17.04 24.04 | Учебник, с.116–142 | |
11-12/ 32-33 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: | 2 | 8.05 15.05 | с.142–144 | |
13/ 34 | Секреты бумажного листа. Подведение итогов года. Итоговая выставка. | 1 | 22.05 | Учебник, с.152–153 |
5.ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс УМК «Гармония».
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.
Ресурсы Интернета
- Электроные образовательные ресурсы http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- http://www.nachalka.com/
- http://www.zavuch.info/
Для детей:
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Согласовано протокол заседания МС МБОУ Б-ГСОШ №12 от __________2019г №1 руководитель МС _________________ Митченко М.Н. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Митченко М.Н. ___ ________ 2019г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс обучающихся по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальная статья о том для чего же нужны здоровьсберегающие технологии в образовательном процессе....
рабочая адаптированная программа по технологии для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по технологии для 4 класса УМК "Школа России"...
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по технологии (вариант 80.2)
Рабочая адаптированная программа по технологии (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Адаптированная программа по технологии 7.2 1 класс
Адаптированная программа по 7.2 по ИЗО 1 класс...