рабочая адаптированная программа по технологии для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая программа по технологии (4 класс)
рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по технологии для 4 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая адаптированная программа по технологии 4 класс УМК Школа России | 576.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа курса «Технология» для 4 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года;
- Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;
- СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;
- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО;
- Индивидуального учебного плана МБОУ Таятской ООШ для обучающихся по адаптивным программам для детей с задержкой психического развития на 2016 – 2017 учебный год, принятого на педагогическом совете (Протокол №1 от 01.09.2016г.,
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- умение выделять признаки и свойства предмета;
- умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. Учебная программа по предмету «Технология» составлена с учетом решения двух основных коррекционных целей:
− формирование навыков элементарной грамотности и основных учебных умений и навыков, общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре;
− коррекция задержанного психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Наряду с этими задачи на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
- Коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательные координации, регуляции мышечного усилия);
- Компенсация развития недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи);
- Коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, УП МБОУ Таятской ООШ предмет «Технология» изучается в 4 классе в объеме 1 час в неделю (34 ч. в год)
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Основное содержание курса.
Тема 1. Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Определения: городская инфраструктура, экскурсия, экскурсовод, технолог, проект, технологическая карта, материал, инструмент.
Учащиеся должны знать: Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Учащиеся должны уметь: Дополнять и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.
Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в городской инфраструктуре
Тема 2. Человек и земля
Определения: вагоностроение, локомотив, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, геология, месторождение, нефтепровод, буровая вышка, поделочные камни, имитация, мозаика, конвейер, самосвал, монетный двор, рельеф, литье, штамповка, тиснение, чеканка, фаянс, обжиг, глазурь, кустарь, лекала, обувная пара, древесина, пиломатериал, текстура, столяр, нож-косяк, конширование, кондитер, инвентарь, электрооборудование, электрическая цепь, абажур, микроклимат, агротехника.
Учащиеся должны знать: информацию по разделу; простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема); способ использования линейки и циркуля как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости; способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки; что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы); что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла; что такое чеканка, гравировка, способы их выполнения; работа с поделочным камнем, изготовление мозаики; правила работы с таблицей стандартных мерок одежды и обуви; приёмы получения шоколада, требования к оборудованию кухни; основные законы построения простейшей электрической цепи.
Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу; выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок; чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений); выполнять чеканку, гравировку; изготавливать мягкую игрушку, модель детской обуви, настольную лампу, лесенку-опору, пирожное-картошку, работать с растениями для школьной клумбы.
Учащиеся получат возможность научиться: уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями
Тема 3. Человек и вода.
Определения: фильтрация, дезинфекция, резервуар, ультрафиолетовые лучи, причал, док, струемер, военно-морская база, лоцман, такелажник, докер-механизатор, швартовщик.
Учащиеся должны знать: о работе водоканала, порта, о профессиях, связанных с этими предприятиями.
Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию по заданной теме. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника. Проводить фильтрацию воды, изготавливать миниатюру канатной лестницы, плести браслет из простейших узлов.
Учащиеся получат возможность научиться: комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; использовать одну технологию для изготовления разных изделий; применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности; оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Тема 4. Человек и воздух
Определения: самолёт, картограф, спутник, баллистическая ракета, ракета-носитель, стабилизатор.
Учащиеся должны знать: Историю возникновения самолёто- и ракетостроения. . Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Технику папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Приемы украшения города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Учащиеся должны уметь: Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания изделий, обобщать информацию об истории возникновения и использовании предметов реальности. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Понимать графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Работать с конструктором при изготовлении миниатюры самолёта, изготавливать воздушного змея.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале; изменять вид конструкции.
Тема 5. Человек и информация.
Определения: редактор, дизайнер книг, издательство, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, книжный блок, форзац, титульный лист, переплётная крышка, текстовый редактор, втачка.
Учащиеся должны знать: Издательское дело. Работу и профессии, связанные с понятием редакция. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок).
Учащиеся должны уметь: работать с книгой, создавать документ WORD, работать с таблицей.
Учащиеся получат возможность научиться: понимать значение компьютера для получения информации; различать и использовать информацию, представленную в различных формах; наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации; соблюдать правила работы на компьютере; находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Изучения, закрепления, обобщения, систематизации | Практические занятия | |||
1. | Как работать с учебником | 1 | 1 | |
2. | Человек и земля | 21 | 21 | |
3. | Человек и вода | 3 | 3 | |
4. | Человек и воздух | 3 | 3 | |
5. | Человек и информация | 6 | 1 | 5 |
Всего | 34 | 2 | 32 |
Учебно-методический комплект
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4» М – «Просвещение», 2013г.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 4 класс., М. «Просвещение», 2014 г.
- Роговцева Н.И.; Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс, М. «Просвещение», 2014 г.
- Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. Методическое пособие.-«ВАКО», 2012 г.
- Максимова Т.М. Поурочные разработки по технологии. 4 класс. - М.: ВАКО, 2014. - 256 с.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса
Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....
рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...
рабочая адаптированная программа по русскому языку для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития...
рабочая адаптированная программа по математике для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая адаптированная программа разработана для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...