Рабочая адаптированная программа ручной труд 2 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс)
Рабочая адаптированная программа ручной труд 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_fgos_ovz_2_klass_2018.docx | 43.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Ручной труд» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение труду в младших классах направлено на решение учебно-воспитательных и коррекционных задач:
- воспитание отношения в труду как к первой жизненной потребности по средствам развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведение ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;
- обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов , предусмотренных для работы в начальных классах;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления и речи);
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обощение).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к
обязательной предметной области «Технология». На его изучение во втором классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Технология. Ручной труд» во втором классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).
Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
«Человек и труд». «Урок труда».
Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.
«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия).
Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с
помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия).
Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.) Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами).
Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам
орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги.
Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях.
Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги.
Плоскостное конструирование из вырезанных полосок
(плетение из полос); Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра). изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».
Разметка бумаги.
Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия.
Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства
ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».
Формы и методы работы с обучающимися
Ведущей формой работы с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения:
- демонстрация,
- наблюдение,
- объяснение,
- сравнение,
- упражнение,
- беседа,
- работа с учебником,
- самостоятельная работа и др..
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Ручной труд 1ч. в неделю – 34 часа)
№п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Повторение пройденного в 1 классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. | 1 | ||
2 | Работа с глиной и пластилином. Пластилин – материал для ручного труда.Что надо знать о брусе. Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную геометрическую форму. Изделие: «Брус» | 1 | ||
3 | Работа с глиной и пластилином. Складывание из выделенных деталей (брусков) ворот. Изделие: «Ворота» | 1 | ||
4 | Работа с глиной и пластилином. Закрепление навыков лепки из пластилина геометрических тел. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. Изделие: «Молоток» | 1 | ||
5 | Работа с природными материалами. Экскурсия в парк, лес. Сбор природных материалов для уроков труда. Организация сушки и хранения собранных материалов. | 1 | ||
6 | Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. Изделие: «Птичка», «Собачка» | 1 | ||
7 | Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. Изделие: «Зайчик», «Поросенок» | 1 | ||
8 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изделие: «Кораблик» | 1 | ||
9 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изделие: «Черепаха», «Рыбка» | 1 | ||
10 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1 классе по теме «Виды и сорта бумаги». Изделие: «Подставка для кисти» | 1 | ||
11 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Изделие: Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево зимой под снегом», «Дерево осенью» | 1 | ||
12 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. Изделие: «Маска собачки» | 1 | ||
13 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о картоне. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам. Изделие: «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг» | 1 | ||
14 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление плотного пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий. Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разметка). Изделие: «Пакет» | 1 | ||
15 | Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного в 1 классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Изделие: «Ягоды» | 1 | ||
16 | Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного в 1 классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Изделие: «Ягоды» | 1 | ||
17 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | 1 | ||
18 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения по глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. Изделие: «Кружка» | 1 | ||
19 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ). Изделие: «Чашка из пластилиновых жгутиков» | 1 | ||
20 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клена по образцу. Изделие: «Аппликации из листьев «Девочка» | 1 | ||
21 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клена по образцу. Изделие: «Аппликации из листьев «Мальчик» | 1 | ||
22 | Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями березы, клена. Изделие: «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями» | 1 | ||
23 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Изделие: «Машина» | 1 | ||
24 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. Изделие: «Яблоко», «Рыба» | 1 | ||
25 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из ниток, связанных в пучок. Изделие: «Девочка» | 1 | ||
26 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из ниток, связанных в пучок. Изделие: «Мальчик» | 1 | ||
27 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара. Изделие: «Чайник для заварки» | 1 | ||
28 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. Изделие: «Шар из кругов» | 1 | ||
29 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос). Изделие: «Шар из полосок» | 1 | ||
30 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. Изделие: «Шарики из ниток разной величины» | 1 | ||
31 | Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (пластический способ). Изделие: «Утка» | 1 | ||
32 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных | 1 | ||
33 | Работа с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человека. Изделие: «Человечек из шишки» | 1 | ||
34 | Приемы вышивания нитками. | 1 | ||
Итого | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая программа "Ручной труд" 4 класс 8 вид
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю....
КТП. Адаптированная программа .Ручной труд . 3 класс. 8 вид.
Календарно- тематическое планирование по предмету "Ручной труд". 3 класс. 8 вид....
Рабочая программа ручной труд 3 класс ОВЗ
Рабочая программа ручной труд 3 класс ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа "Ручной труд" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Адаптированная рабочая программа "Ручной труд" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...
Рабочая программа "Ручной труд" 3 класс
Рабочая программа "Ручной труд" 3 класс коррекционная школа...
Рабочая программа "Ручной труд".
Программа предназначена для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 8.1....