Рабочая программа "Ручной труд".
рабочая программа по технологии (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 8.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_4_b.docx | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с интеллектуальным нарушением;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Горной СШ»;
- требований адаптированной общеобразовательной программой Кузнецова Л.А. Симукова Я.С в предметной области «Технологии»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучение доступным приемам труда;
2. Формирование организационных умений в труде.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие трудовых качеств;
2. Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
3. Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
4. Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Воспитательные:
1. Воспитание положительного отношения к труду;
2. Воспитание уважения к людям труда;
3. Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной трудовой деятельности.
Оценка деятельности учащихся.
Виды контроля:
-текущий контроль,
-периодический (рубежный) контроль,
Методы контроля:
-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам);
-практический контроль (упражнения, выполнение практических,)
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка проводится в следующих формах:
-устный опрос;
-практическая работа;
-тесты и др.
Знания и умения обучающихся по ручному труду оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Оценка знаний обучающихся:
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5»:
— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
— раскрыто основное содержание материала;
— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;
— ответ самостоятельный;
—определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
— определения понятий недостаточно четкие;
— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
Оценка «2» не ставится.
Оценка практических работ знаний обучающихся:
Отметка «5»:
- самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовил инструменты и рабочий материал;
- во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;
- темп работы высокий.
Отметка «4»:
- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;
- темп работы средний.
Отметка «3»:
- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;
- работа не выполнена в заданное время;
- работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.
Оценка «2» не ставится обучающемуся.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология. Ручной труд» изучается с 1 по 4 класс. Рабочая программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в 4 классе — 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология. Ручной труд» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный | Достаточный |
- название инструментов, используемых в работе; -правила безопасной работы с ножницами, иголкой, шилом, проволокой и клеем. - делать рациональную разметку по шаблону и линейке; - научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги; - смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы; - научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым); - научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их; - делать обработку углов изделия при окантовке; - научиться сгибать картон и склеивать по стыкам; - научиться склеивать бумагой объемные изделия; - получить знания о способах обработки древесины; - научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон; - сгибать и резать проволоку при помощи инструментов; - научиться выполнять косой обмёточный стежок; -уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком; -научиться сметывать изделие по краям; - вышивать по линиям рисунка; | - анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения; - планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту; - составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; - сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании; - определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции; - осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом; - готовить отчёт о выполненной работе, включив него название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и тд.; - описывать последовательность операций по изготовлению изделия; - оценивать степень сложности работы. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения технология ручного труд в 4 классе учащиеся должны уметь:
• самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
- составлять стандартный план работы по пунктам;
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнять несложный ремонт одежды.
Основное содержание курса «Технология. Ручной труд» 4 класса
Работа с бумагой и картоном (15 ч)
- Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении.
- Знакомить со свойствами бумаги и картона - сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий.
- Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.
- Картон тоже должен быть нескольких сортов. Сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде.
- Повторение работы по конструированию. Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Работа с тканью и нитками (5 ч)
- Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани.
- Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани.
- Изготовление изделий из ткани.
- Тканые ткани.
- Связывание нитей в пучок.
Работа с металлом и проволокой (5 ч)
- Знакомство с видами, свойством, цветом металлов.
- Знакомство с технологией ручной обработки металлов.
- Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов.
- Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам.
- Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке.
- Разметка деталей по заданным размерам.
- Крепление дополнительных деталей, оформление.
- Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы.
- Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом.
Работа с древесиной (2 ч)
- Знакомство с профессией людей работающих с древесными материалами.
- Узнать о свойства древесины.
- Выполнить с помощью учителя аппликации.
Ремонт одежды (2 ч)
- Технология пришивания пуговиц.
- Отделка изделия из пуговиц.
- Изготовления вешалки.
Картонажно - переплётные работы (4 ч)
- Изготовление записной книжки - раскладушки с переплётной крышкой.
- Изготовления блока, изготовления переплетной крышки. Соединение блока и крышки.
Ручные швейные работы (1 ч)
- Выполнение образца Соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Закрепление нитки в начале и конце работы.
- Изготовления изделия подушечка для иголок, игрушка - подушка.
№ п/п | Изучаемые разделы | Количество уроков |
1 | Работа с бумагой и картоном | 15 |
2 | Работа с тканью и нитками | 5 |
3 | Работа с металлом | 3 |
4 | Работа с проволокой | 2 |
5 | Работа с древесиной | 2 |
Ремонт одежды | 2 | |
6 | Картонажно - переплётные работы | 4 |
7 | Ручные швейные работы | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Работа с бумагой и картоном «Что ты знаешь о бумаге?» Материалы, инструменты. Виды бумаги. Свойство бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги. | |||
Работа с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» | |||
Работа с бумагой. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» | |||
Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка». | |||
Работа с бумагой и картоном Нахождения на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор). | |||
Работа с тканью и нитками Скручивание ткани. Игрушка «Кукла - скрутка.» Технология изготовления тряпичной куклы- скрутки. | |||
Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» | |||
Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» | |||
Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблону. подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе». Конструкция игрушки. Технология изготовления игрушки. | |||
Работа с бумагой и картоном Экономное использование бумаги при нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов. Технологи изготовления «Попугая.» | |||
Работа с бумагой и картоном Развертка изделия. Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей. Технология приготовления конверта из развертки. | |||
Работа с бумагой и картоном Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом.» | |||
Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольников с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных полос». | |||
Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. «Закладка для книг с «сводным плетением»». | |||
Работа с металлом. Что такое метал? Применение металла. Виды металла. Свойство металла. Цвет металла. | |||
Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». | |||
Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». | |||
Работа с бумагой и картоном. Деление круга на ровные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмная елочная украшение». | |||
Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Изделие снежинка. Технология изготовления снежинки. Практическая работа по изготовлению снежинки. | |||
Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» . | |||
Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». | |||
Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток». | |||
Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Помпон из ниток». | |||
Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки, бумаги и ниток « Муха». | |||
Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов Изделие из проволоки и ниток «Паук». | |||
Работа с древесиной. Обработка древесины ручным инструментом. Клеевое соединение деталей из древесины. | |||
Работа с древесиной. Прием соединения кусков карандашной стружки. «Цветок». | |||
Ремонт одежды. Пришивании пуговиц с двумя отверстиями, четырьмя отверстиями. с ушком. | |||
Ремонт одежды Отделка изделий пуговицами. | |||
Картонажно- переплётные работы. Картонажное изделие. Изделие и переплет. Материал. Инструменты и приспособления. | |||
Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | |||
Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | |||
Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | |||
Ручные швейные работы. Изделия « Подушка для игл». |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
4. Принтер.
Для учителя:
1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. Примерная программа начального общего образования.
3. Технология для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1)
4 класс. Автор: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. изд.,- М.: Просвещение, 2019 143 стр.
4. http://минобрнауки.рф/
Для обучающихся:
1. Учебник, использующийся для обучения: Технология. 4 класс Ручной труд / Автор. – Кузнецова Л.А. Симукова Я.С. изд.,- М.: Просветление, 2019 г. 143 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс Труд ПНШ
Рабочая программа 1 класс Труд ПНШ...
Рабочая программа и КТП по "ИЗО и художественный труд" 4 класс
Рабочая программа МОУ Беломечетской СОШ № 7 для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской про...
Рабочая программа и КТП по ИЗО и художественному труду 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 классИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОАвторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неме...
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...
Основы общественно-полезного труда. Рабочая программа 2 класс
Рабочая программа по курсу "Основы общественно- полезного труда"( внеучебная деятельность, социальное направление) для 2 класса . Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое п...
Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова
Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса разработана на основеФГОС нач...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по труду 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Технология (Труд)" 4 класс УМК "Школа России"...