Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" для учащихся 4 класса
рабочая программа по технологии (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ruchnoy_trud_4_klass.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на метод совете __________________ « » г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «НСШ» ________Хлебникова В.Н. «» г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новомитропольская СШ» _________Ануфриев Е.И. «» г. Приказ № от г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по учебному предмету «Ручной труд»
для 3 класса
начального общего образования
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель Ксензова Елена Васильевна
с. Новомитрополька
Рабочая программа
По предмету «Ручной труд» для обучающейся Валуевой Марии.
Основание: заключение ПМПК № 4 от 14.10.2016г.
Планирование составлено на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).
Л.А. Кузнецова, Я.С.Симукова. Технология. Ручной труд. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 8-е издание. - М. «Просвещение», 2018 год.
Класс: 4.
Количество часов по учебному плану и календарному графику
МБОУ «НСШ», утверждённому на 2019-2020 учебный год 34 часа,
в неделю 1 час.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану
разработана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (с изменениями);
3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 253 от 31.03.2014 г.;
5.Адаптированная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения»
7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.
8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель программы:
-обеспечение доступного и качественного образования,
-формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества,
-формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
Для гарантированного получения школьного образования, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья за основу взят второй вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Задачи программы:
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки для получения учащейся образования.
Ценности программы:
-Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности ребенка.
-Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Адресность программы:
Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы 4 класса Валуевой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание ДЦП, ребенок - инвалид).
Составленная программа для условий надомного обучения, 1 час в неделю.
Продолжительность занятий 35-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся
Вариант 6.3 предполагает, что обучающаяся с НОДА Валуева Мария получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся.
Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
Для формирования положительной мотивации учения в уроки необходимо включать игровые и занимательные материалы (лото, разрезные картинки, разрезные силуэты предметов, игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и др.).
Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.
Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).
На уроках труда ученики приобретают простейшие технологические знания о глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у детей как зрительного, так и тактильного восприятия.
Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, она является одним из условий коррекции мышления и речи. Для получения общих представлений о предмете, школьникам наиболее понятными являются натуральные (объекты, муляжи, игрушки и т.п.) и изобразительные (модели, макеты, фотографии, картины и т.п.) учебные пособия. Также наиболее доступной для умственно отсталых детей является наглядность в виде предметно-операционных, графических планов, динамических таблиц, которые носят наиболее конкретный характер.
Все графические дидактические материалы должны быть составлены с учетом особенностей восприятия и мышления умственно отсталых младших школьников и отвечать требованиям коррекционно-образовательной работы. К ним относится: максимальное расчленение последовательности этапов выполнения изделия, но не превышающих пяти-шести последовательно выполняемых пунктов плана; наличие условных обозначений (схематические изображения карандаша, кисточки, колющих и режущих инструментов и др.), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть и др.) и цифровых обозначений порядка выполнения этапов работы над изделием и трудовых действий; отображение в объеме графических изображений объектов.
Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые действия.
Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в изделиях представления о величине «большой-маленький-средний», «одинаковые»), форме («круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности («короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа», «прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…», «влево от…..»
Изготовление предметов (изделий), отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям.
Дети любят труд, в процессе которого создается что-либо красивое, необычное. Это стремление ребенка надо всячески поддерживать и развивать. В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей способности чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимать красоту как ценность.
При этом надо помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать и организовывать труд ребенка с тем, чтобы учить его тому, что для него представляет истинную ценность. В тоже время, задания должны быть достаточно простыми для того, чтобы ребенок мог их выполнить. Помимо этого, учитель должен все время помнить, что работа должна иметь смысл, чтобы ребенок мог развиваться интеллектуально, физически, эмоционально и социально.
Задания должны отвечать следующим требованиям:
- изготовление изделий, не есть цель урока. Это лишь средство решения конкретных учебных задач;
- задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;
- отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;
- расширять знания о предметном мире;
- обеспечивать условия для формирования технических умений и навыков;
- объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ «Новомитропольская СШ», составлен на
основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
-на обеспечение базового образования;
-на реализацию системы развивающего обучения.
На предмет «Ручной труд» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметные:
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных задач.
Требования к уровню подготовки учащегося по предмету
"Ручной труд" к концу четвертого года обучения
Учащийся должен знать:
-технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
-санитарно-гигиенические требования.
Учащийся должен уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, игрушкой;
-самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с тканью
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с нитками.
Связывание ниток в пучок. Технология изготовления цветов из ниток. Изготовление помпона из ниток.
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке. Виды, свойства и применение. Изгибание проволоки. Технология изготовление из проволоки декоративные фигурки птиц. Сборка изделий из разных металлов. Изделия из проволоки, бумаги и ниток.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Темы уроков | Виды деятельности | Количество часов |
Работа с бумагой и картоном. | Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и ножницами. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги и картона на деталях изделия, оформлять изделие по шаблону или собственному замыслу. | 13 | |
Работа с тканью | Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу. Размечать и вырезать детали по шаблонам. Пользование иглой и наперстком. | 13 | |
Работа с металлом | Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. | 2 | |
Работа с нитками | Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из ниток, оформлять изделие по замыслу. | 3 | |
5. | Работа с проволокой | Использовать приёмы работы с проволокой. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать умения работать по шаблону. | 3 |
Итого | 34 |
№п\п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
Работа с бумагой и картоном (3 ч) | |||
1 | Что ты знаешь о бумаге? Складывание из треугольников. | 1 | |
2 | Геометрическая фигура-раскладка. | 1 | |
3 | Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» | 1 | |
Работа с тканью (3 ч) | |||
4 | Что ты знаешь о ткани? Бумажная схема полотняного переплетения нитей. | 1 | |
5 | Отделка изделий из ткани. Игрушка «Кукла-скрутка» | 2 | |
Работа с бумагой и картоном (7 ч) | |||
6 | Разметка округлых деталей по шаблонам. | 1 | |
7 | Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Цыпленок» | 1 | |
8 | Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | 1 | |
9 | Изготовление «Конверта для писем». | 1 | |
10 | Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». | 2 | |
11 | Закладка для книг из зигзагообразных полос. | 1 | |
Работа с металлом (2 ч) | |||
12 | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево». | 1 | |
13 | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» | 1 | |
Работа с бумагой и картоном (3 ч) | |||
14 | Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура – раскладка». | 1 | |
15 | Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение. | 1 | |
16 | Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка». | 1 | |
Работа с нитками (3 ч) | |||
17 | Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток» | 1 | |
18 | Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» | 1 | |
19 | Связывание ниток в пучок. «Ежики» | 1 | |
Работа с проволокой (3 ч) | |||
20 | Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц. | 2 | |
21 | Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). | 1 | |
Работа с тканью (10 ч) | |||
22 | Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 1 | |
23 | Пришивание пуговиц. Аппликация с использованием пуговиц | 2 | |
24 | Изготовление и пришивание вешалки. | 1 | |
25 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. | 2 | |
26 | Мягкая игрушка-подушка «Рыба». | 2 | |
27 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушка-подушка «Цыпленок» | 2 | |
Итого | 34 |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).
- Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. Технология. Ручной труд. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 8-е издание. - М. «Просвещение», 2018 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...
Адаптированная рабочая программа по математике для учащегося 2 «Б» класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащегося 2 «Б» класса...
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся с ОВЗ 4 класс Надомное обучение
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по математике. 4 класс...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Адаптированная рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по музыке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...