Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Макштадт Ирина Ивановна.

Адаптированная основная общеобразовательная программа  к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в предметной области "Язык и речевая практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_ovz_3_klass.docx69.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                       ,                                            

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                               

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской.  программа написана к учебнику для 3  класса общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.  Москва «Просвещение» 2017 год.    

     Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

      Цели и задачи обучения предмету

    Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

- формирование элементарных навыков грамотного письма;

- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной  и письменной форме.

     Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

     Учащийся должен приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

     Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

     Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работает по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планирует деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливает логические связи между предметами, явлениями и событиями).                                    
5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.           Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. 

Общая характеристика организации учебного процесса

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

      Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составляет и различает предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

В 3 классе на изучение русского языка отводится  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

Планируемые результаты

  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание  и составляет тексты в устной и письменной формах.

2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.

3. Формирование умения составляет и распространять предложения, устанавливает связи между словами по вопросам.

         4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделяет и дифференцировать звуки, устанавливает последовательность звуков в слове).

5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; пишет под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Тематическое планирование.

№ п/п

      Раздел учебного предмета

Количество часов

1

Повторение

2

Звуки и буквы

90ч

3

Слово

40ч

4

Предложение

26ч

5

Повторение

                                                                    Итого

170 часов

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Контрольные диктанты

Контрольное списывание

Словарные диктанты

Повторение

8

1

Звуки и буквы

90

1

10

1

Слово

40

1

4

Предложение

26

1

1

1

Повторение

6

1

итого

3

16

3

Календарно - тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

дата

Коррекционные   цели

Характеристика деятельности учащегося

Повторение

1

Употребление простого предложения

1

1.09

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия;

 развитие самоконтроля

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

 Обосновывает выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составляет предложения из слов.              

Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.                                                    Пишет слова в предложении раздельно.

Составляет (устно и письменно) ответы на вопросы. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

2

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1

4.09

3

Составление по картинкам и дописывание предложений

1

5.09

4

Составление предложений из слов данных вразбивку

1

6.09

5

Составление предложений по вопросам

1

7.09

6

Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти

1

8.09

7

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

11.09

8

Контрольное списывание «Хвосты»

1

12.09

Звуки и буквы

90ч

9

Звуки и буквы

1

13.09

Различает звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Распознает условные обозначения звуков речи.

Сопоставляет звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдает модели слов (звуковые и буквенные), ан

Составляет рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

анализирует их.

10

Выбор сходных по буквам слов

1

14.09

11

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком

1

15.09

12

Составление рассказа «Умная Кара»

1

18.09

13

Упражнение в различении звуков и букв

1

19.09

14

Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик»

1

20.09

Списывает текст , выполняет задание к нему

Объясняет, где могут пригодиться знания об алфавите. Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называет соседние буквы по отношению к заданной.

Работает с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

\использует знание алфавита при работе со словарями

Находит в слове гласные звуки. Объясняет особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различает гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работает с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определяет «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объясняет причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносит звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

Определяет качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определяет безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находит в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различает проверочное и проверяемое слова.

Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).

Наблюдает над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Находит в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки.

Различает согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Делит слова на слоги. Определяет количество в слове слогов.

Классифицирует слова по количеству в них слогов. Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносит слова по слогам.                  

Определяет способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Оценивает свои достижения при выполнении заданий

Определяет и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различает твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объясняет, как обозначена мягкость согласных на письме.

 Работает с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

 Планирует учебные действия при письме по памяти.

Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объясняет причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирает примеры слов с мягким знаком (ь). Переносит слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

15

Контрольное списывание  «Разговор по телефону»

1

21.09

16

Алфавит

1

22.09

17

Расположение слов в алфавитном порядке

1

25.09

18

Расположение слов в алфавитном порядке

1

26.09

19

Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке

1

27.09

20

Контрольное списывание

1

28.09

21

Гласные звуки и буквы

1

29.09

22

Согласные звуки и буквы.

1

2.10

23

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

1

3.10

24

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

4.10

25

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

1

5.10

26

Контрольное списывание «Правила беседы»

1

6.10

27

Гласная и в начале слов и после согласных

1

9.10

28

Гласная е в начале слова и после согласных

1

10.10

29

Гласная ё в начале слова и после согласных

1

11.10

30

Гласная ю в начале слова и после согласных

1

12.10

31

Гласная я в начале слова и после согласных

1

13.10

32

Гласная э в начале слова и после гласных

1

16.10

33

Контрольное списывание

1

17.10

34

Ударение в слове

1

18.10

35

Гласные ударные и безударные

1

19.10

36

Постановка ударения в двусложных словах

1

20.10

37

Роль ударения в слове.  

1

23.10

38

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

1

24.10

39

Контрольный диктант за 1 четверть

1

25.10

40

Работа над ошибками

1

26.10

41

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

1

27.10

42

Контрольное списывание

1

30.10

43

Слог как часть слова

1

31.10

44

Слогообразующая роль гласных

1

8.11

45

Образование новых слов

1

9.11

46

 Упражнения в делении слов на слоги

1

10.11

47

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок

1

13.11

48

Запись ответов на вопросы.

      1

14.11

49

Контрольное списывание «Чем кормят птиц»

      1

15.11

50

Перенос слов при письме

      1

16.11

51

Деление слов на слоги и для переноса

      1

17.11

52

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса

      1

20.11

53

Повторение по теме « Ударение и перенос слов при письме»

      1

21.11

54

Контрольное списывание по теме «Ударение и перенос слов при  письме»

      1

22.11

55

Твёрдые и мягкие согласные

      1

23.11

56

Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я,

      1

24.11

57

Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме

      1

27.11

58

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости –мягкости согласных

      1

28.11

59

Контрольное списывание «Витя»

      1

29.11

60

Мягкий знак на конце слова

      1

30.11

61

Правописание слов с мягким знаком на конце

      1

1.12

62

Мягкий знак на конце и в середине слова

      1

4.12

63

Объяснение написания мягкого знака в словах

      1

5.12

64

Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь

      1

6.12

65

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными

      1

6.12

66

Контрольное списывание «Сторож»

      1

8.12

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция фонематического слуха

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной письменной речи

Коррекция слухового восприятия и внимания;

 коррекция звукопроизношения

Развитие связной письменной речи;

 

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция связной письменной речи;

коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция зрительного внимания и восприятия;

Коррекция грамматического строя

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

(списывание стр.142)Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Коррекция слухового восприятия и внимания

 Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

 коррекция мышления на основе упражнений

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

(списывание  стр. 155)

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении (списывание стр.188)

Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия (списывание стр. 197)

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

 Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция связной письменной речи;

Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

(списывание стр. 224)

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Различает непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

 

Находит в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применяет правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий

Различает глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризует согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивает правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определяет на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находит в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различает проверочное и проверяемое слова.

Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

\использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой. 

Наблюдает над произношением слов с разделительным ь.

 Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

 Подбирает примеры слов с разделительным

мягким знаком. 

Различает слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

\использует правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

 Объясняет написание разделительного ь в словах.

67

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

      1

11.12

68

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши

      1

12.12

69

Написание слов в сочетаниями ча-ща

1

13.12

70

Правописание ча-ща

1

14.12

71

Правописание ча -ща

      1

15.12

72

Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща

      1

18.12

73

Правописание чу-щу

      1

19.12

74

Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща

      1

20.12

75

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу

      1

21.12

76

Звонкие и глухие согласные

      1

22.12

77

Контрольное списывание «В лесу

      1

25.12

78

Парные звонкие и глухие согласные

      1

26.12

79

Различие парных согласных

1

27.12

80

Различие парных согласных

1

28.12

81

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных

1

29.12

82

Звонкие и глухие согласные на конце слова

1

9.01

83

Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова

1

10.01

84

Проверка написания путем изменения формы слова

1

11.01

85

Изменение слова для проверки

1

12.01

86

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова

1

15.01

87

Проверка написания путём изменения слова

1

16.01

88

Упражнения в подборе проверочных слов

1

17.01

89

Повторение изученных орфограмм

1

18.01

90

Разделительный ь знак

1

19.01

91

Написание слов с разделительным ь

1

22.01

92

Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком

1

23.01

93

Упражнения в правописании слов с ь знаком. Словарный диктант

1

24.01

94

Правописание слов с разделительным ь

1

25.01

95

Упражнения в правописание слов с разделительным ь

1

26.01

96

Упражнения в правописание слов с разделительным ь

1

29.01

97

Составление рассказа по сюжетным картинкам

 « Зима», « Семья»

1

30.01

98

Контрольное списывание «Речка»

1

31.01

Слово

40ч

99

Слова, обозначающие предмет

1

1.02

Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.                    

Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознает имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывает отнесение слова к имени существительному.

Объясняет лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащает собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп

Различает  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирает примеры таких существительных.                                                     Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.    

 Пишет с заглавной буквы имена собственные.  

               

Распознает глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывает правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицирует глаголы по вопросам.

Распознает глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определяет, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

Наблюдает над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий

Распознает имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.                                  

Обосновывает правильность отнесения слова к имени прилагательному.                    

 Использует в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.                    

 Выделяет из предложения словосочетания с именами прилагательными.                          

 Приводит примеры имён прилагательных.

Определяет, каким членом предложения является имя прилагательное.

Подбирает имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

Наблюдает над ролью имён прилагательных в тексте.

Узнает предлоги в устной и письменной речи. Раздельно пишет предлоги со словами.

 

Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы).

Узнает предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно пишет предлоги со словами. 

Составляет рассказ по вопросам.

100

Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что?

1

2.02

101

Группировка предметов по их назначению.

1

5.02

102

Употребление названий предметов в различных формах

1

6.02

103

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам

1

7.02

104

Упражнения в изменении слов по вопросам

1

8.02

105

Употребление слов в речи в различной форме

1

9.02

106

Большая буква в именах собственных

1

12.02

107

Большая буква в именах людей, кличках животных.

1

13.02

108

Большая буква в названиях населённых пунктов

1

14.02

109

Большая буква в названиях городов, сёл, улиц.

1

15.02

110

Контрольное списывание

1

16.02

111

Слова, которые обозначают действия предметов

1

19.02

112

Определение предмета по действию

1

20.02

113

Слова, отвечающие на вопросы

 Что сделал?  что сделает?

1

21.02

114

Подбор слов-действий по вопросу

1

22.01

115

Согласование слов-предметов и слов-действий

1

26.02

116

Составление коллективного рассказа по картине по вопросам.

1

27.02

117

Упражнения в определении предмета по его действию.

1

28.02

118

Выделение в предложениях названий предметов и действий

1

1.03

119

Контрольное списывание «Дуб»

1

2.03

120

Составление предложений по картинке и схеме

1

5.03

121

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

6.03

122

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов

1

7.03

123

Определение предметов по цвету, вкусу и форме

1

12.03

124

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны

1

13.03

125

Подбор названий признаков предметов по смыслу

1

14.03

126

Сравнение предметов по признакам

1

15.03

127

Подбор названия признаков предметов по смыслу.

1

16.03

128

Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Слово»

1

19.03

129

Работа над ошибками. Сравнение предметов по признакам

1

20.03

130

Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов

1

21.03

131

Контрольное списывание «Ворона»

1

22.03

132

Предлоги. Предлог как отдельное слово

1

23.03

133

Раздельное написание предлогов со словами

1

2.04

134

Выделение предлогов в тексте

1

3.04

135

Составление предложений по вопросам Выделение предлогов

1

4.04

136

Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы.

1

5.04

137

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

6.04

138

Контрольное списывание «Жук»

      1

9.04

Предложение

26ч

139

Предложение. Правила оформления простого предложения.

1

10.04

Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обоснует выбор знака препинания в конце предложения.

Находит главные члены (основу) предложения.

Обозначает графически грамматическую основу.

Различает и выделяет главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Изменяет  имена существительные по падежам.

Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Составляет рассказ по вопросам.

Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Изменяет  имена существительные по падежам.

Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Определяет начальную форму имени существительного.                                           

Изменяет  имена существительные по падежам.

Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. 

Изменяет  имена существительные по падежам.

Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий

Списывает текст, Оценивает свои достижения при выполнении заданий

140

Дополнение предложений

1

11.04

141

Работа с деформированным предложением

1

12.04

142

Согласование слов в предложении

Словарный диктант

1

13.04

143

Определение порядка слов в предложении

1

16.04

144

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения

1

17.04

145

Составление письменных ответов на вопросы текста

1

18.04

146

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа

1

19.04

147

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

1

20.04

148

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа

1

23.04

149

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

1

24.04

150

Составление предложения с употреблением формы дательного падежа

1

25.04

151

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

1

26.04

152

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу

1

27.04

153

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа

1

28.04

154

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

1

3.05

155

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей

1

4.05

156

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа

1

7.05

157

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

1

8.05

158

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

10.05

159

Работа с деформированными предложениями

1

11.05

160

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

14.05

161

Составление письменных ответов на вопросы к тексту

1

15.05

162

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

16.05

163

Работа над ошибками. Составление вопросов  к  тексту

1

17.05

164

Контрольное списывание «Кот-рыбак»

1

18.05

Повторение

165

Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы

1

21.05

Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Пишет с заглавной буквы имена собственные

Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Различает звуки и буквы.

Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Составляет рассказ по вопросам.

166

Повторение изученных орфограмм

1

22.05

167

Заглавная буква в именах собственных.

1

23.05

168

Расположение слов в алфавитном порядке Словарный диктант

1

24.05

169

Написание слов с изученными   орфограммами

1

25.05

170

Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что?

1

28.05

Критерии и нормы оценок.

Оценка письменных работ учащихся

         Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

                       «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

                       «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

                       «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

При оценке грамматического разбора

         Оценка  «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора;  работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

                       «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

                       «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

                       «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.

                     

Ошибкой в диктанте следует считать:

   — нарушение правил орфографии при написании слов;

   — пропуск и искажение букв в словах;

   — замену слов;

   — отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

     ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие     орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выпишет трудное для них по написанию слово на доске);

За одну ошибку в диктанте считаются:

   — два исправления;

   — две пунктуационные ошибки;

   — повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

   — повторение одной и той же буквы в слове;

   — недописанное слово;

   — перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

   — дважды записанное одно и то же слово в предложении;

    2 негрубые ошибки = 1 ошибке.

    Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

    При трех поправках оценка снижается на 1 балл

К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:

— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;

   — ошибки по графическому сходству;

   — нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);

   — единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя (методические пособия, сборники проверочных и контрольных работ, рабочие тетради)

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

3

5

Авторская программа 1- 4 классы В. В. Воронковой

Федеральный компонент начального общего образования

А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2014г.

А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2

Адаптированные программы  1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2  ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и из...