Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в предметной области "Язык и речевая практика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_ovz_3_klass.docx | 69.99 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской. программа написана к учебнику для 3 класса общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017 год.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цели и задачи обучения предмету
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащийся должен приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работает по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планирует деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливает логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составляет и различает предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
В 3 классе на изучение русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составляет тексты в устной и письменной формах.
2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составляет и распространять предложения, устанавливает связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделяет и дифференцировать звуки, устанавливает последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; пишет под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 | Повторение | 8ч |
2 | Звуки и буквы | 90ч |
3 | Слово | 40ч |
4 | Предложение | 26ч |
5 | Повторение | 6ч |
Итого | 170 часов |
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Контрольные диктанты | Контрольное списывание | Словарные диктанты |
Повторение | 8 | 1 | ||
Звуки и буквы | 90 | 1 | 10 | 1 |
Слово | 40 | 1 | 4 | |
Предложение | 26 | 1 | 1 | 1 |
Повторение | 6 | 1 | ||
итого | 3 | 16 | 3 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | дата | Коррекционные цели | Характеристика деятельности учащегося |
Повторение | 8ч | ||||
1 | Употребление простого предложения | 1 | 1.09 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывает выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляет предложения из слов. Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишет слова в предложении раздельно. Составляет (устно и письменно) ответы на вопросы. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. |
2 | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 1 | 4.09 | ||
3 | Составление по картинкам и дописывание предложений | 1 | 5.09 | ||
4 | Составление предложений из слов данных вразбивку | 1 | 6.09 | ||
5 | Составление предложений по вопросам | 1 | 7.09 | ||
6 | Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти | 1 | 8.09 | ||
7 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | 11.09 | ||
8 | Контрольное списывание «Хвосты» | 1 | 12.09 | ||
Звуки и буквы | 90ч | ||||
9 | Звуки и буквы | 1 | 13.09 | Различает звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознает условные обозначения звуков речи. Сопоставляет звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдает модели слов (звуковые и буквенные), ан Составляет рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. анализирует их. | |
10 | Выбор сходных по буквам слов | 1 | 14.09 | ||
11 | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком | 1 | 15.09 | ||
12 | Составление рассказа «Умная Кара» | 1 | 18.09 | ||
13 | Упражнение в различении звуков и букв | 1 | 19.09 | ||
14 | Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик» | 1 | 20.09 | Списывает текст , выполняет задание к нему Объясняет, где могут пригодиться знания об алфавите. Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называет соседние буквы по отношению к заданной. Работает с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. \использует знание алфавита при работе со словарями Находит в слове гласные звуки. Объясняет особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различает гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работает с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определяет «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объясняет причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносит звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определяет качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определяет безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находит в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различает проверочное и проверяемое слова. Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдает над единообразным написанием корня в однокоренных словах. правило при написании слов с безударным гласным в корне. Находит в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различает согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Делит слова на слоги. Определяет количество в слове слогов. Классифицирует слова по количеству в них слогов. Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносит слова по слогам. Определяет способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Оценивает свои достижения при выполнении заданий Определяет и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различает твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объясняет, как обозначена мягкость согласных на письме. Работает с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планирует учебные действия при письме по памяти. Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняет причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирает примеры слов с мягким знаком (ь). Переносит слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | |
15 | Контрольное списывание «Разговор по телефону» | 1 | 21.09 | ||
16 | Алфавит | 1 | 22.09 | ||
17 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | 25.09 | ||
18 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | 26.09 | ||
19 | Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке | 1 | 27.09 | ||
20 | Контрольное списывание | 1 | 28.09 | ||
21 | Гласные звуки и буквы | 1 | 29.09 | ||
22 | Согласные звуки и буквы. | 1 | 2.10 | ||
23 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | 3.10 | ||
24 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | 4.10 | ||
25 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | 5.10 | ||
26 | Контрольное списывание «Правила беседы» | 1 | 6.10 | ||
27 | Гласная и в начале слов и после согласных | 1 | 9.10 | ||
28 | Гласная е в начале слова и после согласных | 1 | 10.10 | ||
29 | Гласная ё в начале слова и после согласных | 1 | 11.10 | ||
30 | Гласная ю в начале слова и после согласных | 1 | 12.10 | ||
31 | Гласная я в начале слова и после согласных | 1 | 13.10 | ||
32 | Гласная э в начале слова и после гласных | 1 | 16.10 | ||
33 | Контрольное списывание | 1 | 17.10 | ||
34 | Ударение в слове | 1 | 18.10 | ||
35 | Гласные ударные и безударные | 1 | 19.10 | ||
36 | Постановка ударения в двусложных словах | 1 | 20.10 | ||
37 | Роль ударения в слове. | 1 | 23.10 | ||
38 | Упражнения в выделении ударных гласных в словах | 1 | 24.10 | ||
39 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | 25.10 | ||
40 | Работа над ошибками | 1 | 26.10 | ||
41 | Упражнения в выделении ударных гласных в словах | 1 | 27.10 | ||
42 | Контрольное списывание | 1 | 30.10 | ||
43 | Слог как часть слова | 1 | 31.10 | ||
44 | Слогообразующая роль гласных | 1 | 8.11 | ||
45 | Образование новых слов | 1 | 9.11 | ||
46 | Упражнения в делении слов на слоги | 1 | 10.11 | ||
47 | Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | 13.11 | ||
48 | Запись ответов на вопросы. | 1 | 14.11 | ||
49 | Контрольное списывание «Чем кормят птиц» | 1 | 15.11 | ||
50 | Перенос слов при письме | 1 | 16.11 | ||
51 | Деление слов на слоги и для переноса | 1 | 17.11 | ||
52 | Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса | 1 | 20.11 | ||
53 | Повторение по теме « Ударение и перенос слов при письме» | 1 | 21.11 | ||
54 | Контрольное списывание по теме «Ударение и перенос слов при письме» | 1 | 22.11 | ||
55 | Твёрдые и мягкие согласные | 1 | 23.11 | ||
56 | Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я, | 1 | 24.11 | ||
57 | Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме | 1 | 27.11 | ||
58 | Употребление гласных букв для обозначения твёрдости –мягкости согласных | 1 | 28.11 | ||
59 | Контрольное списывание «Витя» | 1 | 29.11 | ||
60 | Мягкий знак на конце слова | 1 | 30.11 | ||
61 | Правописание слов с мягким знаком на конце | 1 | 1.12 | ||
62 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | 4.12 | ||
63 | Объяснение написания мягкого знака в словах | 1 | 5.12 | ||
64 | Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь | 1 | 6.12 | ||
65 | Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными | 1 | 6.12 | ||
66 | Контрольное списывание «Сторож» | 1 | 8.12 | Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция связной письменной речи Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция звукопроизношения Развитие связной письменной речи;
Коррекция грамматического строя речи Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция зрительного внимания и восприятия; Коррекция грамматического строя Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании (списывание стр.142)Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция слухового восприятия и внимания Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха (списывание стр. 155) Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля Коррекция связной письменной речи; Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении (списывание стр.188) Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия (списывание стр. 197) Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи; Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания (списывание стр. 224) Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. | Различает непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находит в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. Применяет правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивает свои достижения при выполнении заданий Различает глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризует согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивает правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определяет на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находит в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различает проверочное и проверяемое слова. Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). \использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой. Наблюдает над произношением слов с разделительным ь. Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирает примеры слов с разделительным мягким знаком. Различает слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. \использует правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объясняет написание разделительного ь в словах. |
67 | Гласные после шипящих. Правописание жи-ши | 1 | 11.12 | ||
68 | Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши | 1 | 12.12 | ||
69 | Написание слов в сочетаниями ча-ща | 1 | 13.12 | ||
70 | Правописание ча-ща | 1 | 14.12 | ||
71 | Правописание ча -ща | 1 | 15.12 | ||
72 | Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща | 1 | 18.12 | ||
73 | Правописание чу-щу | 1 | 19.12 | ||
74 | Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща | 1 | 20.12 | ||
75 | Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | 21.12 | ||
76 | Звонкие и глухие согласные | 1 | 22.12 | ||
77 | Контрольное списывание «В лесу.» | 1 | 25.12 | ||
78 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | 26.12 | ||
79 | Различие парных согласных | 1 | 27.12 | ||
80 | Различие парных согласных | 1 | 28.12 | ||
81 | Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных | 1 | 29.12 | ||
82 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | 1 | 9.01 | ||
83 | Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 10.01 | ||
84 | Проверка написания путем изменения формы слова | 1 | 11.01 | ||
85 | Изменение слова для проверки | 1 | 12.01 | ||
86 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 15.01 | ||
87 | Проверка написания путём изменения слова | 1 | 16.01 | ||
88 | Упражнения в подборе проверочных слов | 1 | 17.01 | ||
89 | Повторение изученных орфограмм | 1 | 18.01 | ||
90 | Разделительный ь знак | 1 | 19.01 | ||
91 | Написание слов с разделительным ь | 1 | 22.01 | ||
92 | Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком | 1 | 23.01 | ||
93 | Упражнения в правописании слов с ь знаком. Словарный диктант | 1 | 24.01 | ||
94 | Правописание слов с разделительным ь | 1 | 25.01 | ||
95 | Упражнения в правописание слов с разделительным ь | 1 | 26.01 | ||
96 | Упражнения в правописание слов с разделительным ь | 1 | 29.01 | ||
97 | Составление рассказа по сюжетным картинкам « Зима», « Семья» | 1 | 30.01 | ||
98 | Контрольное списывание «Речка» | 1 | 31.01 | ||
Слово | 40ч | ||||
99 | Слова, обозначающие предмет | 1 | 1.02 | Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознает имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывает отнесение слова к имени существительному. Объясняет лексическое значение слов-имён существительных. Обогащает собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп Различает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирает примеры таких существительных. Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишет с заглавной буквы имена собственные.
Распознает глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывает правильность отнесения слова к глаголу. Классифицирует глаголы по вопросам. Распознает глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определяет, каким членом предложения является глагол в предложении Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдает над ролью глаголов в повествовательном тексте. Оценивает свои достижения при выполнении заданий Распознает имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывает правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использует в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделяет из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводит примеры имён прилагательных. Определяет, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирает имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдает над ролью имён прилагательных в тексте. Узнает предлоги в устной и письменной речи. Раздельно пишет предлоги со словами.
Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы). Узнает предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно пишет предлоги со словами. Составляет рассказ по вопросам. | |
100 | Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что? | 1 | 2.02 | ||
101 | Группировка предметов по их назначению. | 1 | 5.02 | ||
102 | Употребление названий предметов в различных формах | 1 | 6.02 | ||
103 | Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам | 1 | 7.02 | ||
104 | Упражнения в изменении слов по вопросам | 1 | 8.02 | ||
105 | Употребление слов в речи в различной форме | 1 | 9.02 | ||
106 | Большая буква в именах собственных | 1 | 12.02 | ||
107 | Большая буква в именах людей, кличках животных. | 1 | 13.02 | ||
108 | Большая буква в названиях населённых пунктов | 1 | 14.02 | ||
109 | Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. | 1 | 15.02 | ||
110 | Контрольное списывание | 1 | 16.02 | ||
111 | Слова, которые обозначают действия предметов | 1 | 19.02 | ||
112 | Определение предмета по действию | 1 | 20.02 | ||
113 | Слова, отвечающие на вопросы Что сделал? что сделает? | 1 | 21.02 | ||
114 | Подбор слов-действий по вопросу | 1 | 22.01 | ||
115 | Согласование слов-предметов и слов-действий | 1 | 26.02 | ||
116 | Составление коллективного рассказа по картине по вопросам. | 1 | 27.02 | ||
117 | Упражнения в определении предмета по его действию. | 1 | 28.02 | ||
118 | Выделение в предложениях названий предметов и действий | 1 | 1.03 | ||
119 | Контрольное списывание «Дуб» | 1 | 2.03 | ||
120 | Составление предложений по картинке и схеме | 1 | 5.03 | ||
121 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | 6.03 | ||
122 | Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов | 1 | 7.03 | ||
123 | Определение предметов по цвету, вкусу и форме | 1 | 12.03 | ||
124 | Определение предметов по материалу, из которого они сделаны | 1 | 13.03 | ||
125 | Подбор названий признаков предметов по смыслу | 1 | 14.03 | ||
126 | Сравнение предметов по признакам | 1 | 15.03 | ||
127 | Подбор названия признаков предметов по смыслу. | 1 | 16.03 | ||
128 | Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Слово» | 1 | 19.03 | ||
129 | Работа над ошибками. Сравнение предметов по признакам | 1 | 20.03 | ||
130 | Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов | 1 | 21.03 | ||
131 | Контрольное списывание «Ворона» | 1 | 22.03 | ||
132 | Предлоги. Предлог как отдельное слово | 1 | 23.03 | ||
133 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | 2.04 | ||
134 | Выделение предлогов в тексте | 1 | 3.04 | ||
135 | Составление предложений по вопросам Выделение предлогов | 1 | 4.04 | ||
136 | Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. | 1 | 5.04 | ||
137 | Закрепление упражнений на изученные орфограммы | 1 | 6.04 | ||
138 | Контрольное списывание «Жук» | 1 | 9.04 | ||
Предложение | 26ч | ||||
139 | Предложение. Правила оформления простого предложения. | 1 | 10.04 | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обоснует выбор знака препинания в конце предложения. Находит главные члены (основу) предложения. Обозначает графически грамматическую основу. Различает и выделяет главные и второстепенные члены предложения. Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Изменяет имена существительные по падежам. Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составляет рассказ по вопросам. Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Изменяет имена существительные по падежам. Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определяет начальную форму имени существительного. Изменяет имена существительные по падежам. Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Изменяет имена существительные по падежам. Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Оценивает свои достижения при выполнении заданий Списывает текст, Оценивает свои достижения при выполнении заданий | |
140 | Дополнение предложений | 1 | 11.04 | ||
141 | Работа с деформированным предложением | 1 | 12.04 | ||
142 | Согласование слов в предложении Словарный диктант | 1 | 13.04 | ||
143 | Определение порядка слов в предложении | 1 | 16.04 | ||
144 | Предложение как часть текста. Деление текста на предложения | 1 | 17.04 | ||
145 | Составление письменных ответов на вопросы текста | 1 | 18.04 | ||
146 | Составление предложений с употреблением формы винительного падежа | 1 | 19.04 | ||
147 | Слова, отвечающие на вопросы кого? что? | 1 | 20.04 | ||
148 | Составление предложений с употреблением формы родительного падежа | 1 | 23.04 | ||
149 | Слова, отвечающие на вопрос кого? чего? | 1 | 24.04 | ||
150 | Составление предложения с употреблением формы дательного падежа | 1 | 25.04 | ||
151 | Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? | 1 | 26.04 | ||
152 | Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу | 1 | 27.04 | ||
153 | Составление предложений с употреблением формы творительного падежа | 1 | 28.04 | ||
154 | Слова, отвечающие на вопрос кем? чем? | 1 | 3.05 | ||
155 | Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей | 1 | 4.05 | ||
156 | Составление предложений с употреблением формы предложного падежа | 1 | 7.05 | ||
157 | Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? | 1 | 8.05 | ||
158 | Закрепление упражнений на изученные орфограммы | 1 | 10.05 | ||
159 | Работа с деформированными предложениями | 1 | 11.05 | ||
160 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | 14.05 | ||
161 | Составление письменных ответов на вопросы к тексту | 1 | 15.05 | ||
162 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 16.05 | ||
163 | Работа над ошибками. Составление вопросов к тексту | 1 | 17.05 | ||
164 | Контрольное списывание «Кот-рыбак» | 1 | 18.05 | ||
Повторение | 6ч | ||||
165 | Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы | 1 | 21.05 | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы. Пишет с заглавной буквы имена собственные Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Различает звуки и буквы. Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составляет рассказ по вопросам. | |
166 | Повторение изученных орфограмм | 1 | 22.05 | ||
167 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | 23.05 | ||
168 | Расположение слов в алфавитном порядке Словарный диктант | 1 | 24.05 | ||
169 | Написание слов с изученными орфограммами | 1 | 25.05 | ||
170 | Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | 28.05 |
Критерии и нормы оценок.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
При оценке грамматического разбора
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора; работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выпишет трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);
— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя (методические пособия, сборники проверочных и контрольных работ, рабочие тетради) | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
3 | 5 | Авторская программа 1- 4 классы В. В. Воронковой Федеральный компонент начального общего образования | А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г. | А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и из...