Рабочая программа по технологии для 3 класса по программе Начальная школа XXI века
учебно-методический материал по технологии

Грицинина Светлана Павловна

Программа разработана в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_3_kl.docx52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Егорлыкский  район  Ростовской  области

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская  средняя  общеобразовательная  школа  №1

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ЕСОШ №1

______________/ Гамова Е.Н./        

                                      Приказ   от 31.08.2017 г. №  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  технологии

Уровень общего образования (класс)      начальное  общее  образование,  3а  класс

Количество  часов                                        34 часа

Учитель                                                          Грицинина Светлана Павловна

Программа  разработана на основе Программы по технологии для общеобразовательных учреждений (1-4классы /Автор-составитель Е.А.Лутцева/. – М.: Вентана-Граф , 2013)   и учебника Технология. 3 класс.:учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Е.А.Лутцева/.-4-е издание перераб.,  -М.:Вентана-Граф,2014.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая  программа  по  технологии  в   3 «а» классе  составлена  на  основе

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС НОО (1-4 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  • ООП  НОО МБОУ ЕСОШ №1 (1-4 классы);
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2017-2018 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  • Авторской программы по  технологии для общеобразовательных учреждений (1-4классы /Автор-составитель Е.А.Лутцева/. – М.: Вентана-Граф , 2013);
  • Учебника  Технология. 3 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Е.А.Лутцева/.-4-е издание переработанное. -М.:Вентана-Граф,2014.

Цели и задачи обучения  технологии

Цель разработки данной рабочей программы и ее реализации в образовательном процессе в области формирования системы знаний, умений: формирование основ технологического образования, позволяющих, во-первых, предоставить возможность учащимся получить первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ученика в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные задачи курса:

  • Расширение знаний о современных информационных технологиях и совершенствование умения пользоваться персональным компьютером (работа с материалами компакт-дисков (СD), Интернетом).
  • Развитие у учащихся умения управлять своей деятельностью (понимать цель, планировать, контролировать, корректировать, оценивать результаты своего труда и труда одноклассников).
  • Расширение знаний о материально-культурной среде, созданной умом и руками человека, закономерностях ее совершенствования.
  • Развитие логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие), технологического мышления, творческих, исследовательских качеств на уровне умения открывать новые знания и практические умения и использовать приобретенные знания в самостоятельной и коллективной проектной работе.
  • Воспитание уважения к своей культуре и культуре других народов, самоуважения и способности к самооценке.
  • Развитие коммуникативных способностей и качеств личности (навыки сотрудничества, выполнение социальных ролей).

 Настоящая программа рассчитана на 34 часа.

 В соответствии с  календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2017-2018 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2017-2018 учебном году (23.02.2018г., 08.03.2018г., 09.03.2018г., 01.05.2018г., 02.05.2018г, 09.05.2018г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по технологии  в 3 «а» классе в 2017-2018  учебном году  будет  реализована в объёме 34 часов.

Планируемые результаты освоения предмета «Технология» в 3   классе

 Личностные результаты 

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

  • о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, ее варианты, их назначение;
  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
  • о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),   решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
  • иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

Уметь с помощью учителя:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
  • работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

  Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

           Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» в третьем классе носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия.

       Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.

      Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

      Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • полнота и правильность ответа,
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
  • аккуратность сборки деталей,
  • общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение,
  • внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
  • В заданиях проектного характера внимание обращается на:
  • умение принять поставленную задачу,
  • умение искать и отбирать необходимую информацию,
  • умение находить решение возникающих (или специально заданных)  конструкторско-технологических проблем,
  • умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
  • умение оформлять сообщение,
  • активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
  • умение выполнять свою роль в группе,
  • умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
  • умение защищать проект.

      Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности и т.п.

    Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические  выставки.

В конце третьего года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности. Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

    Примерами такого рода работ могут быть фото- и видеоизображения продуктов практической, проектной и исследовательской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии, видеофильмы, презентации и т.п.

  Содержание учебного предмета «Технология» в 3   классе

Наименование разделов учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.Информация и ее преобразование.

Использование информационных технологий

( практика работы на компьютере).

Информационная среда, основные источники информации, получаемой человеком.  Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.  Информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.

Книга как древнейший вид графической информации. Изобретение бумаги. Конструкции современных книг. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

  С помощью учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

исследовать (наблюдать, сравнивать сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;

планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

 Фронтальная , работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная,  использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра.

Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания.

ИКТ технологии.  

2.Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда,

самообслуживание.

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.

Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей.

Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в.

Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда.

Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды.

 Зарождение наук.

Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара).

Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты.

Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта).

Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Называть несколько ремесел;

организовывать рабочее место экономно и рационально;

чтение простейшего чертежа,

определение способа соединения деталей,

изготовление  несложных макетов транспортных средств; решение несложных конструкторско-технологических задач,

изучение технологии строительства избы и её устройство; создание макета,

выполнение практической работы.

 Знать, как используют силы природы,

великие изобретения и открытия;

 профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к    которым эти профессии относятся.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Выполнение практической работы.

Проектная деятельность.

Фронтальная , работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная,  использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра.

Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания.

ИКТ технологии.  

3.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка разверток с опорой на простейший чертеж.

Линии чертежа (осевая, центровая).

Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.

Приемы безопасной работы им.

Соединение деталей косой строчкой.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.

 Самостоятельно:

 выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.

С помощью учителя:

создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа

объекта, определении своего места в общей деятельности;

обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.  

 Фронтальная , работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная,  использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра.

Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания.

ИКТ технологии.  

4.Конструирование и моделирование.

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.

Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.).

Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

 Техника как часть технологического процесса, технологические машины.

Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц.

Паровой двигатель.

 Изучение технологий строительства;

создание макета.

 Понимать, что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных         материалов.

Знать названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); отличать материалы.

 Называть общие требования к конструкциям; выполнение технологических задач; составление конструкций.

 Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту,   простейший чертеж;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические  приемы изготовления изделий.

Проектная деятельность.

 Фронтальная , работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная,  использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра.

Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания.

ИКТ технологии.  

Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 3 «а»  классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

1

Какая бывает информация ?

1

7.09

2

Учимся работать на компьютере.

1

14.09

3

 Учимся работать на компьютере.

1

21.09

4

 Книга – источник информации.

1

28.09

5

Изобретение бумаги.

1

5.10

6

Конструкция современных книг.

1

12.10

7

Человек –строитель, созидатель, творец.

1

19.10

8

Отражение эпох в культуре одежды. Стилевое единство внутреннего и внешнего.

1

26.10

9

Древние русские постройки.  

1

9.11

10

Коллективный проект «Макет крепости».

1

16.11

11

Плоские и объемные фигуры. Открытка.

1

23.11

12

Призма –объемная фигура. Макет мебели.

1

30.11

13

Изготовление объемных фигур. Развертка.

1

7.12

14

Коллективный проект «В гостях у сказки».  

1

14.12

15

Доброе мастерство. Лепка и роспись изделий народного промысла.

1

 

21.12

16

Проверочная работа по пройденному материалу.

1

Тест

28.12

17

Какие бывают ткани. Исходное сырьё, получение, применение синтетических тканей.

1

11.01

18

Застёжки и отделка одежды. Пришивание пуговицы.

1

18.01

19

От замысла к результату. Семь технологических задач.

1

25.01

20

 От замысла к результату. Семь технологических задач.

1

1.02

21

Человек и стихии природы.

1

8.02

22

Огонь работает на человека.  

1

15.02

23

Русская печь.

1

22.02

24

Главный металл.

1

1.03

25

Вода работает на человека. Водяные двигатели.  

1

15.03

26

Вода работает на человека. Водяные двигатели.  

1

22.03

27

Ветер работает на человека.

1

5.04

28

Коллективный проект «Ветряная мельница».  

1

12.04

29

Коллективный проект «Ветряная мельница».  

1

19.04

30

Паровые двигатели.  

1

26.04

31

Промежуточная аттестация.      

1

Тест

3.05  

32

Получение и использование электричества.      

1

 

 10.05

33

Электрическая цепь.

1

 17.05  

34

Урок-конференция по теме «Из истории изобретений».

1

24.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  от 31.08.2017 г.   № 8

______________/Терещенко О. Ю./

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 

  31.08.2017 г.

______________/Грицинина С. П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по математике. 2 класс создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по технологии для 1 класса  УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню п...

Рабочая программа по технологии 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по технологии 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК " Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе  авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Р.Г.Чураковой, Т.М.Рогозиной, А.А.Гринёвой, И.Б.Мыловой и ориентирована...

Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века" В.Н.Рудницкая

Бюджетное  общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132»  РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /________________Руководитель МО...

Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века", Е.А. Лутцева

Бюджетное  общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /________________Руководитель МО П...