Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню подготовки учащихся, перечня учебно - методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа". | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 1 «Э» класса МОУ «СОШ № 54» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373) и авторской программы «Технология» Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с) УМК «Перспективная начальная школа». Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Программу обеспечивают:
- Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011
- Рагозина ТМ. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011
Цель обучения — освоение конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладение первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Задачи обучения:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации: учебником, справочниками, Интернетом;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества.
Ценностные ориентиры предмета.
Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Процесс труда. Организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками, правил личной гигиены.
Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Под руководством учителя определение формы, размеров деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладные лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, наперсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперед иголку», бахрома; ткани хлопчато - бумажная и льняная. Действия: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, переплетать, разминать, раскатывать, вытягивать, заглаживать, примазывать прижимать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, толщина, фактура поверхности (шероховатая, гладкая).
Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону.
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
Природные материалы (5 ч)
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала.
Краткая характеристика операций сбора, обработки, хранения и использования природных материалов: собирать листья в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме, сушить листья под прессом; промывать семена, подсушивать; хранить материалы в бумажных конвертах и коробках; наклеивать композиции из природных материалов на основу из картона и пластилина; соединять объемные детали из природных материалов пластилином.
Инструменты и приспособления: ножницы, стека, кисточка для клея, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; составление композиций; соединение деталей пластилином, клеем; сборка изделия.
Варианты объектов труда: аппликации из листьев, декоративные композиции из семян и листьев, сказочные персонажи (Баба-Яга и т. п.),
Искусственные материалы
Пластичные материалы (6 ч)
Пластилин, масса для моделирования. Выбор материала по его свойствам: пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке.
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и приспособления: стека, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление изделий из пластилина и массы для моделирования: формообразование деталей изделия и их соединение.
Варианты объектов труда: модели предметов живой природы (овощи, фрукты, животные), фишки для уроков математики.
Бумага (12 ч)
Виды бумаги и ее использование на уроках: цветная для аппликаций, калька, копировальная, писчая. Выбор бумаги по ее свойствам: цвет, блеск, прозрачность. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблонам, через копирку, кальку.
Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать (делать мятой поверхность бумаги), размачивать (размягчать); скатывать (свернуть в трубку или собрать в шарик); обрывать по краям (делать край неровным); складывать (делить на части); размечать по шаблону (обвести внешний контур предмета); размечать через копирку, кальку (снять копию с оригинала), резать (отделять от целого); гофрировать (делать ряд параллельных складок); переплетать (соединять способом щелевого замка).
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, клей, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, плетеным узором.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, новогодние подвески, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, открытки, декоративные композиции.
Текстильные материалы (10 ч)
Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения (хлопчатобумажная и льняная), их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при разметке по выкройке деталей прямоугольной формы.
Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, пришивать пуговицу с двумя отверстиями; способы выполнения ручного шва «вперед иголку».
Инструменты и приспособления: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечками, ножницы, наперсток.
Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение; декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
Варианты объектов труда: декоративные салфетки, игольницы, аппликации, украшения.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- содержание труда людей ближайшего окружения;
- область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
- область применения и назначения приспособлений: шаблона,
подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
- осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
- составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
- создавать модели несложных объектов из природных материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- применения информации при решении различных задач;
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
- создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью
шаблона (средством для формирования этих действий служит технология
продуктивной художественно-творческой деятельности);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством
формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться
памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
- использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
- экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
Перечень учебно – методического обеспечения:
- Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
- Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
- Авторская программа по технологии Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с. УМК «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Учебно – тематическое планирование по технологии. 1 «Э» класс. УМК «Перспективная начальная школа».
2013 – 2014 учебный год.
№ | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Лабораторные, практические, контрольные работы, тестирование, диктанты, изложения, сочинения и др. виды работ | Используемые образовательные технологии | Повторение, подготовка к итоговой аттестации | Дата проведения |
Изготовление изделий из пластичных материалов (6 часов) | ||||||
Мир изделий. | 1 | Технология игрового обучения | 2.09 | |||
Приемы работы с пластилином. Организация рабочего места. | 1 | Технология проблемного обучения | 10.09 | |||
Работа с пластилином. Овощи, фрукты, блюдо. | 1 | Технология развивающего обучения | 17.09 | |||
Работа с пластилином. Животные. Кошка. Мышка. | ИКТ - технологии | 24.09 | ||||
Работа с пластилином. Животные. Медведь. | Технология дифференцированного обучения | 1.10 | ||||
Работа с цветной массой для моделирования. Фишки. | 1 | Технология интегрированного обучения | 8.10 | |||
Изготовление изделий из природных материалов (5 часов) | ||||||
Работа с природными материалами. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с ножницами. Работа с клеем. | 1 | Технология проблемного обучения | 15.10 | |||
Аппликация из засушенных листьев. | 1 | Технология развивающего обучения | 22.10 | |||
Аппликация из засушенных листьев «Пейзаж». | 1 | Технология интегрированного обучения | 29.10 | |||
Узоры из семян на пластилиновой основе. | ИКТ - технологии | 12.11 | ||||
Декоративная композиция из сухих листьев и семян. | 1 | Технология проектного обучения | 19.11 | |||
Изготовление изделий из бумаги (12 часов) | ||||||
Работа с бумагой. Организация рабочего места. Приемы резания бумаги ножницами. | 1 | Технология проблемного обучения | 26.11 | |||
Аппликация из влажной бумаги «Ветка смородины». | 1 | Технология развивающего обучения | 3.12 | |||
Обрывные аппликации из бумаги. | 1 | Технология игрового обучения | 10.12 | |||
Работа с бумагой. Пригласительный билет на ёлку. | 1 | Технология дифференцированного обучения | 17.12 | |||
Работа с бумагой. Конверт для пригласительного билета. | 1 | Технология интегрированного обучения | 24.12 | |||
Работа с бумагой. Гофрированные новогодние подвески. | 1 | ИКТ - технологии | 14.01 | |||
Работа с бумагой. Новогодние снежинки. | 1 | Технология проектного обучения | 21.01 | |||
Работа с бумагой. Мозаика из бумаги. | 1 | Технология проблемного обучения | 28.01 | |||
Работа с бумагой. Мозаика из бумаги. | 1 | Технология развивающего обучения | 4.02 | |||
Работа с бумагой. Плетение из полосок бумаги. | 1 | Технология игрового обучения | 18.02 | |||
Работа с бумагой. Открытка в подарок маме. | 1 | Технология дифференцированного обучения | 25.02 | |||
Работа с бумагой. Модели городского транспорта. | 1 | ИКТ - технологии | 4.03 | |||
Изготовление изделий из текстильных материалов (10 часов) | ||||||
Работа с текстильными материалами. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с иглами и булавками. | 1 | Технология проблемного обучения | 11.03 | |||
Работа с текстильными материалами. Аппликация из ткани. | 1 | Технология дифференцированного обучения | 18.03 | |||
Работа с текстильными материалами. Игольница. | 1 | Технология проблемного обучения | 1.04 | |||
Работа с текстильными материалами. Подвеска из лоскутков ткани. | 1 | ИКТ - технологии | 8.04 | |||
Работа с текстильными материалами. Вышитая салфетка. Выкройка деталей. Перевод рисунка. | 1 | Технология проектного обучения | 15.04 | |||
Работа с текстильными материалами. Вышитая салфетка. Шов «вперед иголку». | Технология проблемного обучения | 22.04 | ||||
Работа с текстильными материалами. Цветочная композиция из ниток. Изготовление стебля. | Технология развивающего обучения | 29.04 | ||||
Работа с текстильными материалами. Цветочная композиция из ниток. Изготовление цветка и листа. | Технология игрового обучения | 6.05 | ||||
Работа с текстильными и природными материалами. Баба-Яга в ступе. Изготовление куклы Бабы – Яги. | ИКТ - технологии | 13.05 | ||||
Работа с текстильными и природными материалами. Баба-Яга в ступе. Изготовление ступы. | Технология проектного обучения | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего об...
рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...
Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...
рабочая программа по технологии 2 кл. "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Технология: программа: 1-4 классы» Е. А. Лутцева.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 80с. Программа по технологии разработана на основе требован...
Рабочая программа по технологии, УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по технологии ,Рогозина,...
Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по Технологии УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Технологии УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возрас...