календарно - тематическое планирование по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
КТП 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_po_izo_4_klass.docx | 101.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы. | Часы уч.вр. | Плановые сроки прохождения | Элемент содержания | Планируемые результаты | Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. | |||||||||||
Факт | план | предметные | метапредметные, личностные | ||||||||||||||
«Восхитись вечно живым миром красоты-10ч. | |||||||||||||||||
1. | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
| 1 | 15.09 | Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира. Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка, живописи, графики, декоративно – прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира. Творческое задание Образ пространства в искусстве с использованием средств выразительности живописи и графики. Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация. | Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в рис. | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вводный.
| ||||||||||
2. | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Символическое
| 1 | 22.09 | Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина, учебной работе. Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображении деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты, Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы. Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева. Работать по художественно-дидактической таблице. Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень). Материалы: уголь, фломастер. | Определять /наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Объяснять значение понятия набросок в художествен- ной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев». Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий | |||||||||||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж | 1 | 29.09 | Восприятие произведений выдающихся художников И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах. Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями». Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. | Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж.. Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразитель композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||||||
4. | Цветущее дерево. — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи | 1 | 06.10 | Основные содержательные линии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями: народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства. Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов». Творческое задание с применением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью. Материалы: кисть, гуашь, бумага. | Рассматривать изделия мастеров Городца отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них 'наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом, «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||||||
5. | Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | 1 | 13.10 | Восприятие образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX — XX вв. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Образцы декоративных разживок для птиц». Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами». Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием: приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||||||
6. | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. | 1 | 20.10 | Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества. Основные содержательные линии. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с. произведениями народных художественных промыслов в "России (с учётом местных у с л о в и й). IIродолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Глубина поэтического изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, к о н ь - с в е т, к о н ь - птица, конь - богатырская сила), связанные с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Живописная манера кистевой росписи в творчестве городецких мастеров. Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня» Творческое задание с использованием с р е д с т в в ы р а з и телъного языка народного декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага. | Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно - п р и к л а д н о м и н а р од -н о м и с к у с с т в е. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества. Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их. Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка . | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Комбинированный. Текущий. | ||||||||||
7. | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика.
| 1 | Восприятие произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции: старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И, Лебедева и детских творческих работ. Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок для объединения разных цветовых сочетаний. Материалы: кисть, гуашь, бумага | Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Тематический. | |||||||||||
8. | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. | 1 | 27.10 | Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В. Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Искусство портрета. Выявление характерных признаков образа портретируемого и его принадлежности pc творческой профессии. Работа похудожественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изображения лица человека в разных ракурсах». Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека. Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры | Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||
9. | Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий
| 1 | 10.11 | Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домапшикова, графики Л. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха. Основные содержательные линии. Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Живописные средства художественной выразительности, передающие статичность и динамичность композиции произведений разных видов искусства. Творческое задание с использование средств выразительности языка живописи и графики. Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши. | Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений. Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях. Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение" к разным состояниям в природе. Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
10. | Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция | 1 | 17.11 | Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях. Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры. | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы на человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности' пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники | - организация самостоятельной работы; - соблюдение норм поведения в окружающей среде; - воспринимать информацию; - оценивать и - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками; -составлять рассказ по рисунку; - определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя); - подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; - владение умениями совместной деятельности: - согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. - замечать изменения, происходящие с объектом; - выполнять творческие задания Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Комбинированный. Текущий. | ||||||||||
«Любуйся ритмами в жизни природы и человека»(14ч.) | |||||||||||||||||
11. | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.
| 1 | 24.11 | Основные содержательные линии. Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Диалог об искусстве. Уважительное отношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения. Средства художественной выразительности в групповом' семейном портрете. Материалы: кисть, акварель, бумага. | Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. | уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица; логические – построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий.
| ||||||||||
12. | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция; приём уподобления, силуэт. | 1 | 1.12 | Творческое задание на размещение фигур с использованием условного, обобщённого силуэта. Материалы: простой карандаш, бумага. | Восприятие сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия- красоты каждого времени года. | Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников- иллюстраторов. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
13. | Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. | 1 | 8.12 | Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности, Материалы (по выбору) | Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты :И. Билибииа, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в. Основные содержательные линии. Сказочные образы в народной культуре и декоративно - прикла дном и с к у с с т в е. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Цветовая гармония как средство художественной выразительности, особенности старинной русской одежды героев сказочных сюжетов. | Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов. Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета п оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
14. | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. | 1 | 15.12 | Творческое задание: Выполнение подготовительного фона для новогодней открытки | Восприятие произведений художников А. Ставровского, II. Парухнова, О. Богаевс к о й посвя щ ён н ы х п ра з д н ов ан ию Н о в о г о года. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах, художников для передачи настроения новогоднего праздника. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник. | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
15. | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия | 1 | 22.12 | Творческое задание с использованием материалов предыдущего урока и включением в проект открытки поздравительной надписи для создания праздничного новогоднего настроения. Материалы (по выбору): альбомная бумага, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиевая ручка. | Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней открытки. | Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамм у. Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение новогоднему празднику. Выбирать к художественные материалы. | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
16. | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | 1 | 29.12 | Творческое задание с использованием выразительных средств живописи, набросков ггредыдущего у рок а. Материалы (по выбору): белая и цветная гуашь, акварель. | Восприятие произведений изобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. | Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях». | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||
17. | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция)
| 1 | 12.01 | Творческое задание с использованием: графических средств выразительности, с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы предметов. Материалы: простой карандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки. | Восприятие предметного мира в произведениях живописцев XX в. К. Петрова- Водкина, II. Кончаловекого, И, Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта. Диалог об искусстве. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюрморте. Выявление красоты старинных вещей в натюрморте. | Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
18. | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета
| 1 | 19.01 |
| Диалог об искусстве. Художественные приёмы обобщения в декоративном натюр-морте: условность формы и цвета предме¬та, чёрная линия, штрихи в обобщении фор¬мы предмета. | Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста. Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрморто | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
19. | Русское поле, Бородино, Портрет. Батальный жанр. | 1 | 26.01 | Творческое задание с использованием художественных приёмов и средств выразительности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера движения воина. Материалы: фломастеры, пастель, шариковая ручка.
| Основные содержательные линии. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. | Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр. Освоить навыки быстрого наброска фигуры человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | ||||||||||
20. | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | 1 | 2.02 | Творческое задание с использованием художественных приёмов и средств выразительности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера движения воина. Материалы: фломастеры, пастель, шариковая ручка. | Диалог об искусстве. Отечественная война 1812г. в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя произведений живописи и графики об Отечественной войне 1812г. произведениям о Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. | Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо.Рассматривать возможные сюжеты военных действий. Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и: средствами | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
21. 22. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы, Орнамент: ритм, симметрия, символика. | 2 | 9.02 16.02 | Творческое задание с использованием приёмов коллективной работы в группах. Материалы (по выбору). | Восприятие орнаментов в конструкции избы, костюма, а также образов-символов в их орнаментальном украшении. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Символика народного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментике крестьянского жилища и народного костюма. Сходство этих орнаментальных композиций и их местонахождение. | Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаменталь-ные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения, и навыки в рисунке, аппликации, бумагой ластике, лоскутной технике. | Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий.
| ||||||||||
23. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 | 2.03 | Творческое задание с использованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммы лубочной картинки. Материалы: чёрная шариковая ручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бумага. | Основные содержательные линии. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства на родов России. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. | Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одежды. Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. | |||||||||||
24. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | 1 | 9.03 | Творческое задание с использованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммы лубочной картинки. Материалы: графические карандаши | Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Народные лубочные картинки как своеобразные портреты одного, двух героев в композиции. Композиционные, графические, декоративные и колористические особенности народного лубка. Главные из них - чёткий графический рисунок, который часто держится на чёрном контуре с множеством разнообразных штрихов, передача пространства, размер и место текста.
| Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся: сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина, Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народного лубка. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё-отношение к выбранному сюжету, выбирая соответствующие средства художественной выразительности | Комбинированный урок Текущий. | ||||||||||
«Восхититесь созидательными силами природы и человека (10ч). | |||||||||||||||||
25. | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно | 1 | 16.03 | Основные содержательные линии. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Природная стихия – вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения. | Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. | Уметь принимать умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искус-ства; осуществление поиска информации из разных ис-точников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность | Комбинированный урок Текущий. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Тематический. Комбинированный. Текущий | ||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||
26. | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа | 1 | 6.04 | Основные содержательные линии. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности плаката (лаконичность, ограниченность цвета, условность и простота изобразительных элементов, чёткость и хорошая читаемость текста, декоративность). Творческое задание с использованием подготовленных материалов. - Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фломастер. | Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. | Уметь принимать умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искус-ства; осуществление поиска информации из разных ис-точников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность. | |||||||||||
27. 28. | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство | 2 | 13.04 20.04 | Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России. | Восприятие произведений русских художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова., Б. Домашникова, П. Фомина и народного мастера Т. Милютина из Холуя, их колорит в передаче примет весны. Диалог об искусстве. | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться неясных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Обращать внимание на приёмы заполнения пространства, и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая, гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. | |||||||||||
29. | Всенародный праздник — День Победы, Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. | 1 | 27.04 | Основные содержательные линии. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Диалог об искусстве. Эстафета поколений и историческая перспектива подвига нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. и памяти о нём. | Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники: и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство. Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг., подвигу народа. Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества | ||||||||||||
30. | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы | 1 | 04.05 | Восприятие изображений орденов и медалей для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги в период Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Основные темы скульпту-ры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами Диалог об искусстве. Медальерное искусство. Особенности лаконичного решения орденов и медалей, применение символов, эмблем и аллегорий. Творческое задание с использовани-ем известных средств художествен-ной выразительности и приёмов работы с пластилином. Материалы: пластилин | Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали. Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство. Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда ». Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества | Комбинированный урок Текущий. | |||||||||||
313233 34 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | 3 | 11.05 18.05 25.05 | Восприятие произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства разных стран. Основные содержательные линии. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Диалог об искусстве. Особенности орнаментов народов России и мира. Творческое задание на подбор орнаментов бытовых предметов, костюмов, интерьеров разных стран мира. Материалы: иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета. | Различать орнаменты известных регионов России Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания творческого и поискового характера. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Тематический. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе
В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...
УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...