Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_nov._elena.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии 1 класс.
УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Технология» для 1 класса составлена на Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.
Задачи курса:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно - логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
Из истории технологии
Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания.
Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Курс реализуется, прежде всего в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова).
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.
- Степень самостоятельности.
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Объём программы:
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю или 33 часа в год. Из них ____ часов на 1 полугодие,
____ часов на 2 полугодие.
УМК
• рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень
• сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
• представлен следующими учебными пособиями:
Учебник:
Е. А. Лутцева Технология, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая тетрадь :
Е. А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- Что такое деталь (составная часть изделия);
- Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- Какое соединение деталей называют неподвижным;
- Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
- Прогнозировать получение практических результатов;
Под контролем учителя:
- Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
- Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Разметка: - на глаз (свободным рисованием); - сгибанием, - по шаблону, - по трафарету | Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование (через копировальную бумагу, с помощью кальки). | Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки), - по масштабной сетке.
|
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. |
Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами
| Выделение детали из заготовки:
| Выделение детали из заготовки: - резание макетным ножом | |
Формообразование - сгибание, - складывание, - сминание, - скручивание |
|
| |
Сборка изделия: -склеивание
| Сборка изделия: сшивание (прямая строчка и ее варианты) | Сборка изделия: - с помощью проволоки; - щелевые замки; - сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки) | Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
|
Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. | Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. | Отделка: - пуговицы, - кнопки и др. |
|
Технология
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля Измерителя | Дата | Страницы | Примечание | ||
план | факт | Уч. | Т. | |||||||||
1 | Что нас окружает? | Что ты видишь вокруг | 1 | экскурсия | Классификация предметов по признакам | Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные | практический | 4-5 | ||||
2 | Мир природы | 1 | комбинированный | Природа в жизни человека | Знать, какое значение имеет природа в жизни человека | текущий | 6-8 | |||||
3 | Мир рукотворный | 1 | экскурсия | Что сделано руками человека. Особенности разных профессий | Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой | практический | 9-11 | |||||
4 | Окружающий мир надо беречь | 1 | экскурсия | Охрана природы. Зависимость природного мира от человека | Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе. | практический | 12-15 | |||||
5 | Кто где живёт? | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? | 1 | экскурсия | Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище | Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища | практический | 16-17, 18 | ||||
6 | Если захочешь - сделаешь | 1 | экскурсия | Экскурсия на пришкольный участок | Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города | практический | 19-20 | |||||
7-8 | Подари сказку «Колобок» | 2 | комбинированный | Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». Разыгрывание сказки «Колобок» | Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место | текущий | 21-24 | |||||
9 | Готовим праздник | 1 | урок - праздник | Классный праздник «День именинника» | Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе | практический | 25-26 | |||||
10 | Из чего сделан рукотворный мир? | 1 | экскурсия | Что сделано руками человека | Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала | практический | 27-28 | |||||
11 | Азбука мастерства | Подсказывает природа | 1 | комбинированный | Понятие «материал». Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?» | Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов | исследовательский, текущий | 29-31 | ||||
12 | Как устроены разные изделия? | 1 | комбинированный | Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей | Знать термин «конструкция». Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания | текущий | 32-33 | |||||
13 | Целое и части. Изделие и его детали | 1 | комбинированный | Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия» | Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам | текущий | 34 | |||||
14 | Как соединить детали | 1 | комбинированный | Способы соединения деталей | Знать, с помощью чего можно соединить детали | текущий | 35 -3 6 | |||||
15 | Шаг за шагом «Пластилин- волшебник» | 1 | комбинированный | Планирование своей работы | Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы | текущий | 37 - 38, 41 - 42 | |||||
16 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | 1 | комбинированный | Классификация материалов | Уметь классифицировать материалы по видам | текущий | 39 - 40 | |||||
17 | Работаем с бумагой и картоном | Что можно сделать из бумаги | 1 | комбинированный | Свойства бумаги | Знать свойства бумаги. Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку | исследовательский, практикум | 43- 4 5 | ||||
18 | Учимся наклеивать детали | 1 | комбинированный | Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации | Знать способы наклеивания. Уметь выполнять обрывочную аппликацию. | практический | 46 - 50 | |||||
19 - 20 | Помощники мастера | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | 2 | комбинированный | Понятия: «машины» и «инструменты» | Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами. | исследовательский | 51 – 54, 57 – 58, 66-67 106 - 108 | ||||
21 | Фантазия из бумаги | 1 | комбинированный | Вырезание деталей различной конфигурации | Знать технику безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании | практический | 55 – 56, 59 | |||||
22 | Сначала рисуем | Какие бывают линии | 1 | комбинированный | Черчение линий различной конфигурации | Уметь различать и чертить линии различной конфигурации | практический | 60 - 63 | ||||
23 | Из ниток и верёвочек | 1 | комбинированный | Плетение ниток. Аппликация из ниток | Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе. Уметь выполнять аппликацию из ниток | исследовательский, практикум | 64 - 65 | |||||
24 | Много и ровно | Размечаем круги | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания. | Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания. Уметь выполнять разметку по шаблону. | практический | 68 - 71 | ||||
25 | Размечаем прямоугольники | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка прямоугольников для последующего наклеивания. | Уметь размечать прямоугольники и наклеивать их. | исследовательский, практикум | 72 - 76 | |||||
26 | Размечаем треугольники | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка треугольников для последующего наклеивания. | Уметь размечать и наклеивать треугольники. | самостоятельная работа | 77 - 78 | |||||
27 | Без инструментов | 1 | комбинированный | Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». | Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». | творческий | 79 - 80 81 - 85 | |||||
28 | Научись несложным приёмам сгибания | 1 | комбинированный | |||||||||
29 | Работаем с тканью | Свойства ткани | 1 | комбинированный | Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани. | Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами. | Исследовательский, текущий | 86 - 87 | ||||
30 | Иглы и булавки | 1 | комбинированный | Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. | Знать различные виды игл, их строение. Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. | Исследовательский, практикум | 88 – 90 109 | |||||
31 | Прямая строчка и её дочка | 1 | комбинированный | Выполнение прямой строчки | Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку. | практический | 91 - 96 | |||||
32 | Учимся красиво вышивать | 1 | комбинированный | Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру. | Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру. | практический | 97 - 98 | |||||
33 | «Книжкина больница» | 1 | комбинированный | Мелкий ремонт книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги. | Знать способы ремонта книги. Уметь ликвидировать разрывы страниц, вклеивать выпавшие листы, исправлять повреждения на обложке. | практический | ----- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс по ФГОС
Календарно - тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. Форма планирования отражает виды контроля каждого урока, тип урока по ФГОС, метапредметные...
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс...
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс...
Календарно-тематическое планирование по математике. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по математике. Составлено по программе "Начальная школа 21 века". С указанием УУД по ФГОСам. 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературному. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. Составлено по учебнику Ефросининой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по технологии. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса. Составлено по учебнику Лутцевой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа 21 века"4 класс.
Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа 21 века" (4 класс, )...