ПК. 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» Заместитель директора по ____________ «__»____________2017 г. | «Утверждено» Директор ГБПОУ _____________ Приказ № ___ от «__» ____2017 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
факультатива по лепке
«Очумелые ручки»
Составители: Зеленская Дарья Александровна, Бураншина Аида Зуфаровна студентки 33 группы
|
Челябинск, 2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Тайны родного языка» реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Актуальность программы. Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.
Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Основная цель: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи:
- научить свободно пользоваться способами и приемами лепки;
- научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
- привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;
- развить творческие способности учащихся;
- развить наблюдательность, расширить кругозор.
Программа составлена для учащихся 1-2-х классов. Занятия по данной программе комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения.
Общая продолжительность реализации программы - 1 год, в который входит 4 четверти:
-занятия предполагаются 2 раза в неделю по 1 часу и будут проходить в форме факультативов по лепке. По окончанию реализации рабочей программы, учащиеся должны защитить проекты по одной из тем, которые были пройдены в течении обучения;
-программа составлена в логической последовательности, от просто к сложному. Объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир русского языка, проявлять и реализовывать свои интеллектуальные способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения заданий. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;
- Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, коллективной работы;
- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Тайны русского языка»:
Личностные результаты: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты: особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; симметрия, узор, плоскостное и объёмное изображение, виды материалов свойства и названия; конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей, названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1.Работа с пластилином.(16) | |||||
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. | 1 | 1 | - | Квест |
2 | Ознакомительная беседа. Что такое лепка? | 1 | 1 | - | Рассказ |
3 |
| 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
4 | Лепка из пластилина. «Веселая гусеница». | 1 | - | 1 | Постановка миниатюры |
5 | Лепка из пластилина. «Плюшевый медвежонок». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
6. | Лепка из пластилина. «Кукла». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
7. | Лепка из пластилина. «Китти». | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
8. | Лепка из пластилина. «Мышка». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
9. | Лепка из пластилина. «Птичка». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
10. | Лепка из пластилина. «Лягушка». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
11. | Лепка из пластилина. «Космонавт». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
12. | Лепка из пластилина. «Робот». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
13. | Лепка из пластилина. «Слон». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
14. | Лепка из пластилина. «Новый год». | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
Раздел 2. Лепка из голубой глины(12) | |||||
15 | Знакомство с глиной и ее свойствами. | 1 | 1 | - | Занятие - игра |
16. | Знакомство с традициями русской глиняной игрушки.. | 1 | 1 | - | Занятие - сказка |
17. |
| 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
18. | Лепка из глины тарелки . | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
19. | Лепка из глины декоративной маски. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
20. | Лепка медальона «Цветок». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
21. | Лепка из глины. «Золотая рыбка». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
22. | Лепка из глины. «Филимоновская игрушка». | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
23. | Лепка Абашевской игрушки. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
24. | Лепка из глины. «Орнамент в полосе». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Раздел 3.Лепка из соленого теста.(5) | |||||
25. | Работа с соленым тестом. Его особенности и свойства. Лепка жаворонка. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
26. |
| 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
27. | Лепка из теста. «Лепной пряник». | 1 | - | 1 | Занятие - фантазирование |
28. | Лепка из теста. «Подсвечник». | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
29. | Организация выставки работ в классе. | 1 | - | 1 | Групповая работа |
Итого: 34 часа |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Работа с пластилином
Занятие 1.Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с детьми.
Занятие 2.Ознакомительная беседа. Что такое лепка? Свойства пластилина. Простые формы из пластилина.
Занятие 3.Лепка из пластилина. «Божья коровка». Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о пользе, которую приносит это насекомое.
Занятие 4.Лепка из пластилина. «Веселая гусеница».Какие формы используются? Подбор цветов. Украшение поделки.
Занятие 5.Лепка из пластилина плюшевого медвежонка. Их каких частей состоит? Какую форму имеет каждая часть? Творческий подход к выполнению поделки. Стихи про игрушки.
Занятие 6.Лепка из пластилина куклы. Обсуждение форм для изготовления поделки. Подбор наряда для куклы. Показ настроения куклы.
Занятие 7.Лепка из пластилина. «Китти». Обсуждение образца изделия. Украшение поделки. Творческий подход детей. Игра «Кошки-мышки».
Занятие 8.Лепка из пластилина. «Мышка». Из каких частей состоит? Какую форму выбрать? Показать настроение мышонка. Игра «Кошкин дом».
Занятие 9.Лепка из пластилина. «Птичка».Выбор нужной формы. Подбор цветов. Показать разные виды птиц и разное оперение. Беседа о пользе, которую птицы приносят природе. Птицы зимующие и перелетные.
Занятие 10.Лепка из пластилина. «Лягушка». Беседа о пользе, которую приносят лягушки в природе. Выбор формы для изготовления игрушки. Украшение поделки.
Занятие 11.Лепка из пластилина. «Космонавт». Беседа о космосе. Анализ образца изделия. Подбор нужных форм и цветов. Практическая работа по изготовлению поделки.
Занятие 12.Лепка из пластилина. «Робот». Выбор нужных форм. Яркие цвета пластилина. Творческий подход учащихся в изготовлении поделки.
Занятие 13.Лепка из пластилина. «Слон». Рассказ учителя о разных видах слонов. Обсуждение форм головы и туловища слона. Какой формы уши? Практическая работа по изготовлению поделки.
Занятие 14.Лепка из пластилина. «Новый год». Беседа о Новом годе, о новогодних традициях в разных странах. Изготовление детьми поделок на новогоднюю тему. Использование ярких цветов пластилина.
Раздел 2.Лепка из голубой глины
Занятие 15.Знакомство с глиной, ее свойствами и качеством. Лепка из глины простых форм.
Занятие 16.накомство с традициями русской глиняной игрушки. Знакомство с русским народным творчеством. Показ Филимоновской, Дымковской, Абашевской игрушек.
Занятие 17.Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись. Изготовление матрешки из глины. Роспись матрешки после высыхания.
Занятие 18.Лепка из глины. «Тарелка». Роспись тарелки красками после высыхания.
Занятие 19.Лепка из глины. «Декоративные маски». Изготовление маски на плоскости. Роспись маски красками после высыхания.
Занятие 20.Лепка из глины. «Медальон «Цветок». Изготовление медальона из глины. Использование лепных украшений на медальоне. Роспись красками.
Занятие 21.Лепка из глины. «Золотая рыбка». Чтение отрывка сказки А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение форм изготовления поделки. Практическая работа по лепке и росписи изделия.
Занятие 22.Лепка из глины. «Филимоновская игрушка». Показ учителем образцов игрушек. Выяснить особенности этих игрушек. Подобрать нужную форму и подумать над тем, как украсить игрушку яркими красками.
Занятие 23.Лепка из глины. «Абашевские игрушки». Показ учителем образцов абашевских игрушек. Выяснить особенность данных игрушек. Изготовление абашевской игрушки и украшение поделки.
Занятие 24.Лепка из глины на плоскости. « Орнамент в полосе». Познакомить детей с разными видами орнаментов. Как построить орнамент в полосе? Практическая работа по выполнению орнамента и роспись красками.
Раздел 3.Лепка из соленного теста
Занятие 25.Работа с соленым тестом. Его особенности и свойства. Лепка жаворонка из теста. Беседа о наступлении весны и прилете птиц.
Занятие 26.Лепка из теста. « Собачка». Беседа о разных породах собак. Анализ образца изделия. Подбор нужных форм. Изготовление собачки.
Занятие 27.Лепка из теста. «Лепной пряник». Показ учителем разных видов пряников. Какие лепные украшения использовать? Изготовление пряника на плоскости с использованием лепных украшений. Роспись пряника красками.
Занятие 28.Лепка из теста. «Подсвечник». Рассказ учителя о разных видах подсвечников, о том, где они используются. Анализ образца изделия. Изготовление подсвечника, используя свой опыт, мастерство и смекалку.
Занятие 29.Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
ВЕДЕНИЕ
Главная задача при обучении иностранным языкам в начальной школе — сделать возможными для детей межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для них языке на самом элементарном уровне. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.
Развитие способности к межкультурной коммуникации требует, чтобы маленький ученик осознавал как важность и ценность межкультурного общения (в своем регионе, своей стране и за ее пределами), так и прагматическую значимость изучаемых языков. Для этого он должен иметь реальную возможность участвовать в межкультурном общении. И в этом контексте представляется важным помочь младшему школьнику осознать/осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить его осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать самостоятельность (автономность) обучающегося, его личностной характеристики.
В связи с введением ФГОС второго поколения возникла необходимость поиска путей, форм, технологий, развивающих универсальные учебные действия, которые являются показателями развития школьника как субъекта учения.
Актуальность темы исследования связана с тем, что большинство педагогов не учитывают некоторые аспекты и особенности личности. Одним из таких факторов является самооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе. В связи с этим, мы рассмотрим новые подходы к оценке и самооценке деятельности младших школьников при изучении английского языка, которые связаны с разработкой и внедрением в начальную школу особого методического инструмента «Языковой Портфель»
Целью данного исследования является: выявление и изучение современных подходов оценки знаний и самооценки деятельности младших школьников при изучении английского языка.
В задачи данного реферата входит:
- Дать понятия «оценка» и «самооценка»;
- Узнать, что такое «языковой портфель»;
- Рассмотреть цели и и содержание языкового портфеля младшего школьника;
- Изучить методику работы с языковым портфелем в процессе обучения английского языка.
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
1) отбор и чтение методической литературы;
2) анализ и сравнение точек зрения ученых;
3) систематизация материала;
4) обобщение материала;
5) вывод по теме исследования.
ГЛАВА I ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятия «оценка» и «самооценка»
Оценивая знания учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных. В философии оценка есть способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. В педагогике же, это выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы).
На практике, организуя учебно-воспитательную работу учитель, обычно, соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Между тем, от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, отношение к ошибкам и ряд других моментов учебной деятельности. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействие оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребенок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [2]
1.2. Языковой портфель младшего школьника
В середине 80-х годов в зарубежной и отечественной лингвистике и лингводидактике укреплялся личностно-ориентированный подход к обучению. В связи с этим важным направлением в языковой подготовке учащихся является обучение языкам на основе теоретических положений межкультурной коммуникации и выдвижение учащегося как субъекта в ранг центрального элемента методической системы.
Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии эффективно помогает российский вариант европейского языкового портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, как Общеевропейские концепции владения иностранным языком, Европейский языковой портфель. [4]
Таким образом, языковой портфель - это документ, вернее, пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками вне зависимости от используемых методов и средств обучения. Замечательная методика, придающая осознанность, управляемость и целенаправленность процессу обучения. Технология, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка, это способ проведения рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения. Языковой портфель как средство оценки познавательной деятельности младших школьников
В основе Российского Языкового Портфеля для начальной школы (Галъскова Н.Д., Никитенко 3.Н. Российский Языковой Портфель для начальной школы. М.: МГЛУ, 2002) лежит:
- концепция Европейского Языкового Портфеля (ЕЯП), разработанная в рамках проекта Совета Европы «Языки на современном этапе» с целью формирования общего образовательного пространства в сфере современных (неродных) языков Европы;
- концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», изложенная в документе Совета Европы “Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference” (CEFR).
«Общеевропейские компетенции владения иностранным
языком» отражают итоги многолетней работы экспертов стран — участниц Совета Европы, в том числе представителей России, над различными аспектами проблемы совершенствования преподавания и изучения иностранного языка.
Данный документ содержит основные положения современного подхода к обучению неродным языкам на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В нем (документе) дано описание системы уровней владения языками, которая основана на коммуникативном подходе к оценке по различным видам речевой деятельности, и также дается инструментарий, позволяющий обучаемому самому определить эти уровни. При этом под уровнем владения языком понимается степень владения языком с точки зрения эффективности процесса речевого общения, способности осуществлять коммуникацию в различных ситуациях с учетом содержания и объема воспринимаемого/порождаемого речевого сообщения, беглости речи, ее гибкости, уместности использования языковых средств и речевого материала и проявляемой при этом степени самостоятельности.
Система уровней, обоснованная учеными в рамках CEFR. CEFR (Common European Framework of Reference) — общеевропейская система оценки уровня владения иностранным языком. Такая система устанавливает единые стандарты, которые применяются для определения языковой компетенции во всем мире включает в себя шесть взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней владения языком:
А1 — уровень Выживания (Breakthrough);
А2 — Допороговый уровень (Waystage);
В1 — Пороговый уровень (Threshold);
В2 — Пороговый Продвинутый уровень (Vantage);
C1 — Высокий уровень (Effectiveness);
С2 — уровень владения языком в Совершенстве (Mastery).
Общеевропейская система определения уровней владения ИЯ (CEFR) и Европейский Языковой Портфель являются звеньями единой образовательной цепи, облегчающей сравнение и корреляцию национальных систем лингвистического образования в Европе.
Главной целью Европейского Языкового Портфеля является обеспечение разностороннего обучения английского языка на протяжении всей жизни обучаемого. Также цели Языкового Портфеля, по мнению экспертов Совета Европы, состоят в том, чтобы:
- внедрять в практику преподавания и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию;
- вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;
- дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении языком и вносить, в случае необходимости, коррективы в свою преподавательскую деятельность;
- развивать и поддерживать заинтересованность каждого в изучении языков на протяжении всей жизни;
- обеспечивать человеку социальную мобильность в рамках единой Европы.
Европейский Языковой Портфель как инструмент самоконтроля и одновременно контроля за процессом усвоения знаний и результатов обучения предназначен для непрерывного использования в процессе обучения неродным языкам на всех этапах образования.
В силу понятных причин данный Портфель не может одновременно соответствовать целям и задачам обучения и средствам оценки на всех этапах образовательного процесса. Поэтому, опираясь на исходные методологические позиции CEFR и концепцию Европейского Языкового Портфеля, в России разработано несколько вариантов ЯП для различных возрастных групп и этапов обучения:
- для начальной школы;
- для средней школы;
- для студентов-филологов.
К каждому варианту ЯП прилагается руководство для учителя, в котором предлагаются рекомендации по работе с ЯП.
Данные варианты языковых портфелей были разработаны координационной группой Московского государственного лингвистического университета при участии экспертов Совета Европы в рамках национального пилотного проекта «Языковой Портфель для России» под руководством академика РАО И. И. Халеевой.[1]
Адаптация инвариантного Европейского ЯП для начальной школы была сопряжена с целым рядом трудностей, обусловленных когнитивным и эмоциональным развитием детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Языковой портфель для детей был разработан с учетом их возрастных особенностей, особенностей технологии начального обучения иностранного языка таким образом, чтобы ребенок мог:
- самостоятельно оценить свой уровень владения неродным языком;
- осознанно овладевать неродным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;
- осознавать важность изучения не только ИЯ, но и языков народов России, этнических групп, проживающих рядом с ним;
- осознать языковое многообразие в классе/школе/регионе/ стране и равноценность всех языков;
- работать с портфелем с интересом, развиваясь при этом интеллектуально и эмоционально.
ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который:
- красочно и ярко оформлен;
- содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности;
- переформулирует каждое описание в рамках уровневой градации Совета Европы в виде коммуникативной задачи (которая носит название дескриптора) с тем, чтобы дети могли самостоятельно с минимальной помощью учителя (родителей) оценить свой уровень умений в неродных языках;
- содержит элемент игры, в которой действует необычный персонаж, направляющий внимание детей с помощью специальных символов;
- использует язык, понятный детям.
Языковой портфель очень важен для детей, поскольку
- маленькому ученику важно осознание успеха — причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
- младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых — только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
- работа с ним развивает все психические процессы детей — восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
Все вышеперечисленное будет работать на развитие ребенка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка. Кроме того, портфель — блестящий функциональный механизм обеспечения преемственности начального и среднего образования.
Цели, реализуемые с помощью языкового портфеля для начальной школы, заключаются в следующем:
Для ученика:
- повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе, своей стране и за ее пределами;
- правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;
- оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;
- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.
Для учителя:
- повысить мотивацию в преподавании любого неродного языка;
- планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отраженные в ЯП как цели обучения;
- помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком и тем самым формировать автономность обучающегося;
- осознать важность проблемы поддержки языкового многообразия в классе/школе/регионе/ и развития многоязычия отдельной личности;
- вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
- повысить свое профессионально-методическое мастерство.
Важно отметить, что роль языковой портфель заключается не в формировании коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся. Он не заменяет деятельность по обучению неродным языкам, но сопровождает ее.[1]
1.3.Цели и содержание языкового портфеля младшего школьника
Чтобы разобраться с целями Языкового Портфеля, ознакомимся для начала с задачами, стоящими перед учителем иностранного языка:
- Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
- Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
- Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
- Развить навык самостоятельной работы учащихся.
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
- Продолжить работу с одаренными детьми,
- Развить у обучающихся навык рефлексии.
То есть, задачей школы становится обеспечение условий, которые бы давали толчок механизмам самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также помогали бы формированию мотивации достижения. [2]
Цели создания и ведения портфеля:
• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми
• исследовать собственное развитие в течение определённого времени
• учить учащихся оценивать себя
• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
• развивать письменные навыки
• обеспечивать преемственность в процессе обучения
• узнать что-то новое и улучшить свои профессиональные умения
Языковой портфель для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который:
- красочно и ярко оформлен;
- содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности;
- переформулирует каждое описание в рамках уровневой градации Совета Европы в виде коммуникативной задачи (которая носит название дескриптора) с тем, чтобы дети могли самостоятельно с минимальной помощью учителя (родителей) оценить свой уровень умений в неродных языках;
- содержит элемент игры, в которой действует необычный персонаж, направляющий внимание детей с помощью специальных символов;
- использует язык, понятный детям. [5]
Рассмотрим структуру и содержание языкового портфеля для начальной школы. Языковой портфель состоит из пакета рабочих материалов, которые представляют опыт учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Комплект документов самостоятельных работ учащегося включает в себя 3 раздела: языковой паспорт, моя языковая биография и досье , которые предваряются информацией о целях языкового портфеля и небольшой автобиографической страничкой, куда ученик вклеивает свою фотографию и вписывает свое имя, название города или села/республики/края/области/ страны, где он живет Это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
В конце каждой учебной четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. Рефлексия включает оценочные страницы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио.
Языковой паспорт (Language Passport) представляет собой дневник записей, который постоянно пополняется информацией о продвижении учащегося и достижениях учащегося в изучении английского языка. По сути, языковой паспорт – это список того, что учащиеся включают в свой языковой портфель как подтверждение своих успехов.
Этот раздел содержит информацию о владельце «Языкового портфеля».
Моя языковая биография (Language Biography) – это регулярно обновляющиеся записи личной языковой биографии ученика, которая предлагает обзор иноязычной коммуникативной компетенции владельца языкового портфеля, помогает поставить индивидуальные учебные цели и задачи, проанализировать свои собственные учебные достижения, способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения английского языка.
В этом разделе ученик пишет о том, как он изучает английский язык и что ему в этом помогает. Здесь он может самостоятельно оценить достигнутые успехи, а также поставить перед собой новые цели.
В Моя языковая биография (Dossier) учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные страницы предваряются комментарием ученика. Каждая работа также сопровождается кратким пояснением ученика. Главное в такой работе- самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:
- Мне было интересно делать это задание.
- Мне проект нравится.
- Мои одноклассники считают, что он хороший.
- Мой проект показывает, что я…
- Мой учитель посоветовал не.
- Он интересный.
- Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.
- Я думаю, мой проект красивый.
- Я красиво написал.
- Я многое узнал, выполняя это задание.
Этот раздел содержит любимые задания, работы, которые показывают, чего ученик достиг в изучении английского языка.
- выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.);
- выполненные дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады);
- дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка.
Языковой портфель также содержит в себе дополнительные материалы (Extra Activities) , которые могут быть добавлены учащимися в течение учебного года и включать любой из работ.
В конце каждой учебной четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. Рефлексия включает оценочные страницы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио. И в конечном итоге в конце 4-го класса учитель оценивает знания ученика и выдает диплом(Diploma) об успешном изучении английского языка в начальной школе, заверяя его своей подписью.[5]
1.4.Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения английского языка
Первый раздел языкового портфеля - «Языки, которые я знаю». В этом разделе ребенок описывает свой опыт изучения языка и межкультурного общения. Прежде чем ученики начнут заполнение этого раздела рекомендуется провести с ними беседу о том, какие языки они знают, куда они ездили, обсудить с детьми их опыт путешествий и на каких языках говорят там, куда они ездили. Очень важно, чтобы дети поняли то, что вокруг них существует многообразие культур и языков. Сначала дети закрашивают воздушные шарики — неродные языки (английский, французский, китайский, немецкий, испанский и т. д.), которые они знают. В пустые клеточки они вписывают и другие языки, которыми владеют и которые не заявлены в этом задании.
Для выполнения следующего задания понадобится помощь родителей, которые помогут детям собрать нужную информацию о том, на каких языках говорят бабушки и дедушки, на каком языке говорят в семье и в школе. И помимо этой информации в этом разделе ребенок должен написать, какой язык он изучает, и с какого возраста. Одно из заданий помогает детям осознанно описать свой опыт использования неродных языков в путешествиях по другим областям и регионам, как России, так и других стран. Например, ребенок читал вывески, общался с официантом в кафе, смотрел телевизор, задавал вопросы, чтобы узнать дорогу, высказывал пожелания администратору в отеле и т. д. Ученики также делятся своим опытом переписки с зарубежными друзьями. Им предлагается выбрать регион или страну, в которой живет их зарубежный друг. Рекомендуется организовать выполнение этих заданий в парах или мини группах, чтобы у детей была возможность общаться друг с другом, делиться опытом, обмениваться впечатлениями.
Последние страницы первого раздела используются для того, чтобы отразить текущий уровень владения детьми иностранным языком. Этот уровень ребенок определяет сам с помощью учителя в конце 3 и 4 классов. Таблица самооценки и таблица коммуникативных умений, представленные в первом разделе являются центральной частью Языкового портфеля. Таблица самооценки позволяет младшим школьникам определить свой уровень владения иностранным языком в европейской терминологии.
Внутри каждого из трех уровней представлены :
1) умения аудирования: Когда я слушаю ….;
2) говорения: Когда я разговариваю…;
3) чтения: Когда я читаю …;
4) письма: Я умею писать….
Уровень B1 (Threshold) — пороговый уровень не является обязательным для начальной школы. Он представлен в языковом портфеле только для того, чтобы дети могли увидеть перспективы для достижения новых целей. В таблице «Коммуникативные умения» ребенок отмечает тот уровень владения, который, по его мнению, он смог достичь в том или ином виде речевой деятельности. Ребенок сам выбирает и закрашивает соответствующий квадрат напротив слов «Когда я слушаю, я понимаю». При работе с таблицами учитель помогает ученикам отличить одно умение от другого. Языковой портфель — это неотъемлемая часть любого европейского языкового портфеля, только для младших школьников он имеет несколько меньшее значение, чем для учеников старшей школы. Никитенко З. Н. утверждает, что основная ценность такого портфеля для младшей школы заключается в том, чтобы помочь детям выявить разнообразие лингвистических и культурных компетенций, которые не относятся к школьному обучению, к которым относятся национальный и региональный языки [3, с.229].
Второй раздел языкового портфеля - «Мои успехи».
Язык_________________ Дата_________________
Первый шаг (Уровень А1) «Выживание».
Второй шаг (Уровень А2) «Допороговый».
Третий шаг( Уровень В1) «Пороговый»
Когда я слушаю, Когда я разговариваю, Когда я читаю, Я умею писать
В этом разделе ученики самостоятельно оценивают свой уровень владения иностранным языком. Они отмечают в таблице свои достижения в аудировании, говорении, чтении и письме внутри уровня А1 «Выживание» и А2 «Допороговый», закрашивая нужные картинки. Перед закрашиванием ребенок изучает правила, с которыми ему помогает ознакомиться учитель: - Если ребенок умеет что-то делать самостоятельно, легко, быстро и хорошо, то он закрашивает всю картинку целиком; - Если ребенок делает что-то медленно, недостаточно хорошо и с помощью учителя, то он закрашивает только половину картинки; - Если ребенок еще не умеет это делать, то картинка остается не закрашенной. Возможно, к концу 4 класса у ребенка будут закрашены все картинки. Кроме того, на каждом из 2 уровней и в рамках каждого вида речевой деятельности есть пустые картинки куда ребенок может вписать то, что он, по его мнению, также умеет делать. Поскольку страницы представлены в цвете, то рекомендуется обязательно объяснить детям, что означает разный цвет страниц: зеленый цвет — это первый шаг (уровень), розовый — второй, оранжевый — третий шаг, который они будут осваивать в 5 классе. Ученик должен знать, что если он закрасил все картинки на зеленых страницах, то, значит, он сделал первый шаг в изучении иностранного языка и достиг уровня «Выживание», а если он закрасил все картинки на розовых страницах, он сделал второй очень важный шаг и достиг второго уровня «Допороговый». Проверка результатов самооценки проводится в форме искусственно созданной коммуникативной задачи, которую ученик должен выполнить. Ученик закрашивает картинку, только если его компетенция доказана или в результате беседы с учителем или в результате проверки задания. Оценить свои собственные способности — это нелегкая задача для младшего школьника и к этому его надо готовить. В зависимости от вида компетенции и в рамках определенного уровня учитель может задавать свои ученикам вопросы типа: «Как ты думаешь…?(Do you think you can describe your house?) А можешь ты описать...?(Can you describe your friend?) А можешь ты рассказать о …?» (Can you say about your winter holidays?). Отвечая на вопросы, ребенок размышляет над своим способностями и таким образом формируется его способность к самооценке. А учитель не только учит ребенка фиксировать свои достижения, но и показывает, что ему еще надо выучить, чему научиться и чего достичь, т.е учит фиксировать не только достижения, но и промахи, помогая выработать пути по совершенствованию своей работы над иностранным языком. Таким образом, Языковой портфель позволяет наглядно представить компетенции ученика в четырех видах языковой компетенции.
Третий раздел «Моя копилка» В этом разделе дети работают постоянно, начиная с 1-го года обучения. «Моя копилка» — это специальная папка, куда дети собирают плоды своего труда, которые они хотели бы показать другими и сохранить. Это могут быть: проекты, сочинения, картинки, таблицы, письма, рисунки с комментариями, фотографии, контрольные работы и тесты, результаты экзаменов и т. д. Каждый год папка пополняется новым материалом, который ребенок может пересматривать. А если он меняет школу, то может представить эту папку как личное портфолио. Последняя страница языкового портфеля предназначена для учителя, который заполняет ее после окончания ребенком начальной школы. Здесь учитель записывает, какие языки изучал ученик в начальной школе, по каким учебным пособиям и по каким программам. В конце страницы ставится подпись учителя, дата и печать школы. Таким образом, портфель требует совместной работы учителя и ученика. Также важная роль отводится и родителям, которые вместе с ребенком могут заполнять некоторые страницы. В заключение, хочется подчеркнуть, что языковой портфель для начальной школы выполняет информационную, педагогическую и социальную функции, отвечает всем требованиям личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению иностранным языкам и реально повышает статус младшего школьника как субъекта учебного процесса и межкультурной коммуникации. И, соответственно, с полным правом может быть использован на уроках изучения иностранного языка, начиная с начальной школы.[6]
Важно отметить, что роль ЯП заключается не в формировании коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся. Он не заменяет деятельность по обучению неродным языкам, но сопровождает ее.
Выводы по I главе
Таким образом, рассмотрев понятия «оценка» и «самооценка», а так же «языковой портфель», мы можем сделать вывод, что усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействие оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.
Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей (языковой портфель), с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше изложенного, мы видим, что влияние успеваемости по предмету «английский язык» младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить.
На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем.
Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. В помощь учителю может послужить языковой портфель.
Языковой портфель реализует инновационный подход к учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности. Языковой портфель – это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А – С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик/ учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.
Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности.
Список использованной литературы:
- Архипенкова Н.А. Европейский языковой портфель в начальной школе//ИЯШ. – 2013. – №6. – с. 35-38.
- Гальскова Н.Д.Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. 2000. №5. С. 6-11
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам», Айрис-пресс, Москва, 2004.
- http://globalteka.ru/order/12044.html
- http://xreferat.com/78/1557-1-evropeiyskiiy-yazykovoiy-portfel-sredstvo-ocenki-i-samoocenki-znaniiy-uchashihsya-po-inostrannym-yazykam.html
- http://www.moluch.ru/archive/82/15037/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...