программа по трудовому обучению
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Даренских Лариса Вячеславовна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся с ОВЗ, с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_obuchenie.docx289.97 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\титульник\img088.jpg

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ "Гниловская ООШ"
  • Положение о рабочей программе МКОУ «Гниловская ООШ"

  • Рабочая программа по трудовому  обучению разработана на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, издательство Москва «Просвещение», 2010 г.

Для реализации программного содержания используется учебник:

 Л.А. Кузнецова  Технология (ручной труд) 1- 3 классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. Санкт - Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2016  г. УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.  
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нѐм человека.
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.  
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
  • формирование интереса к разнообразным видам труда.
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).  
  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.  
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:  

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.  

Общая характеристика учебного предмета.

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.  

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей  обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Программой предусмотрены следующие виды труда:

·         работа с природными материалами;

·         работа с бумагой и картоном;

·         работа с текстильными материалами;

·         работа с древесиной

·        . работа с проволокой и металлоконструктором;

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному плану  на изучение предмета «Трудовое обучение» в 1классе – 66 часов, во 2 классе – 68 ч,. в 3  классе  предусмотрено 68 ч .

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).

Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).  Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.

Приемы разметки:  

  • разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль», их применение и устройство;
  • разметка с опорой на чертеж.

Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»;

«сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».  

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:

«окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла

вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях.  Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

        Скручивание         ткани.         Историко-культурологические         сведения изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.    

Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными         отверстиями,         с         ушком).         Отделка         изделий         пуговицами.

Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).  

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).  

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка  точилкой).  

Аппликация из древесных материалов (опилок,  карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.  

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.

Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.  

Приемы работы с проволокой: «сгибание  волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».  

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).  

 Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1.

Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Выявление знаний и умений учащихся.

1

2.

Работа с глиной

и пластилином

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и ширины.

  1

3.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки.

1

4.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина.

1

5.

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля.

1

6.

Работа с природными материалами

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

7.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

1

8.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

1

9.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев.

1

10.

Работа с бумагой

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

1

11.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

1

12.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

1

13.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными супеобложками, бумагой.

1

14.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

1

15.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы.

1

16.

Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного синего цветов.

1

17.

Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.

1

18.

Скругление углов квадратов  и прямоугольников на глаз.

1

II четверть

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Работа с глиной и

пластилином

Лепка по образцу: морковка, перец, груша.

1

2.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

1

3.

Изготовление по образцу ежа из пластилина.

1

4.

Изготовление по образцу цветка.

1

5.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена.

1

6.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой шишки или еловой шишки.

1

7.

Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки.

1

8.

Изготовление по образцу утенка из желудей.

1

9.

Изготовление по образцу гриба из плодов каштана и пластилина.

1

10.

Работа с бумагой ( с применением клея)

Ёлочные гирлянды (цепочка).

1

11.

Гирлянда «Змейка».

1

12.

Аппликация «Флажки».

1

13.

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

1

14.

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

1

III четверть

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

1.

Работа с пластилином

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

1

2.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

1

3.

Работа с природными материалами (многодетальные изделия)

Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина, веточек.

1

4.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек.

1

5.

Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных деталей.

1

6.

Изготовление по образцу  поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина..

1

7.

Изготовление по образцу пингвина из шишек ели, крылаток клена.

1

8.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

1

9.

Работа с бумагой (аппликация)

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

1

10.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету.

1

11.

Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате.

1

12.

Составление по образцу композиций

1

13.

Работа с нитками

Знакомство со свойствами ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины.

1

14.

Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на кртонку.

1

15.

Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из плотной бумаги.

1

16.

Витье шнура из толстых цветных ниток.

1

17.

Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

1

18.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

1

IV четверть

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Работа с глиной и пластилином (макеты)

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему

« За грибами»

1

2.

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему

« Снегурочка в лесу»

1

3.

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки « Колобок»

1

4-5

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему «Весна»

2

6-7

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки «Репка»

2

8

Работа с бумагой (аппликации)

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе

1

9.

Работа с нитками (шитье по проколу)

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

1

10.

Изготовление закладки для книг.

1

11.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

1

12.

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

1

13-14

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

2

Календарно-тематическое планирование – 2 класс

1 четверть – 16   часов

Название раздела, темы урока

Кол-     во час

Дата

            Примечание

По плану

По факту

1

Вводный урок. Повторение пройденного в 1 классе

1

Работа с глиной и пластилином- 3 ч.

2

Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус»

1

3

Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот

1

4

Лепка столярных инструментов (киянки, рубанка, молотка)

1

Работа с природными материалами – 5 ч.

5

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала для уроков труда.

1

6-7

Изготовление  игрушек  из засушенных листьев, желудей по образцу.

2

8-9

Изготовление  по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха

2

Работа с бумагой и картоном- 5

10

Повторение пройденного в 1 классе «Виды и сорта бумаги»

1

11

Закрепление навыков сминания  бумаги. Технология изготовления аппликации «Дерево весной»

1

12

Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги.

1

13

Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам.

1

14

Изготовление пакета с аппликацией из геометрических фигур

1

Работа с  текстильным материалом-2 ч.

15

Повторение пройденного в 1 классе по теме «Свойства ниток»

1

16

Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок

1

2 четверть  - 15  часов

Работа с  текстильным материалом-1 ч.

17

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями

1

Работа с глиной и пластилином - 2

18

Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы (кружка)

1

19

Лепка из пластилина предметов конической формы (чашка из пластилиновых жгутиков)

1

Работа с природным материалом- 3

20-21

Изготовление предметной аппликации из засушенных  листьев ивы и клёна по образцу

2

22

Изготовление рамки для фотографий, украшенной листьями берёзы, клёна

1

Работа с бумагой и картоном - 2

23

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации

1

24

Изготовление плоских елочных игрушек (рыбы, яблоко, животные)

1

Работа с текстильным материалом – 2 ч

25-26

Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей.(Девочка, мальчик)

2

Работа с глиной и пластилином – 1 ч

27

Лепка чайной посуды в форме шара

1

Работа с бумагой и картоном-2 ч

28

Изготовление из бумаги  игрушек в форме шара

1

29

Изготовление  игрушек в форме шара из бумаги

1

Работа с текстильным материалом- 1 ч

30

Сматывание ниток в клубок

1

Работа с глиной и пластилином- 1 ч.

31

Лепка по образцу  стилизованных фигур животных (медвежонок)

1

3 четверть- 19 ч

Работа с глиной и пластилином- 1 ч.

32

Лепка стилизованных фигур птиц (Утка)

1

Работа с природным материалом- 3 ч

33

Изготовление из шишки стилизованной фигурки человека

1

34

Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички

1

35

Изготовление  композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина (Пальма)

1

Работа с бумагой и картоном -3 ч

36

Разметка бумаги и картона по линейке.

1

37-38

Изготовление  аппликации с разметкой деталей по линейке

2

Работа с текстильным материалом- 4 ч

39

Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей

1

40

Раскрой ткани заготовки изделия

1

41-42

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой

2

Работа с бумагой и картоном-1 ч

43

Изготовление открытки

1

Работа с пластилином – 4 ч.

44-45

Изготовление макета из пластилина к сказке «Колобок»

2

46-47

Лепка по представлению свободных композиций: «Маша и медведь»,  «Лиса и журавль»

2

Работа с бумагой – 3 ч

48 -49

Изготовление композиции  к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок

2

50

Изготовление модели  дорожного знака

1

4 четверть- 17 ч

Работа с бумагой – 1 ч

51

Изготовление по образцу указателя «переход»

1

Работа с текстильным материалом- 16 ч

52-55

Вышивание смёточным стежком. Закладка для канвы

4

56-59

Вышивание стежком с перевивом. Салфетка из канвы

4

60- 65

Познавательные сведения о тесьме. Салфетка, украшенная тесьмой

6

66-68

Повторение пройденного за год

2

                                                             

Календарно-тематическое планирование – 3  класс

Наименование разделов и тем

Кол –во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По

факту

1 четверть – 16 часов

Работа с природным материалом – 4 ч

1.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

2-3

Изготовление по образцу жирафа из моркови

2

4

Изготовление по образцу паука из скорлупы грецкого ореха.

1

Работа с бумагой и картоном -2 ч

5

Окантовка  картона  полосками бумаги.

1

6

Изготовление рамочки для фотографий.

1

Работа с проволокой  -  2 ч

7

Познавательные сведения о проволоке. Упражнения с проволокой (волна, кольцо, спираль, прямой угол)

1

8

Изготовление  изделия из скорлупы ореха, пластилина и проволоки «Паук»

1

Работа с  древесиной – 8 ч

9

Экскурсия в школьную  столярную мастерскую (познавательные сведения о древесине)

1

10

Изготовление  изделия из древесины «Опорный колышек для растений»

1

11

Изготовление по образцу цветов к празднику.

1

12-13

Изготовление по образцу плечиков.

2

14 – 15

Аппликация из листьев.

2

16

Изготовление фанерной подложки и аппликация пластилином на ней.

1

2 четверть – 16 часов

Работа с природным материалом – 3 ч

17-18

Изготовление фигурок животных и человека.

2

19

Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы

1

Работа с металлоконструктором  - 6 ч

20

Упражнения с металлоконструктором.

1

21

Сборка домика, машины.

1

22

Сборка по образцу лопатки, грабель.

1

23

Сборка лесенки

1

24

Сборка стула по образцу.

1

25

Сборка стула по техническому рисунку

1

Работа с бумагой и картоном – 9 ч

26

Размётка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

1

27

Изготовление ёлочных игрушек.

1

28

Изготовление плоских карнавальных полумасок.

1

29

Изготовление деталей карнавального костюма.

1

30

Изготовление ёлочных игрушек.

1

31

Упражнения в размётке бумаги и картона по линейке.

1

32

Изготовление обложки для проездного билета.

1

3 четверть – 19  часов

33-34

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

2

Работа с текстильным материалом – 14 ч

35-36

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

2

37

Знакомство с косым обмёточным швом.

1

38

Изготовление закладки из фотоплёнки.

1

39

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

40

Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги.

1

41

Обмётывание боковых срезов кармашка по готовым проколам.

1

42-43

Изготовление поделки из бумажных трубочек к 23 февраля.

2

44

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями (приём: игла вверх- вниз).

1

45

Штопка шерстяного носка.

1

46

Изготовление поделки из бумаги к 8 Марта.

1

47-48

Изготовление по образцу подушечки- прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких кусочков.

2

Работа с древесиной  - 6 ч

49

Работа с древесиной:

упражнения

1

50

Работа с древесиной: вбить гвоздь, извлечь его и распрямить, ввернуть шуруп.

1

51

Изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек.

1

4 четверть -19 часов

52

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Размётка развёртки коробки по шаблону и по линейке.

1

53

Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам. Оформление коробки.

1

54

Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам. Оформление коробки.

1

Работа с текстильным материалом – 6 ч

55

Плетёный коврик.

1

56-57

Поделка из картона «Открытка- загадка».

2

58

Составление по образцам простейшего рисунка в клеточку.

1

59

Вышивание рисунка, переведённого на полотно, ручными стежками.

1

60

Оформление вышитого куска ткани бахромой.

1

Работа с металлоконструктором -  5 ч

61

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола.

1

62-63

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

2

64-65

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.

2

Работа с древесиной – 2 ч

66-67

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины из древесины.

2

Требования   к уровню знаний и умений обучающихся

Ручной труд

Минимальный уровень: 

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ;  
  • знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
  •  знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
  •  анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
  •  определение способов соединения деталей;
  •  пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
  • составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
  • выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

  • знание         правил         рациональной         организации         труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной  и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремесел;
  • нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  •  отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • экономное расходование материалов;
  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;  оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);  
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской  после уроков трудового обучения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по предмету « Трудовое обучение»

1-2 класс безотметное обучение

3 класс

Оценка «5» ставится, если обучающийся  применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;

Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе;  

Оценка «3» ставится, если обучающийся  может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы.

 Оценка «2 и 1» не ставится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...