Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Пояснительная записка и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_poyas.docx | 47.04 КБ |
ktp_tehnolog.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании » № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введение в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009г., Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373», Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. Приказ № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004г. № 1089», Примерной программой начального общего образования по технологии, авторской программы, разработанной Е.А.Лутцевой «Технология», в рамках образовательной системы обучения УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова,с учетом учебного плана МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева», национально-региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
Рабочая программа составлена для учащихся 4«б» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1им.Д.Ж.Жанаева», рассчитана на 35 часа в год, в неделю – 1 час. Программа реализуется в 2015-2016 учебном году.
Принципы реализации программы:
- дидактически(научности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью);
- воспитания (социальной активности,социального творчества, развивающее воспитание, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность);
- развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);
- принципы педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.
Цель программы
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные задачи:
- обобщение представлений учащихся о современной техника–технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;
- развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления, творческих изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретённые знания в самостоятельной и коллективной проектной работе ;
- формирование у учащихся культуры труда, основ технологических и художественно – конструкторских знаний;
- совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать);
- совершенствование умения работать в группе (распределять и исполнять социальные роли);
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.
Характеристика предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
– практико-ориентированная направленность содержания обучения;
– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Учет возрастных и психофизиологических особенностей младшего школьного возраста.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, отношениях с другими людьми. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). В классе обучается 29 учеников: 14 мальчиков и 15 девочек. По итогам обследования учащихся психологом школы выявлено, что 6 учащихся имеют низкий уровень , 6 показывают высокий уровень, остальные – средний уровень. Исходя из этого, созданы условия для сохранения и развития здоровья всем учащимся, подобраны педагогические технологии и методы.
Педагогические технологии и методы.
В программе используются педагогические технологии:
- традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные);
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (гуманно-личностная технология, «Педагогика сотрудничества»);
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
- технологии развивающего обучения (технология проблемного обучения, технология проектного обучения)
Методы:
- словесный (диалог, рассказ, работа с печатными изданиями);
- наглядный (картины, опорные схемы, слайды, модели букв, цифр, счетный материал и др.);
- практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.);
- исследовательский;
- самостоятельной работы;
- работы под руководством преподавателя;
- дидактическая игра;
- методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;
- долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля в обучении: устный; письменный; практический.
Формы контроля
- Выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.) Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.
- Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
- Безопасные приемы труда при работе на компьютере.
Результаты изучения.
Личностные результаты
Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно – прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи).
Предлагать конструкторско – технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных.
Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.
Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия.
Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверять модели в действии, вносить необходимые конструкторские доработки.
Познавательные универсальные учебные действия
Искать и отбирать необходимую информацию для решения задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет.
Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно – следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач.
Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско – технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать.
Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться.
Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Иметь представление:
- о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусств (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Организовывать и выполнять свою художественно – практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом.
Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности.
Бережно относиться и защищать природу и материальный мир.
Безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером).
Выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
- Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Называть наиболее распространенные искусственные и синтетические материалы (бумага, металлы, ткани) и их свойства.
Последовательно читать и выполнять разметку разверток с помощью контрольно – измерительных инструментов.
Читать и выполнять основные линии чертежа (осевая и центровая).
Соблюдать правила безопасной работы канцелярским ножом.
Выполнять петельную строчку, ее варианты, знать их назначение.
Называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна - единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно – прикладного характера на плоскости и в объеме;
- о традициях декоративно – прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Читать простейший чертеж (эскиз) разверток.
Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов.
Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий.
Выполнять рицовку.
Оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами.
Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
- Конструирование и моделирование
Приводить примеры простейших способов достижения прочности конструкций.
Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно – художественным условиям.
Изменять конструкцию изделия по заданным условиям.
Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
- Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Называть основные части компьютера (с которыми работали на уроках) и их назначение.
С помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, PowerPoint.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Колич-во часов | Сроки | Колич-во п/р |
1 | Современное производство | 6 | 3 | |
2 | Материалы для современного производства | 2 | ||
3 | Жилище человека | 5 | 3 | |
4 | Новогодняя мастерская | 3 | 3 | |
4 | Дизайн | 10 | 5 | |
5 | Компьютерный мир | 9 | 5 | |
Итого | 35 |
Содержание программы (35часа)
Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям.
- Основы технико – технологических знаний и умений, технологической культуры.
- Из истории технологии.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
- Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
Современное производство (6 ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ - начале ХХI в. Научно – технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно – компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Техника ХХ – начала ХХI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Материалы для современного производства (2 ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как уникальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Жилище человека (5ч)
Общее представление о строительных технологиях, связанных с требованиями к жилищу, о современных строительных материалах. Знакомство с профессиями, востребованными в строительной индустрии и сфере обслуживания зданий.
Новогодняя мастерская (4ч)
Изготовление новогодних игрушек по инструкционной карте. Определение необходимых действий и технологических операций и применение их для решения практических задач. Выполнение чертежа при помощи линейки и циркуля. Вырезание фигуры по выделенным линиям. Сборка изделия по инструкции.
Дизайн. Художественное конструирование.(10)
Дизайн ( производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн – анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных изделий). Распределение времени при выполнении проекта. Дизайн и маркетинг. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (8 ч) Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах деятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word,PowerPoint.
Учебно-методическое обеспечение
1.Основная для ученика:
Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
2.Для учителя:
Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012 г
- Иметь представление:
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах.
- При помощи учителя:
- выбирать темы для практических и проектных работ;
- искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Иметь представление:
- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
- о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
- современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
- названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способы размножения растений.
Уметь:
- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
- эстетично оформлять изделия;
- соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)
Критерии и нормы оценки
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Реализация регионального компонента в процессе изучения технологии в 4.
Цель национально-регионального образования:
1. Развивать интерес к культуре своего народа; сноровку, творческий интерес;
2. Воспитывать бережное отношение к народным традициям; самостоятельность, аккуратность, организованность трудовой деятельности.
№ | Дата | Тема | Региональное содержание изучаемых вопросов | Количество времени |
1. | февраль | Дизайн рекламной продукции. | Дизайн национальной одежды бурят. | 45 мин. |
2. | февраль | Аксессуары в одежде. | Национальный костюм бурятского народа. | 45мин. |
Предварительный просмотр:
Приложение1 Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основное содержание | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
(познавательные, регулятивные, коммуникативные) | |||||
1 | Современное производство. Летняя шапочка. | Рассмотреть рисунки летних шапочек. Рассказывать о назначении изделия. Разработать вариант изделия по алгоритму. Выполнить проект «Летняя шапочка» по готовой или по самостоятельно построенной выкройке. Оценить собственную работу и работу одноклассников. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
2 | Чеканка. | Рассмотреть образцы панно в технике чеканки. Нарисовать сюжет для панно. Подготовить шаблон по эскизу. Выбрать готовый сюжет или свой собственный и выполнить панно в технике чеканки. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно- прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. | |
3 | Электрифицированная игрушка. | Выяснять, как работает электрифицированная игрушка. Рассмотреть схемы электромотора и электрической сети. Называть части двигателя автомобиля. Нарисовать условные обозначения (батарейка, проводник, выключатель, лампочка, электрозвонок). Сравнивать схемы, находить отличия. Проверять действие схемы в работе. | Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Уважительно относится к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |
4 | Модель телефона. Практическая работа. | Рассмотреть устройство простейшей модели телефона. Определить, из чего изготовлены детали. Определить опытным путем, как закрепить нить внутри стаканчиков. Изготовить модель. Проверить модель в действии. Проанализировать качество связи в зависимости от натяжения нити. | Выявляет и формулирует учебную проблему. Отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
5 | Кроссворд. Модель современного предприятия. Практическая работа.
| Решить кроссворд. Подготовить сообщения о предприятиях. Организовать производство изделий. Смоделировать работу предприятия по выбору (завод, фабрика, мастерская, дом моделей). Работать в группе. Выбрать изделие. Распределить роли в группе. Обсудить подготовительную часть проекта и отразить результаты обсуждения в технической документации по образцу. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
6 | Модель современного предприятия. Практическая работа. Защита проектов. | Продумать технологию изготовления. Подобрать необходимые материалы и инструменты. Заполнить таблицу «Технология выполнения проекта изделия» Выполнить проект. Защитить проект по плану. Кратко раскрыть основные пункты плана. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Понимать исторические традиции ремесел. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
7 | Исследование полиэтилена, поролона, других материалов, других материалов. Изделие из вторсырья. | Познакомиться с нефтеперерабатывающим заводом (заочно). Провести исследование и заполнить таблицу. Изучить свойства полиэтилена. Изготовить изделие из вторсырья. Определить, какие материалы использованы для изготовления деталей конструкции. Анализирует, какие детали необходимы для оформления изделия. Готовит поделку по образцу или по собственному замыслу. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
8 | Изделие из перчатки «Зайчик» | Разрабатывать модель изделия из перчатки. Анализировать конструкцию изделия. Продумывать рациональную технологию изготовления, учитывая особенности формы. Изготовить изделие, воспользовавшись схемой или инструкционной картой. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
9 | Макет гостиной. Практическая работа. | Рассмотреть рисунок макета гостиной. Выполнить коллективный и индивидуальный чертеж проекта «Интерьер». | Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
10 | Макет городского дома. Технологическая документация. | Изготовить проект городского дома, используя рисунок и схему. Рассмотреть рисунок, определить материалы и инструменты для работы. Нарисовать эскиз. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
11 | Коллективный проект «Городская улица» Технологическая документация. Разработка проекта. (коллаж) | Изготовить коллективный макет городской улицы, двора. Разработать свой проект по общему для всех плану. Продумать безопасность и удобство для жильцов. Предусмотреть место для занятий спортом. Выполнить коллективный проект «Город будущего» в технике коллаж. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
12 | Сюрпризница. Практическая работа. | Изготовить сюрпризницу, используя схему – выкройку и инструкционную карту. Описать конструкцию сюрпризницы. Подобрать необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Находить и исправлять ошибки в своей практической работе. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
13 | Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки. | Подготовить технологическую документацию для выполнения упаковки изделия. Находить возможные конструкторско – технологические трудности изготовления изделия и пути их решения. Оформить инструкционную карту изделия. Практически реализовать проект. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
14 | Ёлочная подвеска. Практическая работа. | Разделиться на группы – мастерские. Изготовить елочную подвеску, следуя инструкционной карте. Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно – графические работы. | Планирует умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Проявляет терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдает культуру труда. Производит контроль и оценку результатов работы. | Сотрудничать в малых группах. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
15 | Гирлянда «Дракон». Практическая работа. | Изготовить гирлянду, следуя инструкционной карте. Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно – графические работы. Оформить изделие. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
16 | Игрушка «Клоун» Практическая работа. | Изготовить новогоднюю игрушку «Клоун» по инструкционной карте. Определить необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач. Выполнять чертеж при помощи линейки и циркуля. Вырезать фигуру по выделенным линиям. Изготовить детали. Собрать изделие по инструкции. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
17. | Средства передвижения. Дизайн – проект в области техники. | Выполнять дизайнерский проект в области техники. Выбирать средство передвижения. Опираясь на информацию в таблице, разработать этапы проектирования технического устройства. Использовать рисунки, фотографии, словесное описание, эскизы. Определять практическую значимость изделия, соответствие результата замыслу. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным параметрам. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относиться к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
18 | Дизайн – проект в области интерьера. Макет мебели. | Рассмотреть макеты предметов интерьера. Обсудить, какие материалы подойдут для изготовления изделия, учитывая их конструктивные особенности. Сформулировать требования к конструкции изделия с учетом их назначения. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
19 | Гостиная. Коллективная работа. Идея. Технологическое задание. Эскиз. | Рассмотреть интерьер гостиной. Анализировать предметы интерьера на соответствие своему назначению. Обсуждение соответствия формы, цветового решения, отделки требованиям моды, современному стилю. Нарисовать дизайнерский интерьер гостиной. | Выявляет и формулирует учебную проблему. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
20 | Гостиная. Коллективная работа. Защита проекта. | Анализировать дизайнерские задачи при планировании гостиной. Заполнить инструкционную карту изготовления макета интерьера. Выполнять коллективный творческий проект по собственному выбору. Распределять работу. Защитить проект по плану. | Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание и развитие заботливости. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
21 | Силуэтная кукла. Модель. | Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | |
22 | Кукла из гольфа. | Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. | Воспитание и развитие трудолюбия. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
23 | «Дом моделей». Дизайн – проект. | Изготовить костюм для куклы. Выбрать эпоху, соответствующую замыслу. Определить особенности стиля костюма. Нарисовать эскиз костюма. Продумать, какие материалы лучше подойдут для реализации проекта. Знать свойства натуральных и синтетических тканей. Реализовывать свой замысел. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
24 | Куклы из пластилина. | Рассмотреть фотографии. Проанализировать материалы для основы куклы. Нарисовать эскиз куклы в соответствии со стилем эпохи и замыслом. Изготовить куклу по образцу или по собственному проекту. | Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
25 | Аксессуары для куклы. | Изготовить веер или ридикюль по образцу или по собственному замыслу. Нарисовать эскиз. Подобрать материалы и инструменты для реализации замысла. | Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |
26 | Футляр. Дизайн – проект. | Рассмотреть варианты изделия. Анализировать материалы для изготовления футляра. Обсудить в группе назначение футляра и его отделку. Выбрать материалы и инструменты. Изготовить детали. Сшить детали основы по плану. | Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
27 | ПрограммаWord. Правила работы с клавиатурой | Познакомиться со способами получения человеком информации об окружающем мире. Находить ответ на вопрос, как находить, хранить и передавать информацию. Характеризовать компьютер как современное техническое средство, позволяющее искать, хранить, создавать и передавать информацию. Выполнять команды: открыть окно, свернуть окно, закрыть. | Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
28 | Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. | С помощью учителя исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов. Выполнить информационный проект: редактирование текста. | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к чужому мнению. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
29 | Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). | С помощью учителя проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. | Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
30 | Программа PowerPoint. | С помощью учителя отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Сотрудничать в малых группах. Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | |
31 | Создание презентаций по готовым шаблонам. | С помощью учителя осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области техники. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | |
32 | Создание презентаций по готовым шаблонам | С помощью учителя обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области техники «Проблемы экологии на предприятиях высокой технологии» | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
33 | Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. | С помощью учителя проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | |
34-35 | Промежуточная аттестация | Применять сведения, полученные на уроках технологии. | Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Воспитание и развитие трудолюбия. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 1класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа с ктм...
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....