Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрина Н.В., учитель начальных классов
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 61- образовательный комплекс» Ленинского района  г. Саратов.

Предмет: технология
Авторы учебника: Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева.
Класс: 1
Тема: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Тип урока:  открытие нового (урок – практикум)
Цель урока: Создать условия для составления орнамента в полосе.
Задачи:

  1. Формируем  умения изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, планировать и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование, симметричное вырезание) с опорой на инструкционную карту.
  2. Развиваем  художественные и конструкторско-технологические способности.
  3. Воспитываем ответственность за результаты учебного труда, формируем  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер,  демонстрационные образцы  орнаментов, учебник Е.А. Лутцева,  Т.П.Зуева, рабочая тетрадь по технологии  Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева.

Материалы и инструменты: цветная бумага,  кисточка, клей, ножницы, линейка, карандаш.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

2 мин

Приветствие учащихся.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас-

Технология сейчас!

Беседа

 - Прочитайте пословицу на экране:

                                           ( Слайд1)

Семь раз отмерь, а один отрежь.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
- Чему нас учит народная мудрость?

- Подходят ли пословица к уроку технологии?

- Я предлагаю разделиться вам на несколько групп по вашему желанию.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие   учебных принадлежностей  

 Ответы детей

 

Дети рассаживаются по группам

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе 

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5мин.

 Познавательно-аналитическая беседа

- Вспомните,  как называется повторяющийся  узор или рисунок ?
                                         (Слайд 2)

- Найдите повторяющиеся узоры.

- Какие бывают орнаменты?

- Загляните в урок на с.16 в учебнике. Где можно использовать орнамент?

- Орнамент можно вышивать, выкладывать в мозаике.  
                                        (Слайд 3)

- Рассмотрите орнаменты, чем они отличаются?
                                        (Слайд 4)

- Внимательно рассмотрите орнаменты.

Какие элементы узоров повторяются на данных изображениях?

- В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.

- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. Создают люди орнаменты и со смешанными мотивами.
-
Какой орнамент вам выполнить под силу?

- Выложите из предложенных  фигур повторяющийся узор.

- Можно ли эту работу  назвать орнаментом? Почему?

- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение. Получилось ли у нас украшение?

 Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют задание в парах

 Ответы детей

Нет, т.к. мы ничего не украсили.

 

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

3

Постановка учебной задачи

3 мин

Анализ изделия

                                         (Слайд 5)

- Рассмотрите данные работы. Можно ли сказать, что они украшены с помощью орнамента?

- Вы уже догадались, что нам предстоит сделать на уроке?  

 

- Ребята отгадайте загадки и догадайтесь, какие геометрические фигуры будут в нашем орнаменте.

У него, как у подушки,

Тоже есть четыре ушка.

И четыре стороны,

Где все стороны равны. (Квадрат)

 

Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром? (Прямоугольник)      

- Какую школьную вещь мы можем украсить орнаментом?

- Это будет орнамент  в полосе.

- А полоса эта необычная. Хотите узнать: какая? Тогда отгадайте загадку.

Без рук, без ног –
Ползает на брюхе.
Нет у неё слуха,
Не жуёт – глотает,
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали? Кто?  

- Мы украсим орнаментом вот эту веселую змейку. Найдите ее в тетради на с. 20.

Да, эти работы украшены повторяющимся узором, значит, это орнамент.
- Мы будем выполнять орнамент из геометрических фигур.

 

Дети отгадывают загадки.

- Мы можем украсить закладку.

- Это змея.

 Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу, формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4

Построение проекта выхода из затруднения

20мин

 Открытие практического умения

- Кто догадался, как составить повторяющийся узор в полосе?

- Откроем учебник на с.57 и проверим наше предположение.

Физминутка

 

Ответы детей

 

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами, переработка информации: сравнение с  образцом

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

- Из какого материала вы будете делать орнамент?

- Что еще вам понадобится?

- Перед вами части инструкционной карты.

-  Попробуйте восстановить ее порядок.

- Если вы собрали ее правильно, то что у вас получится?

 Проговорим наш план действий. Проверим ее по учебнику:.57 учебника.

- Сколько деталей в конструкции закладки?
- Какой формы эти детали?
- Как можно изготовить эти детали?
- Как соединить детали закладки?

Из бумаги.

Еще понадобятся карандаш, линейка, ножницы, кисточка и клей.

Ответы детей

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД 

Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

- Повторим правила безопасной работы.
- При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

- Как правильно разместить инструменты и материалы на   столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

-  Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому предлагаю распределить обязанности в своей группе и начать работу.

-

Ученики распределяют обязанности и приступают к работе: кто-то размечает детали разного цвета, размера, кто-то вырезает, кто-то приклеивает и т.п.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

5.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

5 мин

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что сделали бы сейчас по-другому?

- Что сделаем теперь?

- Что понравилось?

- Было ли трудно?

Оформляют выставку работ.

Личностные УУД 

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 мин

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим  и оценим  готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

-Что вам хочется сделать со своей работой?

 -Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Вам понравилось работать в группе?

 Где можно найти практическое применение полученных знаний?

В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД 

Формируем умение описывать свои  чувства, оценивать работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.

Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять  части речи разными способами....

Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"

Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"...

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку Имя прилагательное 4 класс

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку 4 класс по теме: Имя прилагательное. Повторение, первый урок Программа Перспектива...

Конспект урока технологии "Орнамент в полосе. Для чего он нужен?" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »Изделие: Аппликация «Закладка» Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; форми...

Технологическая карта по математике. Тема урока: «Разные приемы сложения», УМК «Перспектива» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование умения использовать с разные приемы сложения.Задачи урокаДидактические:Научить различным приемам сложения двухзначных чисел;Науч...

Технологическая карта по математике. Тема урока:«Умножение круглых чисел» , УМК «Перспектива» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование умения выполнять умножение круглых чиселЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять умножение «круглых» чисел;Научит...

Технологическая карта по математике. Тема урока:«Пересечение множеств. Знак ⋂», УМК «Перспектива» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представления о понятии «пересечение» множеств.Задачи урокаДидактические:Научить изображать пересечение множеств при...