Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.
Цель. Формировать умение определять части речи разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_cherkunova_a._d.docx | 94.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.
Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.
Цель. Формировать умение определять части речи разными способами.
Задачи:
Образовательные.
- На основе морфемного анализа существительных, глаголов и прилагательных подвести обучающихся к новому способу определения частей речи (по составу слова)
- Научить различать части речи всеми способами (по вопросу, значению и составу слова), выбирая для себя более легкий способ.
- Анализировать морфемный состав слова, соотносить его с графической схемой слова.
- Формировать навыки морфемного анализа и синтеза. Упражнять в разборе по составу существительных, глаголов, прилагательных.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму.
- Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий.
- Учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Воспитательные:
- Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
- Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, морфемные графические схемы слов, лото «Части речи», лото «Составь слова по составу», карточки с заданием.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Этап постановки учебной задачи, мотивации учебной деятельности. Актуализация знаний. | Лото «Части речи» | Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия. -Какими способами вы умеете определять части речи? Погружение в проблему. -Сегодня вы узнаете новый способ определения частей речи и найдете его сами. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Различают части речи известными способами (по вопросу, по значению). Упражняются в определении частей речи в игровой ситуации. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Выстраивать логическую цепь рассуждений Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение использовать речь для регуляции своего поведения | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению | Речевой материал: ленточка, прилетал, красноватая, солнышко, ленивый, бегут, столик, гусиное, читает, шерстяной, слоненок, рассказывать. | Организация письменной коллективной работы. Вопросы и задания: -Записать слова в три столбика по частям речи: существительное, прилагательное, глагол. - В какой столбик запишем слово, почему? -Разбираем слова каждого столбика по составу. | Записывают слова в три столбика по частям речи по заданному основанию. Морфемный анализ и синтез слов. Разбирают слова каждого столбика по составу. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.
Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность своих действий Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
3.Этап первичного усвоения новых знаний. Решение учебной задачи | Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала. -Делаем выводы о суффиксах и окончаниях в каждом столбике. -Назовите новый способ определения частей речи. | Анализируют окончания и суффиксы разных частей речи. Дают ответ на проблемный вопрос. | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям. | Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. | ||
4.Этап первичной проверки понимания | На компьютере морфемы для синтеза слов и определения части речи | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. -Можно ли определить часть речи по суффиксу и окончанию? -Определите часть речи и отгадайте слово. | Морфемный синтез. Определяют часть речи, отгадывают слова. Проверяют правильность выполнения с помощью компьютера. | Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания |
5.Этап первичного закрепления и систематизации знаний | Текст на карточках «Живые удочки» Ю. Качаев Схемы морфемного состава существительного, глагола, прилагательного | Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Выработка соответствующих навыков и умений. 1.Контроль за чтением текста. Вопросы: - Почему текст называется «Живые удочки»? -Выписать из текста существительное, прилагательное и глагол по данным схемам. Индивидуальная помощь при затруднении. 2.Организация фронтальной проверки выписанных слов. -Каким способом пользовались для определения частей речи. Какой способ показался проще? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Анализируют слова и соотносят их с графической морфемной схемой. Выписывают из текста слова в соответствии со схемой. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/ невозможность его выполнения. Чтение выписанных слов и обсуждение правильности выполнения задания. Взаимопроверка, коррекция. | Умение при восприятии текста понимать основную мысль. Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы. Владеть монологическими формами речи. | Умение учитывать сложность задания Умение контролировать свои действия в ходе работы. Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. |
Лото «Составь слова по составу» | Создание условий для выработки необходимых умений и навыков. Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности 3. Проведение игры. - Определите, к какой части речи относятся собранные вами слова? -Каким способом вы пользовались? | Составляют слова по составу, производя морфемный анализ и синтез. Определяют части речи по составу слова. | Умение проводить анализ и синтез морфемного состава слова, составлять целое из частей. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия. Умение обобщать, т.е. выводить общность для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи | Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других | Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и учениками. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Проведение рефлексии: - Какой способ определения частей речи вы узнали? Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Приложение.
Текст для чтения.
Живые удочки.
Мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба-удильщик. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщину. Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть: что это светиться? И, конечно, попадают в пасть рыбы.
(Ю. Качаев)
Литература.
- Антонышева А.Л. Новая методика коррекционно-развивающего обучения по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 3 – 4 классов с общим недоразвитием речи. – Рыбинск, 2003
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с дидактической структурой урока литературного чтения во 2 классе по теме "Сказочные человечки" (Школа 2100)
Изменения, происходящие в настоящее время в начальном образовании, не могут не влиять на систему контроля и оценки образовательных достижений. Существенное расширение составляющих понятия «качество об...
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
приемы вычисления вида 36+2, 36+20. Математика 2 класс....
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Технологическая карта с дидактической структурой урока для детей с ОВЗ...
Технологическая карта с дидактической структурой урока. Русский язык. Тема: Правописание имен прилагательных в единственном числе.
Урок обобщения и сестематизации знаний по теме "Имя прилагательное".Цель урока: формирование учебно- познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствов...