Технология
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Носковская «СШ –И»
Рассмотрено: Согласовано Утверждено:
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор «НСШ – И»:
протокол №______ ___________Межекова А.С _________ Земцова В.И
От «______»______2016 г. «_____»_________20____г. «____»________2016 г.
Программа учебного предмета
"Технология" для 1 «Б класса
на 2016 -2017 учебный год.
Туркова Евдокия Лепповна,
учитель начальных классов
Сентябрь, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом и программы «Технология »- автор Геронимус Т.М., Учебный комплект « Маленький мастер» 1 класс. М.: Арт-пресс , 2008. Разработана на основе УМК «Школа России»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать, историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в 1 классе выделяется 1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом) формообразование деталей (сгибание, складывание, сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов РОССИИ (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению
изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:
- название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
- способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
К концу учебного года учащиеся первого класса должны уметь:
- организовать своё рабочее место;
- пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
- составлять композицию с учётом замысла;
- решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
- выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
- конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
- пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность
Материально-техническое обеспечение учебного предмета Технология |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебно-методические комплекты по технологии для 1 класса (программы, учебники.).
Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Альбомы демонстрационного и раздаточного материала Информационно - коммуникативные средства Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. Технические средства обучения Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор |
Тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Дата | Характеристика видов деятельности | УУД | |||
По плану | По факту | ||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
1 | Что мы будем делать. Из чего мы делают изделия. | 01.09 | 01.09 | Развивать глазомер, чувство формы. Воспитывать у учащихся аккуратность, бережливость, эстетический вкус. Понимать поставленную цель. | Личностные действия. Осознание новой позиции ученика; положительное отношение к школе; умение управлять собой; умение сохранять учебную задачу. Регулятивные действия. Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения) Познавательныедействия. Умение использовать знаки, модели, выделять признаки, осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия. Умение вступать в диалог, слушать и слышать других, умение работать в паре, участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учёт разных мнений и умение выразить своё. Личностные действия. Познавательная мотивация, интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Регулятивные действия. Контроль ( сличение способа действия и его результата), планирование (определение последовательности действий, прогнозирование (предвосхищение результата), саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий, коррекция. Познавательныедействия. Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, моделирование, преобразование модели; постановка и решение проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при творческих и поисковых работах. Коммуникативные действия. Умение вступать в диалог, слушать и слышать других, умение работать в паре, участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учёт разных мнений и умение выразить своё; умение с помощью вопросов поставить | ||
2 | Чем мы будем работать. Что нужно знать про каждое изделие. | 08.09 | 08.09 | Исследовать доступные материалы, их виды, технологические свойства- способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка) | |||
3 | Идём на экскурсию за материалами. | 15.09 | 15.09 | Искать и отбирать необходимые природные материалы для поделок. | |||
4 | Сделаем сами для сушки листьев. | 22.09 | 22.09 | Создавать образ в соответствии с замыслом. Корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. | |||
5 | Какие изделия делают из природных материалов. Сделаем сами аппликацию. | 29.09 | 29.09 | Научить детей рассматривать и изучать формы предметов. Учить работать в группе. | |||
6 | Сделаем сами объёмную игрушку. | 06.10 | 06.10 | Организовывать свою деятельность, подготавливать своё рабочее место. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении объёмной игрушки. | |||
7 | Учимся придумывать | 13.10 | 13.10 | Наблюдать мир образов на экране компьютера. Исследовать свойства материалов. | |||
8 | Складные игрушки из бумаги. Складной цветочек. | 20.10 | 20.10 | Реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно- художественные образы. | |||
9 | Кот и пёс | 27.10 | 27.10 | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. | |||
2 ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
10 | Кот и пёс | 10.11 | 10.11 | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. | |||
11 | Бумажные аппликации. Учимся размечать по шаблонам и трафаретам | 17.11 | 17.11 | Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделие, реализовывать замысел. При необходимости корректировать конструкцию и технологию её изделия. | |||
12 | Учимся правильно пользоваться ножницами | 24.11 | 24.11 | Развивать творческие способности, воображение, конструкторские умения. Воспитывать коллективизм, инициативу. | |||
13 | Вспомним свойства материалов | 01.12 | 01.12 | Воспитывать инициативу, аккуратность. Учить моделировать изделие. | |||
14 | Учимся красиво обрывать бумагу. | 08.12 | 08.12 | Научить детей определять случаи вырывания и вырезания деталей, познакомить с технологией вырывания. Прививать эстетический вкус, аккуратность. | |||
15 | Готовимся к празднику. Что такое симметричные детали. | 15.12 | 15.12 | Исследовать декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, оценивать результат деятельности. | |||
16 | Делаем ребристые игрушки | 22.12 | 22.12 | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности, анализировать предлагаемые задания, планировать предстоящую деятельность, отбирать оптимальные способы выполнения. | |||
17 | Изучаем правила безопасной работы с иголками и булавками. | 29.12 | 29.12 | Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда, работать в малых группах. | |||
3 ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
18 | Исследуем новый материал. Работаем с поролоном. | 12.01 | Исследовать материалы, физические свойства, способы обработки материала (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка) | ||||
19 | Сделаем сами игольничек. | 19.01 | Познакомить с новым видом материала (поролон). Развивать у учащихся координацию движения рук. Воспитывать бережливость, целеустремлённость. | ||||
20 | Работаем с тканью. Сделаем сами льняную салфетку | 26.01 | Развивать координацию движения рук, внимание, глазомер. Воспитывать терпеливость, экономность, бережливость. | ||||
21 | Украшаем салфетку | 02.02 | Развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, творческие способности, воспитывать эстетический вкус. | ||||
22 | Наблюдаем и сравниваем | 16.02 | Сопоставлять разные приёмы работы с бумагой. | ||||
23 | Учимся гофрировать бумагу | 02.03 | Сравнивать различные виды конструкций, моделировать несложные изделия. | ||||
24 | Сделаем из гофрированной бумаги красивую бабочку | 09.03 | Создавать мысленный образ конструкций с учётом поставленной задачи, воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | ||||
25 | Как из прямоугольника делают овал. | 16.03 | Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. | ||||
4 ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
26 | Учимся выкладывать мозаику. | 30.03 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. | ||||
27 | Что можно сделать из ниток. Кисточки-мартинички | 06.04 | Наблюдать связь человека с природой и предметным миром. Сравнивать декоративные особенности изделия, анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов. | ||||
28 | Подарки к 8 марта. Цветы. Бабочка. | 13.04 | Планировать предстоящую практическую деятельность. Отбирать оптимальные способы выполнения. Организовать свою деятельность. | ||||
29 | Учимся работать со скорлупой. Фонарик светлячка. | 20.04 | Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | ||||
30 | Крепированная бумага. Бумажная роза. | 27.04 | Исследовать образец, планировать предстоящую деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. | ||||
31 | Игрушки из катушек и картона (пушка, зайчик, лисичка) | 04.05 | Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Исполнять разные социальные роли. | ||||
32 | Учимся размечать по линейке. Салфетка. | 11.05 | Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Анализировать конструкторскую особенность изделия. | ||||
33 | Чему мы научились за год. Обобщение. | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....