рабочая программа по технологии "Школа России"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
рабочая программа по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_1-4.docx | 116.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету
технология
в 1- 4 класс
УМК «Школа России»
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе программы авторов Роговцевой Н. И. , Анащенковой А.А.» Технология», опубликованной в сборнике рабочих программ «Школа России». (Москва, «Просвещение», 2011 г., 528 стр.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, Планируемыми результатами начального образования»
2.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Практическая деятельность на уроках технолгии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а так же формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностныйподход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Формы организации деятельности учащихся и методы обучения. Индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, беседа, объяснение, работа в соответствии с алгоритмом и др.
Виды и формы контроля: входной, текущий, итоговый, фронтальный, комбинированный, устный наблюдение, самостоятельная работа, выставки работ.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно – нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 135 часов:1 класс-33 ч (33 учебные недели),2-4 классы-по 34 ч (34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
1. Формирование основ гражданской идентичности личности.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
5. Результаты освоения учебного предмета, курса.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.
- Формирование целостного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур, и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, и культуре других народов.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
- Форсирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результаты.
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Использование различных способов поиска.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты.
- Получение первоначальных представление по значению труда в жизни человека и общества, а мире профессий и важности правильности выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
- Использование знаний и умений для творческого решения несложных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно познавательных и проектных художественно – конструкторских задач.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.),
отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз/развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и прочее). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схемам рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается
1 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Программа | Рабочая программа | ||
1 | «Давайте познакомимся» | 3 | 2 |
2 | « Человек и земля » | 21 | 22 |
3 | «Человек и вода» | 3 | 3 |
4 | « Человек и воздух » | 3 | 3 |
5 | «Человек и информация » | 3 | 3 |
Всего | 33 | 33 |
2 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Программа | Рабочая программа | ||
1 | «Давайте познакомимся» | 1 | 1 |
2 | « Человек и земля » | 23 | 23 |
3 | «Человек и вода» | 3 | 3 |
4 | « Человек и воздух » | 3 | 3 |
5 | «Человек и информация » | 4 | 4 |
Всего | 34 | 34 |
3 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Программа | Рабочая программа | ||
1 | « Здравствуй, дорогой друг!» | 1 | 1 |
2 | « Человек и земля » | 21 | 21 |
3 | «Человек и вода» | 4 | 4 |
4 | « Человек и воздух » | 3 | 3 |
5 | «Человек и информация » | 5 | 5 |
Всего | 34 | 34 |
4 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Программа | Рабочая программа | ||
1 | « Вводный урок | 1 | 1 |
2 | « Человек и земля » | 21 | 21 |
3 | «Человек и вода» | 3 | 3 |
4 | « Человек и воздух » | 3 | 3 |
5 | «Человек и информация » | 6 | 6 |
Всего | 34 | 34 |
- Тематическое планирование по технологии.
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема урока, тип урока (комбинированный - К) | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Давайте познакомимся – 2 ч. Как работать с учебником. Я и мои друзья. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов. | 1 | Сравнивают учебник, тетрадь. Находят информацию Анализируют, обобщают, отбирают информацию, переводят её в рисунок |
2 | Материалы и инструменты. Знакомство с понятиями. Организация рабочего места. Т/Б. что такое технология | 1 | Находят и различают инструменты. Организовывают свои действия. Размещают инструменты. Убирают рабочее место |
3 | Человек и Земля – 22 ч. Природный материал, виды природных материалов. Подготовка к работе. Сбор, сортировка, сушка, хранение. Аппликация из листьев. | 1 | Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы. Выполняют практическую работу с опорой на план. Соотносят план со своими действиями. |
4 | Пластилин. Свойства. Инструменты, прием работы. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна» | 1 | Исследуют свойства пластичных материалов. Осваивают правила работы. Планируют последовательность работы. Корректируют и оценивают работу |
5 | Экскурсия «Узнай дерево по листочку». | 1 | Исследуют, наблюдают, сравнивают |
6 | Растения. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений, профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. | 1 | Актуализируют знания об овощах. Осмысливают значение растений. Выполняют практическую работу. |
7 | Получение и сушка семян. Проект «осенний урожай». Изделие «овощи из пластилина» | 1 | Осваивают приемы работы с пластилином. Подбирают цвета. Осваивают первичные навыки работы над проектом. Сопоставлять, дополнять недостающие этапы. |
8 | Сбор природного материала. | 1 | Выполняют практическую работу. |
9 | Бумага. Виды и свойства бумаги. Т/Б. Работа с ножницами. Правила разметки по шаблону и сгибанием. Изделие «Закладка из бумаги» | 1 | Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют свойства бумаги. Осваивают приемы работы с бумагой. Выполняют на основе шаблона симметричные фигуры. Выполняют аппликацию по образцу |
10 | Бумага. Правила разметки. Соединение деталей при помощи клея. Использование бумаги и правила экономного её расходования. Изделие «волшебные фигуры». | 1 | Осваивание приемов работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки сгибанием. Создают полуобъемную аппликацию. Сопоставляют разные виды планов. |
11 | Насекомые. Виды насекомых. Использование продуктов жизнедеятельности пчел. План. Изделие «Соты и пчелы» | 1 | Используют разные виды материалов при изготовлении изделий. Соотносят форму и цвет. Осваивают приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Оценивают качество изготовления работы . |
12 | Дикие животные. Виды диких животных. Техника коллаж. Аппликация из журнальных вырезок. Правила работы в паре. Проект «Дикие животные». Коллаж. | 1 | Осваивают приемы создания изделия в технике коллаж. Осваивают навыки работы над проектом. Составляют и обсуждают план работы в паре. Составляют композицию, оформляют изделие. |
13 | Проект «Украшаем класс к Новому году». Работа в парах, распределение ролей. Изготовление елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Украшение на елку. | 1 | Используют умение работать над проектом под руководством учителя. Составляют план. Оценивают свою работу. Слушают собеседника. Создают собственное изделие. Оформляют класс |
14 | Домашние животные. Виды, значение в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Изделие «Котенок» | 1 | Используют приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Определяют последовательность изготовления изделия. |
15 | Такие разные дома. Виды домов и материалов. Свойства гофрированного картона. Изготовление макета «Домик из веток» | 1 | Исследуют, наблюдают, сопоставляют различные виды домов. Составляют рассказ о материалах. Планируют и осуществляют работу. Контролируют и корректируют выполнение работы. |
16 | Посуда. Виды посуды и материалы. Использование посуды. Сортировка стола и правила поведения при чаепитии. Изделие «Чашка» | 1 | Используют приемы работы с пластилином. Анализируют форму, цвет, размер объектов. Осваивают правила поведения за столом. |
17 | Проект «Чайный сервиз». Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в парах. Изделие «Чайник», «Сахарница» | 1 | Используют умение работать над проектом под руководством взрослых. Распределение роли. Слушают собеседника, излагают свое мнение. Используют правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «чайный сервиз» |
18 | Свет в доме. Разнообразие осветительных приборов. Сравнение старинных и современных способов освещения. Изготовление моделей торшера. Изделие «торшер» | 1 | Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют различные осветительные приборы. Анализируют конструктивные особенности торшера. Планируют и осуществляют работу на основе слайдов. Осваивают правила работы шилом. Выполняют раскрой детали с использованием шаблона и соединение при помощи клея и пластилина. |
19 | Одежда, ткань, нитки. Виды одежды, ее назначение и материалы. Способы создания одежды. Виды тканей и ниток. Изделие «Кукла из ниток» | 1 | Исследуют текстильные и волокнистые детали. Осуществляют подбор тканей и ниток. Определяют инструменты и приспособления. Планируют и осуществляют работу. Определяют под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение. Осваивают умения наматывать, связывать, разрезать нитки |
20 | Учимся шить. Правила работы иглой. Строчка прямых стежков. Строчка стежков с перевивом змейка. Строчка с перевивом спиралью. | 1 | Осваивают правила безопасной работы иглой. Осваивают виды стежков. Организуют рабочее место. Осваивают правила экономного расходования ткани и ниток. |
21 | Учимся шить. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Использование стежков для оформления изделия. Изделие «Закладка с вышивкой» | 1 | Осваивают способы пришивания пуговиц. Сравнивают различные виды пуговиц и способы их пришивания. Планируют и осуществляют работу на основе слайдов и текстовых планов. |
22 | Учимся шить. Изделие «Медвежонок». Оформление игрушки при помощи пуговиц. | 1 | Используют виды стежков и способы пришивания пуговиц для оформления изделий. Организовывают рабочее место. Осваивают правила безопасной работы иглой при изготовлении изделия. |
23 | Мебель. Виды мебели и материалы для её изготовления. Изготовление модели стула из гофрированного картона. | 1 | Планируют и осуществляют работу на основе слайдов в учебнике. Используют способы работы с бумагой. Выбирают необходимые материалы и приемы работы. Оформляют изделие по собственному эскизу. Осваивают правила ухода за мебелью. |
24 | Передвижение по земле. Средства передвижения в различных климатических условиях. Знакомство с конструктором. Изделие «Тачка» | 1 | Осваивают приемы работы с конструктором. Конструируют изделие на основе плана. Выбирают способы сборки. Моделируют и собирают изделие из конструктора. |
25 | Человек и вода – 3 ч. Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. | 1 | Исследуют значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществляют поиск необходимой информации о воде. Проращивают семена. Проводят эксперимент, исследуют всхожесть семян, наблюдают и фиксируют результаты. |
26 | Питьевая вода. Изготовление макета колодца из разных материалов. Изделие «Колодец» | 1 | Отбирают материалы, инструменты и приспособления для работы. Самостоятельно анализируют образец. Конструируют модель колодца. Составляют и оформляют композицию. |
27 | Передвижение по воде. Значение водного транспорта. Проект «Речной флот». Изделие «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 | Анализируют процесс сборки объекта (плота), конструируют макет. Осваивают новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой - оригами. Исследовать различные материалы на плавучесть. Ставят цель, составляют план, распределяют роли, проводят самооценку. Анализируют свою деятельность. |
28 | Человек и воздух – 3 ч. Использование ветра. Работа с бумагой. Изготовление моделей флюгера из бумаги. Изделие «вертушка» | 1 | Осуществляют поиск необходимой информации. Приводят собственные примеры, делают выводы и обобщения, аргументируют свои ответы. Осваивают технологию моделирования вертушки. Осваивают соединение деталей с помощью кнопок. Выполняют оформление изделия по собственному плану. |
29 | Полеты птиц. Виды птиц. Аппликация. Выполнение деталей для мозаики в группах. | 1 | Осваивают новый способ изготовления мозаики. Соблюдают технику безопасной работы с инструментами. Осваивают и используют способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага». Выполняют заготовки для мозаики в группе. |
30 | Полеты человека. Виды летательных аппаратов. Моделирование. Изделия «Самолет», «Парашют» | 1 | Сравнивают старинные и современные виды летательных аппаратов. Используют навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Проводят эксперимент, определяют прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше) |
31 | Человек и информация – 3ч. Способы общения. Работа с бумагой, картоном, глиной. Изделия «Письмо на глиняной дощечке», «зашифрованное письмо» | 1 | Осуществляют поиск информации. Анализируют и сравнивают способы общения и передачи информации. Осваивают способы работы с глиной. Анализируют образец, определяют недостающие элементы. Переводят информацию в разные знаково-символические системы. |
32 | Важные телефонные номера. Правила движения. Безопасный маршрут от дома до школы, его графическое отображение. Изделие «Важные телефонные номера» | 1 | Осуществляют поиск информации и способах передачи информации. Ориентируются в дорожных знаках. Составляют таблицу важных телефонных номеров. Рисуют простой план местности, размечают на нем дорожные знаки, определяют маршрут |
33 | Компьютер. Части компьютера. Интернет. | 1 | Осуществляют поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивают работу на компьютере, включают и выключают его. Находят информацию в интернете при помощи взрослых. |
2 класс
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ (1 Ч) | ||
1 | Как работать с учебником. Знакомство. с новым учебником и рабочей тетрадью .Изделие: папка достижений | Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью; вспоминают приемы работы с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся на практическом уровне с понятиями «цветовая гамма», «сочетание цветов». |
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23Ч) | ||
2 | Земледелие. Знакомство с технологией выращивания лука.Наблюдение за ростом растения. Практическая работа: выращивание лука. | Знакомятся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вы- растить овощи; формиуют знания о значении, примене- нии и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда |
3 | Посуда. Виды посуды и материалы. Способы изготовления посуды из глины. Плетение корзин. Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». | Повторяют материал видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формируют умение грамотно составлять композицию; воспитывают организованность и аккуратность в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета. |
4 | Посуда.Работа с пластичным материалом (пластилин).Приемы работы с пластилином Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне». | Знакомятся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним; совершенствовать умение работать по плану; развивают фантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия. |
5 | Посуда. Работа с пластичными материалами (тесто-пластика). Сравнение работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином Изделие: магнит из теста. | Уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать цвета. |
6 | Посуда.Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Изделие: проект «Праздничный стол»—посуда, выполненная индивидуально из глины(или пластилина) для оформления общего праздничного стола. | Повторяют материал о свойствах глины; развивают и закрепляют умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану. |
7 | Народные промыслы. Хохлома.Технология создания хохломского растительного орнамента. Работа с папье-маше. Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. | Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности народного творчества и народного промыслам. |
8 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Апплика-ционные работы.Особенности создания городецкой росписи. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись». | Знакомятся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами. |
9 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материа-лами (пластилин).Особенности создания дымковской игрушки. Изделие: дымковская игрушка. | Знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки. |
10 | Народные промыслы. Матрешка,её история.Разные способы росписи матрёшки. Работа с текстильными материа-лами (апплицирование) Изделие: матрешка из картона и ткани. | Вспоминают сведения об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме.. |
11 | Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Изделие: пейзаж «Деревня» | Знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использование пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие. |
12 | Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование.Создание движущейся конструкции. Изделие: игрушка «Лошадка» | Знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическую карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами; учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования. |
13 | Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами(пшено, фасоль,семени). Мозаика. Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок». | Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. |
14 | Домашние животные и птицы. Работа с природным материалом. Групповая работа. Проект «Деревенский двор» | Расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. |
15 | Новый год. История возникновения ёлочных игрушек. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Изделия: «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки» | Выполняют объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. |
16 | Строительство.Знакомство с профессией плотник. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие: композиция «Изба». | Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции. |
17 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Традиции оформления русской избы.Помпон. Изделие: домовой. | Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствовать умение работать по плану. |
18 | В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Устройство печи. Лепка Изделие: композиция «Русская печь». | Знакомятся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют приемы лепки. |
19 | В доме. Внутреннее убранство избы. Ткачество.Работа с бумагой. Плетение. Изделие: коврик. | Знакомятся со структурой ткани, с новым видом работы — переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: тру- долюбие, терпение, усидчивость. |
20 | В доме. Внутреннее убранство избы. Мебель, традиционная для русской избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. | Вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы. |
21 | Народный костюм.Национальный костюм и способы его украшения.. Виды и свойства тканей.Работа с нитками и картоном. Изделие: композиция «Русская красавица». | Повторяют правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда. |
22 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и тканью. Создание выкроек. Изделие: костюмы Ани и Вани. | Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи. |
23 | Народный костюм. Технология выполнения строчки косых стежков.Правила работы с иглой,техника безопасности при шитье. Изделие: кошелек. | Знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощью шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству. |
24 | Народный костюм. Работа с ткаными материалами. Шитье,вышивка.Виды швов и стежков. Изделие: « Тамбурные стежки», «Салфетка» | Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу. |
ЧЕОВЕК И ВОДА (3Ч) | ||
25 | Рыболовство.Приспособления для рыболовства. Работа с волокнис-тыми материалами. Изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления для рыболовства. |
26 | Рыболовство.Аквариум и аквариумные рыбки,их виды. Композиция из природных материалов. Изделие «Аквариум» | Знакомятся с видами аквариумных рыбок.. Определяют и отбирают природные материалы для выполнения аппликации, составляют композицию.Выделяют технологические операции:разметка,сборка,отделка. |
27 | Рыболовство.Знакомство со сказочными морскими персонажами. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: «Русалка» | Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации. |
ЧЕОВЕК И ВОЗДУХ (3Ч) | ||
28 | Птица счастья. Значение символа птицы в культуре. Оберег. Работа с бумагой.Освоение техники оригами. Изделие : «Птица счастья» | Знакомятся с понятием «оберег». Осваивают способы работы с бумагой:сгибание,складывание, прием складывание в технике оригами. |
29 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование . Изделие: ветряная мельница. | Знакомятся с использованием ветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделия на основе развертки; совершенствуют умение работать по плану. |
30 | Использование ветра.Флюгер ,его назначение , использование Свойство фольги Работа с фольгой. Изделие: флюгер. | Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новым видом бумаги (металлизированная); учатся формировать изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом. |
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (4Ч) | ||
31 | Кнгопечатание. История книгопечатания. Способы создания книги,значение её для человека. Оформление разных видов книг. Работа с бумагой и картоном.Изделие : «Книжка-ширма» | Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке. |
32 | Поиск информации в интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста. Практическая работа: ищем информацию в Интернете. | Отбирают, обобщают, используют на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивают правила безопасного использования компьютера Находят информацию с помощью взрослого.. |
33 | Поиск информации в интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста. Практическая работа: ищем информацию в Интернете. | Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке. |
34 | Заключительный урок. Подведение итогов за год.Презентация изделий.Выбор лучших работ | Подводят итоги года; проверяют усвоение знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий. |
3 класс
4 класс
№ п/п | Тема урока. | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Как работать с учебником. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Технологические карты. | 1 | Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; используют приобретённые знания Формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие, используя план. Систематизируют знания о материалах и инструментах,технологических карт. | |
Человек и земля (21 ч) | ||||
2. | Вагоностроительный завод. История развития железных дорог в России. Конструкция вагонов разного назначения. Работа с бумагой и картоном. «Ходовая часть ( тележка)». | 1 | Знакомятся с учебником и рабочей тетрадью для 4 класса; актуализировать знания, полученные в 1-3 классах (отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием); самостоятельно пользуются учебником и рабочей тетрадью для 4 класса, применяют знания, полученные в 1-3классах; . Оценивают свои результаты. Конструируют вагон из бумаги и картона. | |
3. | Вагоностроительный завод. Построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка картоном. «Пассажирский вагон». | 1 | Знакомство с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа; закрепляют правила безопасности при работе ножом, ножницами; формируют умение анализировать готовое изделие, составлять план работы; учатся различать форматы бумаги: А4 и А3.Проявляют интерес к изучению темы; бережное отношение к природе города; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; ; определяют инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор; используют различные виды соединений природного материала и обосновывают свой выбор; Адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулируют собственное мнение; приходят к согласованному мнению в совместной деятельности. Выполняют учебное задание, используя план; выполняют учебное действие, используя условные знаки; выполняют учебное задание по чертежу; выполняют взаимопроверку и корректировку учебного задания. | |
4 | Полезные ископаемые. Способы добычи, расположение месторождений. Профессии: геолог, буровик. Работа с металлическим конструктором. «Буровая вышка». | 1 | Знакомятся с новыми инструментами - плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; учатся применять эти инструменты при работе с проволокой; отработают навык выполнения технического рисунка. Проявляют интерес к объектам социального назначения. Объясняют значение новых слов и используют их в активном словаре; определяют инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие, используя план; выполняют учебное действие, используя правило. | |
5 | Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства. Работа с пластилином. «Малахитовая шкатулка». | 1 | Актуализируют знания о природных материалах, о техниках выполнения изделий с использованием природных материалов, знакомятся со способами соединения природных материалов; совершенствуют умение работать по плану. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют виды соединений природного материала и обосновывают свой выбор; формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Выполняют учебное действие, используя план; оценивают выполнение учебного задания. | |
6 | Автомобильный завод. Производственный цикл создания автомобиля «Камаз». Составление плана изготовления изделия. Работа с конструктором. «Камаз». | 1 | Формируют первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма, умение самостоятельно составляют план работы и работают над изделием в мини-группах, учатся самостоятельно проводить презентацию групповой работы по плану и оценивать результат по заданным критериям. Используют приобретённые знания при выполнении задания. Адекватно взаимодействуют и представляют результат деятельности группы. Проявляют ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. Выполняют задание в соответствии с планом; распределяют обязанности для выполнения учебного задания. | |
7 | Автомобильный завод. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. «Кузов грузовика | 1 | Знакомятся с некоторыми видами автомобилей; актуализируют знания ,изученные в 1- 3 классах; Проявляют интерес к процессу создания изделия. объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют различия професси, и обосновывают своё мнение. Адекватно используют речевые средства в рамках учебного диалога. Выполняют учебное задание, используя условные знаки; выполняют учебное задание по плану, с взаимопроверкой. | |
8 | Монетный двор. Основы чеканки медалей, особенности формы. Заполнение технологической карты. Работа с фольгой. «Стороны медали». | 1 | Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; используют приобретённые знания Формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие, используя план. Заполняют технологические карты. Работают с фольгой. «Стороны медали». | |
9 | Монетный двор. Работа с фольгой. Прием- тиснение по фольге. «Медаль». | 1 | Знакомятся с технологическим процессом изготовления медалей, развивают умения сочетать цвета в композиции, размечают по линейке. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; Определяют состав и свойства ткани и обосновывают своё мнение. формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Выполняют учебное действие, используя план. | |
10 | Фаянсовый завод. Особенности изготовления фаянсовой посуды. Профессии: скульптор, художник. Работа с пластилином. «Основа для вазы». | 1 | Знакомятся с особенностями изготовления фаянсовой посуды; пользуются правилами работы с пластилином, отработают навык составления плана работы. Проявляют интерес к истории возникновения посуды. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; используют речевые средства в рамках учебного диалога. Отрабатывают навык составления плана работы. Выполняют учебное действие. используя алгоритм. | |
11 | Фаянсовый завод. Тест «Как создается фаянс». Работа с пластилином. «Ваза». | 1 | Знакомятся с особенностями изготовления фаянсовой посуды; пользуются правилами работы с пластилином, отработают навык составления плана работы. Проявляют интерес к истории возникновения посуды. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; используют речевые средства в рамках учебного диалога. Отрабатывают навык составления плана работы. Выполняют учебное действие. используя алгоритм. | |
12 | Швейная фабрика. Технология производственного процесса. Создание лекала, изготовление изделия. Работа с тканью. Правила работы с иглой, ножницами, циркулем. «Прихватка». | 1 | Знакомятся с видами изделий из ткани, с ее свойствами; показывают различия видов ткани, знакомятся со свойствами и особенностями швов; учатся шить. Проявляют интерес к работе с материалом. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют инструменты, обосновывают своё мнение. Формулируют высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие, используя план и схему шитья; выполняют взаимопроверку учебного задания. Рассказывают историю материалов для шитья | |
13 | Швейная фабрика. Технология создания мягкой игрушки. Разметка деталей при помощи лекала. Работа с текстильными материалами. «Птичка». | 1 | Знакомятся с видами изделий из ткани, с ее свойствами; показывают различия видов ткани, знакомятся со свойствами и особенностями швов; учатся шить. Проявляют интерес к работе с материалом. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют инструменты, обосновывают своё мнение. Формулируют высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие, используя план и схему шитья; выполняют взаимопроверку учебного задания. Рассказывают историю материалов для шитья | |
14 | Обувное производство. История создания обуви. Виды обуви и ее назначение. Профессия: обувщик. Работа с бумагой. «Модель детской летней обуви». | 1 | Знакомятся с технологическим процессом изготовления обуви, развивают умения сочетать цвета в композиции, размечают по линейке. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; Определяют состав и свойства ткани и обосновывают своё мнение. формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Выполняют учебное действие, используя план. | |
15 | Обувное производство. Создание модели обуви из бумаги. Виды бумаги , приемы и способы работы с ней. | 1 | . Знакомятся с технологическим процессом изготовления обуви, развивают умения сочетать цвета в композиции, размечают по линейке. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; Определяют состав и свойства кожи и обосновывают своё мнение. формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Выполняют учебное действие, используя план. . Создают модели обуви из бумаги. | |
16 | Деревообрабатывающее производство. Древесина, правила работы столярным ножом. Свойства древесины. Профессия: столяр. Технический рисунок лесенки-опоры для растений». | 1 | Актуализируют знания о природных материалах, о дереве,о техниках выполнения изделий с использованием дерева, знакомятся со способами соединения природных материалов; совершенствуют умение работать по плану. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют виды соединений природного материала и обосновывают свой выбор; формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Усваивают профессию: столяр,ехнический рисунок лесенки-опоры для растений». Выполняют учебное действие, используя план; оценивают выполнение учебного задания. | |
17 | Деревообрабатывающее производство. Изготовление изделия из реек. Конструирование. Самостоятельное декорирование. «Лесенка-опора для растений». | 1 | Актуализируют знания о природных материалах, о дереве,о техниках выполнения изделий с использованием дерева, знакомятся со способами соединения природных материалов; совершенствуют умение работать по плану. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют виды соединений природного материала и обосновывают свой выбор; формулируют понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходят к общему мнению в совместной деятельности. Усваивают профессию: столяр, технический рисунок лесенки-опоры для растений». Выполняют учебное действие, используя план; оценивают выполнение учебного задания | |
18 | Кондитерская фабрика. История и технология производства кондитерских изделий. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Правила поведения при приготовлении пищи. Пирожное «Картошка» | 1 | Знакомятся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная доска, нож; отрабатывают правила работы ножом; учатся работать со съедобными материалами; расширяют представления учащихся о видах кондитерских изделий; воспитывают желание учиться готовить; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. Учатся пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты применяют правила поведения при приготовлении пищи; . Советуются какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата, какие кухонные приспособления понадобятся. Выполняют действия на разделочной доске, знают для чего стаканы и миска, нож и ложка. Правила работы ножом. | |
19 | Кондитерская фабрика. Технология производства шоколада из какао-бобов. Правила пользования газовой плитой. Тест «Кондитерские изделия». «Шоколадное печенье». | 1 | Знакомятся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная доска, нож; отрабатывают правила работы ножом; учатся работать со съедобными материалами; расширяют представления учащихся о видах кондитерских изделий; воспитывают желание учиться готовить; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. Учатся пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты применяют правила поведения при приготовлении пищи; . Советуются какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата, какие кухонные приспособления понадобятся. Выполняют действия на разделочной доске, знают для чего стаканы и миска, нож и ложка. Правила работы ножом. | |
20 | Бытовая техника. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством. Сборка простой электрической цепи, работа с батарейкой. Правила утилизации батареек. «Настольная лампа». | 1 | Знакомятся с основами устройства бытовой техники; формируют представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа — развёртки, познакомятся с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне. Проявляют: интерес к изучению темы; позитивное отношение к процессу: конструирования изделий; составления инструкции сборки бытовой техники. Составляют план сборки ; Собирают модель настольной лампы , используя выбранные детали. Определяют вид деятельности человека по его профессии. Проявляют ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; осознание собственных достижений при освоении темы. Собирают простою электрическую цеп, работают с батарейкой. Правила утилизации батареек. | |
21 | Бытовая техника. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Приемы работы в технике «витраж». «Абажур. Настольная лампа». | 1 | Знакомятся с основами устройства бытовой техники; формируют представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа — развёртки, познакомятся с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне. Проявляют: интерес к изучению темы; позитивное отношение к процессу: конструирования изделий; составления инструкции сборки бытовой техники. Составляют план сборки ; Собирают модель настольной лампы , используя выбранные детали. Определяют вид деятельности человека по его профессии. Проявляют ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; осознание собственных достижений при освоении темы. Собирают настольную лампу, используя составленную инструкцию. | |
22 | Тепличное хозяйство. Виды и конструкции теплиц. Профессии: агроном, овощевод. Уход за растениями. Выращивание рассады. «Цветы для школьной клумбы». | 1 | Знакомятся с тепличным хозяйством, с его свойствами; показывают различия видов теплиц, знакомятся со свойствами и особенностямухода за растениями. Проявляют интерес к работе с почвой. Объясняют значение новых понятий и используют их в активном словаре; определяют инструменты, обосновывают своё мнение. Формулируют высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Выполняют учебное действие,; выполняют взаимопроверку учебного задания. Знакомятся спрофессиями: агроном, овощевод. Осуществляют уход за растениями. Выращивают рассаду. «Цветы для школьной клумбы». | |
Раздел 2. Человек и вода 3 часа | ||||
23 | Водоканал. Система водоснабжения города. Способы фильтрации воды, способы экономного расходования воды. «Фильтр для очистки воды». | 1 | Знакомятся с особенностями конструкций водоканалов разных видов в зависимости от их назначения; Проявляют интерес к истории водоканалов. о видах водоканалов по назначению; раскрывают значение понятия «фильтр» и используют его в активном словаре; формулируют понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. выполняют учебное действие, используя план; выполняют самооценку учебного задания. определяют по назначению и обосновывают своё мнение; определяют назначение фильтра по названию и обосновывают своё мнение. | |
24 | Порт. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник. Способы крепления при помощи морских узлов. Технический рисунок канатной лестницы. «Канатная лестница». | 1 | Знакомятся с различными видами судов,профессий: лоцман, докер, швартовщик, такелажник. формируют умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. Рассказывают: о видах водного транспорта; о способах крепления с помощью морских узлов; объясняют значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре; адекватно используют речевые средства в рамках учебного диалога. | |
25 | Узелковое плетение. Правила работы и последовательность создания изделий в технике «макраме». «Браслет». | 1 | Знакомятся с различными видами узелкового плетения,профессий: лоцман, докер, швартовщик, такелажник. формируют умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. Рассказывают: о видах водного транспорта; о способах крепления с помощью морских узлов; объясняют значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре; создают изделие в технике макроме «Браслет» адекватно используют речевые средства в рамках учебного диалога. | |
Раздел 3 Человек и воздух (3ч). | ||||
26 | Самолетостроение. Профессии: летчик, космонавт. Работа с конструктором. Изготовление модели самолета. «Самолет». | 1 | Работают в группах: по составлению композицию из птиц и декорирование её по своему вкусу. Учатся понимать условные обозначения техники оригами, учатся складывать фигурки оригами по схеме; выполняют работу над изделием «Самолет». | |
27 | Ракетостроение. Конструкция самолета и ракеты. Работа с бумагой и картоном. Бумага: свойства, виды, история. «Ракета-носитель». | 1 | Знакомятся с конструкцией ракеты; отрабатывают навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона; знакомятся с новым материалом - пробкой и способами работы с ним. К способам передвижения по воздуху и поиску ответов на собственные вопросы, определяют возможности летательных устройств (воздушный змей, ракета) для передвижения в воздухе и использовать их в активном словаре; различают условные обозначения оригами разных видов и обосновывают своё мнение; определяют материалы для изготовления изделия из бумаги; термины, в рамках учебного диалога; учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Рассказывают: о видах оригами и условных обозначениях, используемых в нём; о появлении первых летательных устройств; . Оформляют композицию «Ракета-носитель», используя фигурки оригам. | |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. История возникновения воздушного змея, конструкция. Правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по эскизу. | 1 | Продолжают знакомиться с возможностями использования технологии изготовления изделий из бумаги; отрабатывают навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учатся подбирать бумагу для выполнения изделия. Учатся применять технологию изготовления изделий из бумаги; применять варианты цветового решения композиций из воздушных змеев. Учатся применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности, выбирают вариант выполнения задания; используют приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Обсуждают по следующим вопросам: какие материалы применяются в технологии изготовления изделия из папье-маше, какую бумагу мы будем использовать в работе над изделием, что можно делать из бумаги, как можно украсить работы, выполненные по этой технологии. Выполняют работу над изделием «Воздушный змей». | |
Раздел 4. Человек и информация (6 часов) | ||||
29 | Создание титульного листа. Виды и способы передачи информации. Работа издательства, технология создания книги. Профессии: редактор, корректор, художник. Работа с бумагой. «Титульный лист». | 1 | Знакомятся с процессом книгопечатания, с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепляют навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Проявляют интерес к истории книгопечатания; бережное отношение к книге. Раскрывают значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определяют назначение переплёта и обосновывают своё мнение; определяют материалы для выполнения переплёта книги и обосновывают своё мнение. Формулируют понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполняют самооценку учебного задания. Рассказывают: о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги. Выполняют твердый переплёт папки достижений | |
30 | Работа с таблицами. Правила работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. | 1 | Знакомятся со значением сети Интернет в жизни человека, формируют начальное представление о поиске информации в Интернете; умение на основе заданного алгоритма определять и находить адреса в Интернете. Учатся находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска учатся кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам Обсуждают темы интересной, практической информации. Учатся сохранять закладки на найденную информацию | |
31 | Создание содержания книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Практическая работа на компьютере. Проект «Издаем книгу». | 1 | Знакомятся с процессом книгопечатания, с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепляют навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Проявляют интерес к истории книгопечатания; бережное отношение к книге. Раскрывают значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определяют назначение переплёта и обосновывают своё мнение; определяют материалы для выполнения переплёта книги и обосновывают своё мнение. Формулируют понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполняют самооценку учебного задания. Рассказывают: о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги | |
32 | Переплетные работы. Способ соединения листов, шитье блоков нитками. Правила работы ниткой и иглой. «Дневник путешественника». | 1 | Знакомятся с процессом книгопечатания, с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепляют навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Проявляют интерес к истории книгопечатания; бережное отношение к книге. Раскрывают значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определяют назначение переплёта и обосновывают своё мнение; определяют материалы для выполнения переплёта книги и обосновывают своё мнение. Формулируют понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполняют самооценку учебного задания. Рассказывают: о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги. Выполняют твердый переплёт папки достижений. | |
33 | Переплетные работы. Изготовление переплета дневника,оформление обложки по эскизу. «Дневник путешественника» | 1 | Знакомятся с процессом книгопечатания, с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепляют навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Проявляют интерес к истории книгопечатания; бережное отношение к книге. Раскрывают значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определяют назначение переплёта и обосновывают своё мнение; определяют материалы для выполнения переплёта книги и обосновывают своё мнение. Формулируют понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполняют самооценку учебного задания. Рассказывают: о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги. | |
34 | Итоговый урок. Презентация работ. Подведение итогов. | 1 | Подводят итоги года; проверяют усвоение знаний , овладение ими основными навыками и универсальными учебными действиями. Конкурс презентаций на выбранную тему |
8. Материально-технического обеспечения учебного предмета, курса.
Книгопечатная продукция
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы.1-4 классы. М. «Просвещение» 2012год
Учебники
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Учебник. Технология. 1класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Учебник. Технология. 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Учебник. Технология. 3 класс.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
Учебник. Технология. 4 класс.
Рабочие тетради
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.
Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.
Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.
Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Технология» 1-4 класс (CD-ROM)
авторы С.А Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А. Мотылева.
Технические средства обучения
1.Интерактивная доска
2.Ноутбук
3.Мультимедийный проектор.
4.Телевизор.
5.Документ камера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год
В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Рабочая программа УМК "Школа России"
В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....