Конспект урока для 2 класса "Мартинички"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цель: научиться изготавливать куклу – «Мартиничку»  путем связывания ниток в пучок, отработать навыки самостоятельной работы по плану.

Планируемые результаты:                                      

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать трудолюбие, способность к самостоятельным поступкам и действиям, к преодолению трудностей.

Предметные: сделать куклу – «Мартиничку» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon martinichki_-_kopiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изготовление куклы «Мартинички»

Цель: научиться изготавливать куклу – «Мартиничку»  путем связывания ниток в пучок, отработать навыки самостоятельной работы по плану.

Планируемые результаты:        

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать трудолюбие, способность к самостоятельным поступкам и действиям, к преодолению трудностей.

Предметные: сделать куклу – «Мартиничку»

 Тип урока:

Оборудование учителя: образец изделия, нитки, основа для наматывания ниток, ножницы, презентация.

Оборудование ученика: нитки, основа для наматывания ниток, ножницы.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

0

Подготовка к уроку

Перемена

Контроль за подготовкой материалов и инструментов

Подготовка материалов и инструментов, самоконтроль

Регулятивные рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов.

1

Орг. момент

1 мин

-Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Данировна, сегодня урок технологии проведу у вас я.

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на урок.

Слушают

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

5 мин

Ребята, послушайте загадку:

Платья носит,

Есть не просит

Всегда послушна,

И с ней не скучно.   (Кукла)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).

Сегодня мы узнаем историю одной куклы, в которую играли еще наши прапрабабушки и дедушки.  Тема нашего урока «Изготовление куклы- Мартинички».

А теперь послушайте немного истории создания кукол.

История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки.

 Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

 А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Как вы думаете, почему эти куклы так называются? Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

В первый день весны мартинички дарят знакомым, родственникам, домочадцам. Конечно, с пожеланиями добра, здоровья и счастья. Девушки и юноши дарили таких кукол из ниток в знак любви. После этого мартинички прикалывали на одежду, привязывали на запястье или вплетали в волосы. Холостые парни и девушки-невесты оставляли концы веревочек не завязанными, а женатые завязывали и обрезали концы до самого узла – чтоб на сторону не засматриваться. Эти весенние обереги носили до тех пор, пока не зацветут яблони и вишни, или, в других областях, до тех пор, пока не увидят первого аиста. Потом мартинички привязывали на «добрые», обычно плодовые, деревья. Где-то было принято забрасывать этих кукол из ниток на крышу – чтобы счастье крылатым было. Или отпускать в плавание по ручью – чтобы вода унесла и смыла все дурное. Но всегда при этом загадывались желанья, которые, непременно, должные исполниться.

Конечно, в современном городе нам сложно увидеть аистов или не прозевать цветение вишни и яблони. Поэтому сегодня мартинички носят 3 дня (где-то принято носить 9 дней, или 25, или до весеннего равноденствия – до 23 марта), а потом повязывают на начинающие распускаться молодой листвой деревья.

Итак, ребята, как вы думаете какие цели мы перед собой поставим?

Слушают, отвечают на вопросы

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

3

Объяснение нового материала: анализ образца

6 мин

А мы переходим к самому интересному.

- А теперь посмотрите, как мы сегодня будем делать наших кукол.

Как вы думаете, какие материалы нам понадобится, чтобы сделать такую куклу?

 Правильно! Нам потребуются нитки! · Нитки могут быть любые: шерстяные, мулине, льняные, даже катушечные. Чем тоньше нитка, тем аккуратнее получится кукла.

А какие инструменты нам  потребуются?

 Ножницы; Основа для наматывания ниток. От размера основы зависит размер куклы.

Наши предки наматывали пряжу на ладошку. Таких кукол называли ладонными. Размер определяем по желанию.

Для Вас я уже подготовила основу из картона.

Рассмотрите образец и схему изготовления куклы (технологическая карта).

Расскажите, как она изготавливается.

• Кукла делается из 2 пучков ниток: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.

Слушают, отвечают на вопросы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

7 мин

- Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. Чтобы вам было удобнее, я приготовила распечатки технологической карты, по 1 на парту. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)

- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.

А теперь, перед началом работы давайте повторим правила безопасности.

Первое это ножницы. Как нужно их передавать? Можно ли баловаться? Оставлять открытыми?

Смотрят

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4

Физ.минутка

1 мин

Девочки и мальчики

Поднимают пальчики.

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

– Ты, большак, не уставай,

– А, мизинчик, – помогай!

– Безымянный, покажись!

– Средний пальчик, поднимись!

-Про указательный мы не забудем

-Поднимать его мы тоже будем

Вот какие пальчики,

У девочек и мальчиков!

Повторяют движения

5

Постановка творческой задачи

2 мин

Ребята сейчас вы будете самостоятельно делать куколку Мартиничку.        

А теперь посмотрите на критерии оценки:

  1. Аккуратность
  2. Законченность
  3. Соблюдение технологии изготовления.

Приступайте к работе, желаю удачи.

Слушают

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

6

Самостоятельная работа

20 мин

- организация подготовки рабочего места к работе

-оказание индивидуальной помощи

-организация взаимопомощи

-конструктивная критика

Подготовка рабочего места к работе.

Самостоятельно изготовить изделие согласно плану.

Взаимопомощь.

Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднения.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

7

Итог урока

5 м

Ребята сегодня мы с вами изготовили куклы - Мартинички. Их вы можете подарить своим близким, чтобы они оберегали их и приносили им счастье и удачу.

Наш урок подходит к концу.

Скажите какое изделие мы сегодня делали?  Скажите, что символизирует белый цвет? Что символизирует красный цвет?

Поднимите руку, кто считает, что справился с целью, поставленной в начале урока.

Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке ?

Поднимите руку,у кого  были трудности при выполнении изделия ?Урок окончен.

Ребята, вы сегодня все молодцы! С вами приятно было работать, спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопрос, показывают работы

Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уважение к  результатам труда.

8

Уборка рабочего места

Перемена

-Контроль за уборкой рабочих мест

-Организация контроля за уборкой рабочих мест

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...