Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
- Мотивация к деятельности.
| 1.Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать!
(Слайд) – Прочитайте девиз нашего урока: Если есть желание, найдется и путь! - Как вы понимаете его смысл? Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
2.Чистописание Подготовка руки к письму Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем.
Запись числа и классной работы.
-Отгадайте, какую букву я задумала, ее можно встретить в слове, которое вы сейчас отгадаете.
Королевич из садов Всех порадовать готов. Есть с румяненьким бочком И с весёлым червячком. Кругленькое с ямочкой Наливное...(яблочко)
3.На доске написана буква я, сложный узор и сочетания (як,ял,ям,ян) -Какую закономерность вы видите в этих сочетаниях? Продолжите до конца строки. 3.Словарная работа Игра «Собери-ка!» Слайд Ки, Зна.., вем, Жи.., ют, веч, От, а..., рох,Го.., кст, Те…, дка, Ло… -Какое слово словарное? (горох) -Проговорите слово по слогам. Поставьте ударение. Подчеркнем безударную гласную. Подберем ассоциацию к букве «О». Составьте предложение со словом. Запишем его в тетрадь. |
Настраиваются на учебный процесс.
Минутка чистописания.
Отгадывают задуманную учителем букву и прописывают узоры и сочетания в тетрадях.
Разгадывают и находят словарное слово, записывают его. | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
- умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.
|
- Актуализация имеющихся знаний
| 1. Работа по слайду. - Випишите из приведенных слов имена существительные, обозначьте орфограммы, разберите по составу. - Расскажите, что вы знаете об имени существительном. На какие отвечает вопросы? Характеристики имени существительного? С примерами.
(Род, число, одушевленные/неодушевленные) |
Выписывают имена существительные: знаки, горох, текст, лодка. Обозначают орфограммы и разбирают по составу у доски по 1-му.
Слушают учителя и отвечают на вопросы | Коммуникативные: - умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве; Регулятивные: - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. |
- Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
| - Чтение стихотворения учителем
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него). - Я предлагаю вам вспомнить наше новое словарное слово. Какое? (Горох) - Составим для закрепления еще одно предложение со словом «горох». Что такое горох? (Горох – это растение). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски). - Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 у доски) - Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски) -Прочитайте получившийся текст. - Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами) - Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него) - Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного) На центральную доску прикрепляются карточки: – Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать? Какая тема нашего урока? Какие знания необходимы будут нам для дальнейшей работы?
| Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.
По очереди у доски записывают предложения. | Познавательные: -формировать умение анализировать, синтезировать Регулятивные: - умение принимать и сохранять цель урока; |
IV. Совместное открытие знаний | - Работа по учебнику.
Упр. 289, стр. 61. Устно.
-Какие местоимения встретились? Можно ли определить, кто мечтает? Почему? - Можно ли определить, о чём мечтает? Почему? - Называют ли местоимения предмет? (Нет) А что они делают? (Только указывают на предмет)
Упр. 290, стр. 61. Устно. - Вместо каких слов употребляли местоимения? -Прочитайте вывод на стр. 62. Сравните со своим выводом.
- Игра «Маршируй, хлопай!»
- Я буду называть слова. Если это сущ., то вы маршируете, а если это местоимения, то хлопаете в ладоши. Дом, она, они, кот, вы, я, для, ноты, мы, ты, око, оно, сон, сом. Физкультминутка. |
Работают устно в учебнике, упражнения 289, 290.
Делают вывод о роли местоимения в тексте.
Внимательно слушают, если существительные услышат маршируют, местоимения – хлопают. | Регулятивные: - умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи. Личностные: -проявлять первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 1. Работа в учебнике Продолжаем работу. Упр. 292, стр. 64. (Какие бывают?) - Послушайте диалог. - Кто был первым говорящим в диалоге? - Как этот человек себя назвал? (Я) - Кто другой участвовал в диалоге? - Какое местоимение указывает на него? (Ты) -О каких других лицах разговаривают участники диалога? - Какие слова на них указывают? (Он, она) - А если несколько человек, то как они про себя скажут? (Мы, вы, они). Посмотрим в нашем учебнике как называются эти лица: 1-е,2-е,3-е. - Прочитайте вывод на с.64. Сравните с нашим выводом. - Как называются эти местоимения? Почему личные?
- Прочитайте вопрос на с. 65. (Какого рода местоимения он, она, оно? - Можно ли определить род остальных местоимений?
| Работают в группах, выполняют задание на листах.
| Коммуникативные: - умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве; -умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой | 1.Работа в учебнике с.65 упр 294. Прочитать, найти четвертое лишнее слово. Списать без лишних, указать лицо и число личных местоимений. | Работают самостоятельно в рабочих тетрадях. Фронтальная проверка. | Регулятивные: - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия |
VII. Включение в систему знаний и повторений | 1.Работа в учебнике стр.65. упр.293. К местоимениям подобрать имена существительные. - Вместо каких существительных употребляются местоимения 3-го лица ед. ч. ? -Какого они рода? | У доски по цепочке записывают под местоимениями подходящие имена существительные. | Коммуникативные: - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; |
VIII. Рефлексия | - О чём говорили на уроке? - Расскажите, что узнали о местоимении по плану. 1. Вместо каких слов употребляются местоимения? 2. На какие вопросы отвечают местоимения? 3.Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные) 4. Перечислите местоимения. 5. М. это самостоятельная часть речи? 6.Назовите местоимения 1-лица, 2, 3. 7. Назовите местоимения ед. числа, мн.ч. - Понравился урок? Что было сложным? - Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке продолжим формирование наших лингвистических компетенций при употреблении местоимений с предлогами. | Отвечают на вопросы учителя
Составляют рассказ о местоимении, по плану. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия |
IX. Домашнее задание | Стр.70 - 71 учебника, упражнение 1,2.
| Записывают домашнее задание в дневник. |
|