рабочая программа по технологии 3 класс (Начальная школа 21 век)
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2014 год) и авторской программыЕ.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2014г. – 176 с. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2014 г.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и обеспечена следующим методическим комплектом:
–Лутцева, Е. А., Технология: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Лутцева, Е. А., Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2014г. (Начальная школа XXI века).
В авторскую программу изменения не внесены.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности ( планирование, ориентировка в здании, преобразование. Оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи. Возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительно искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов.Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
- формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
- о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
- решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Иметь представление: о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не называя понятие); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Знать:о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
простейшие способы достижения прочности конструкций;
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, назначение;
агротехнические приемы пересадки и перевалки растений,
размножение растений отпрысками и делением куста,
назначение технологических машин;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.
Уметь:под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
осуществлять перевалку и пересадку растений;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;
безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Общетрудовые умения.
Самостоятельно:анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
С помощью учителя:формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения.
Содержание тем учебного плана
Раздел | Количество часов | Содержание темы |
Информационная мастерская | 3 | Работа на компьютере |
Мастерская скульптора | 6 | Работа с бумагой, картоном, фольгой. Работа с пластичными материалами |
Мастерская рукодельницы | 8 | Работа с тканью, нитками, пряжей |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов. | 11 | Конструирование, Моделирование. Работа с бумагой, картоном, фольгой. Работа с пластичными материалами. Работа с тканью, нитками, пряжей |
Мастерская кукольника | 6 | Работа с тканью, нитками, пряжей |
ВСЕГО: | 34 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока/занятия | Дата проведения | Примечания | |
План | Факт | |||
1 | Вспомним и обсудим | 2.09 | ||
2 | Знакомимся с компьютером | 9.09 | ||
3 | Компьютер – твой помощник | 16.09 | ||
4 | Как работает скульптор? | 23.09 | ||
5 | Скульптуры разных времен и народов | 30.09 | ||
6 | Статуэтки. | 7.10 | ||
7 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? | 21.10 | ||
8 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? | 28.10 | ||
9 | Конструируем из фольги | 4.11 | ||
10 | Вышивка и вышивание | 11.11 | ||
11 | Строчка петельного стежка | 18.11 | ||
12 | Пришивание пуговиц | 2.12 | ||
13 | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» | 9.12 | ||
14 | История швейной машины | 16.12 | ||
15 | Секреты швейной машины | 23.12 | ||
16 | Футляры | 30.12 | ||
17 | Наши проекты. Подвеска | 13.01 | ||
18 | Строительство и украшение дома | 20.01 | ||
19 | Объём и объёмные формы. Развёртка | 27.01 | ||
20 | Подарочные упаковки | 3.02 | ||
21 | Декорирование (украшение) готовых форм | 10.02 | ||
22 | Конструирование из сложных развёрток | 17.02 | ||
23 | Модели и конструкции | 3.03 | ||
24 | Наши проекты. Парад военной техники | 10.03 | ||
25 | Наша родная армия | 17.03 | ||
26 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | 24.03 | ||
27 | Изонить. | 31.03 | ||
28 | Художественные техники из креповой бумаги | 7.04 | ||
29 | Что такое игрушка? | 21.04 | ||
30 | Театральные куклы. Марионетки | 28.04 | ||
31 | Игрушка из носка | 5.05 | ||
32 | Кукла-неваляшка | 12.05 | ||
33 | Кукла-неваляшка | 19.05 | ||
34 | Что узнали, чему научились? | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-815793-1473999817.jpg)
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....