рабочая программа по технологии 3 класс (Начальная школа 21 век)
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Шарипова Гульжан Джамбуловна

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2014 год) и авторской программыЕ.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2014г. – 176 с. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2014 г.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и обеспечена следующим методическим комплектом:

–Лутцева, Е. А., Технология: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Лутцева, Е. А., Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2014г. (Начальная школа XXI века).

В авторскую программу изменения не внесены.

        В начальной школе  закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

        Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и  духовное, нравственное, эстетическое  и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей  младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности ( планирование, ориентировка в здании, преобразование. Оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи. Возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).

        Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительно искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        Изучение технологии в начальной  школе направлено на решение следующих задач:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов.Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

  • формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • выявлять и формулировать учебную проблему;
  • анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

  • о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, ее варианты, их назначение;
  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
  • о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
  • решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
  • иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

Уметь с помощью учителя:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
  • работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Иметь представление: о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не называя понятие); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Знать:о древесине как сырье для получения искусственных материалов;

названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

простейшие способы достижения прочности конструкций;

последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом;

косую строчку, ее варианты, назначение;

агротехнические приемы пересадки и перевалки растений,

размножение растений отпрысками и делением куста,

назначение технологических машин;

несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.

Уметь:под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;

выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

осуществлять перевалку и пересадку растений;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;

безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Общетрудовые умения.

Самостоятельно:анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему,  искать практическое решение выделенной проблемы;

обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.

С помощью учителя:формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

выдвигать возможные способы их решения.


Содержание тем учебного плана

Раздел

Количество часов

Содержание темы

Информационная мастерская

3

Работа на компьютере

Мастерская скульптора

6

Работа с бумагой, картоном, фольгой. Работа с пластичными материалами

Мастерская рукодельницы

8

Работа с тканью,

нитками, пряжей

Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов.

11

Конструирование,

Моделирование. Работа с бумагой, картоном, фольгой. Работа с пластичными материалами. Работа с тканью, нитками, пряжей

Мастерская кукольника

6

Работа с тканью,

нитками, пряжей

ВСЕГО:

34


Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока/занятия

Дата проведения

Примечания

План

Факт

1

Вспомним и обсудим

2.09

2

Знакомимся с компьютером

9.09

3

Компьютер – твой помощник

16.09

4

Как работает скульптор?

23.09

5

Скульптуры разных времен и народов

30.09

6

Статуэтки.

7.10

7

Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?

21.10

8

Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?

28.10

9

Конструируем из фольги

4.11

10

Вышивка и вышивание

11.11

11

Строчка петельного стежка

18.11

12

Пришивание пуговиц

2.12

13

Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево»

9.12

14

История швейной машины

16.12

15

Секреты швейной машины

23.12

16

Футляры

30.12

17

Наши проекты. Подвеска

13.01

18

Строительство и украшение дома

20.01

19

Объём и объёмные формы. Развёртка

27.01

20

Подарочные упаковки

3.02

21

Декорирование (украшение) готовых форм

10.02

22

Конструирование из сложных развёрток

17.02

23

Модели и конструкции

3.03

24

Наши проекты. Парад военной техники

10.03

25

Наша родная армия

17.03

26

Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг.

24.03

27

Изонить.

31.03

28

Художественные техники из креповой бумаги

7.04

29

Что такое игрушка?

21.04

30

Театральные куклы. Марионетки

28.04

31

Игрушка из носка

5.05

32

Кукла-неваляшка

12.05

33

Кукла-неваляшка

19.05

34

Что узнали, чему научились?

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....