Программа по технологии в 4 классе
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. по УВР директор школы
______ /Резук Т. И./ _______/Медведева Н. В./ ________/Медведев Н. И./
Протокол от 27.08.14г.№1 дата Приказ от29.08.14г.№58
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Рабочая программа
по технологии
для обучающихся IV класса
на 2014/2015 учебный год
Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для IV класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия)
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ (приказ от 29.08.2012г.№71)
- Примерной программы по технологии для 1-4 классов, источник: сборник Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч. / под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезиной, серия «Стандарты второго поколения».- М.: Просвещение, 2010
- Авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой по технологии, источник:
Сборник рабочих программ. «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2010
- Примерного учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 04 апреля 2014 г. № 3208-04-О).
- Учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ Брахловской СОШ на 2014-2015 учебный год (приказ от 29.08. 2014 г. № 44).
Цель программы:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
Задачи программы:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира
через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности
на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
-внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
-коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого соблюдения технологии изготовления изделий; освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
-первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать, историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. Курс «Технологии» является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в 4 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. Изменения внесенные в авторскую программу отражены в учебно-тематическом плане.
Изучить содержание Рабочей программы планируется за 33 часа, так как в соответствии с расписанием 1 урок совпадает с праздничной датой(1мая).
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления:
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» учащимися IV класса
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
- ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
- осмысление видов деятельности человека на производстве;
- осмысление понятия «»универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
- осмысление значения промышленного производства для развития государства;
- интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация;
- ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
- эстетические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
- интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
- представление о производствах, расположенных в Брянской области, и профессиях, необходимых на данных производствах;
- навыки самообслуживания.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности;
- умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
- осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;
- осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействия;
- бережного отношения к окружающей среде;
- осмысления значения производства для экономического развития страны и Брянской области;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
- эстетических чувств (гордость, ответственность, стыд);
- осознание устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;
- потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
- умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения:
- применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
- учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
- определять необходимые этапы выполнения проекта;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
- различать способ и результат действий;
- корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
- оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога».
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
- работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
- определять наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать возможные затруднения при определении способа выполнения изделия или изменения конструкции;
- определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процессе выполнения изделия.
Познавательные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы умения:
- выявлять из текста информацию о технологии производственного процесса;
- использовать дополнительные источники информации для расширения кругозора;
- использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделия и определять или дополнять последовательность их выполнения;
- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
- работать с информацией, представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
- выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- осознанно и произвольно строить сообщение;
- строить логические суждения, включающиеся причинно-следственные связи;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями;
- находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы умения:
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, использовать различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнёра;
- принимать чужое мнение, участвовать в дискуссии и общении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- учитывать различные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнёра;
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Учащийся научится:
- воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
- называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, обувщик, столяр, кондитер,
электрик, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач,
лётчик, космонавт, редактор, корректор, художник;
- называть наиболее распространенные профессии Брянской области и выделять
основные виды деятельности людей данных профессий;
- определять основные этапы создания изделий на производстве;
- сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
- самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
- отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделий в зависимости от вида работы;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Учащиеся получат возможность:
- знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, производство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообрабатывающее, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;
- осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;
- осмыслять понятие «универсальные профессии»;
- осмыслять значение производства для экономического развития страны;
- узнавать наиболее значимые для России производства, города, в которых они расположены;
- знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
- воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
- осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
- выполнять самостоятельно проект.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Учащийся научится:
- использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи;
- узнавать и называть свойства материалов;
Бумага и картон:
- различать виды бумаги по внешнему виду, свойствам, назначению и применению;
- определять и/или подбирать необходимый для изделия вид бумаги и при необходимости заменять его, сохраняя конструктивные особенности изделия
Текстильные и волокнистые материалы:
- сравнивать ткани различного происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге), определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- определять и/или выбирать текстильные и волокнистые материалы для выполнения изделия
Природные материалы
- называть свойства природного материала - древесины;
- сравнивать древесину по цвету, форме, прочности;
- сравнивать свойства древесины со свойствами других природных материалов;
- осваивать способы работы с древесиной;
- объяснять особенности использования древесины в декоративно-прикладном искусстве и промышленности.
Пластичные материалы
- объяснять значение использования пластичных материалов в жизни человека;
- выбирать материал в зависимости от назначения изделия;
- наблюдать за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека;
- систематизировать знания о свойствах пластичных материалов
Конструктор
- сравнивать свойства металлического конструктора с металлическими конструкциями реальных объектов
Металл
- использовать свойства проволоки для оформления изделий
Бисер
- использовать свойства бисера для оформления изделий
Продукты питания
- использовать понятия «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
- определять виды продуктов, необходимых для приготовления различных блюд;
- рассказывать о технологии производства кондитерских изделий, шоколада из какао-бобов;
- использовать отдельные этапы технологии производства кондитерских изделий в приготовлении пирожных
- осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;
- выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приемы их обработки;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
- выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
- пользоваться при разметке чертежными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
- работать с технологической документацией (технологическая карта);
- выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;
- оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон
- соблюдать правила экономного расходования бумаги;
- использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея;
- использовать в практической работе разные виды бумаги, свойства бумаги;
- создавать объемные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус);
- трансформировать лист бумаги в геометрические тела (цилиндр, конус);
- выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля;
- использовать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием;
- выполнять раскрой деталей при помощи ножниц;
- соблюдать правила безопасного использования инструментов;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия;
- осваивать технологию создания витража;
- сочетать в изделии различные материалы: бумагу, нитки, тесьму;
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла.
Ткани и нитки
- использовать строчки стежков в декоративных работах для оформления изделий;
- выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;
- расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;
- выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
- украшение изделия отделочными материалами: тесьмой, блестками, используя вышивки и вязаные элементы;
- рассказывать на основе текста о производстве одежды на швейной фабрике;
- познакомиться с правилами снятия мерок и определения собственного размера одежды;
- использовать правила работы иглой, ножницами, циркулем;
- классифицировать инструменты на колющие, режущие и разметочные, различать виды ножниц;
- уметь выполнять разметку по лекалу и при помощи циркуля;
- использовать технику узелкового плетения в изготовлении изделий;
- декорировать изделия из ткани по собственному эскизу;
- использовать различные материалы при выполнении одного изделия (ткань, проволока, бисер, нитки);
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла
Природные материалы
- применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;
- использовать при выполнении и оформлении изделий различные природные материалы;
- выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина
- называть основные инструменты, используемые в столярных работах, знать их назначение;
- осваивать приемы обработки древесины при помощи наждачной бумаги;
- выполнять соединение деталей изделия (реек) при помощи клея и/или ниток (бичевки);
- осваивать последовательность изготовления изделий из древесины (опоры для вьющихся растений);
- оформлять готовое изделие при помощи природных материалов по собственному эскизу;
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла.
Пластичные материалы
- использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;
- использовать пластичные материалы для соединения деталей;
- использовать технологию лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;
- смешивать пластилин разных оттенков для создания нового цвета;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия;
- использовать приемы работы с пластилином для создания изделий из пластилина;
- оформлять изделия при помощи красок;
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла.
Конструктор
- соотносить детали конструкции и способы соединения буровой вышки с деталями конструктора;
- выбирать необходимые для выполнения изделия детали конструктора и виды соединений (подвижное или неподвижное);
- выполнять соединения металлических деталей при помощи гаечного ключа и отвертки, используя винты и гайки;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия;
- применять навыки работы с металлическим конструктором;
- на основе анализа готового изделия самостоятельно выбирать необходимые детали;
- вносить простейшие изменения в конструкцию изделия;
- сочетать в композиции различные виды материалов: пластмасса, металл;
- определять порядок сборки изделия и последовательность выполнения операций;
- вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие, не меняя концепцию изделия;
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла.
Металл
- осваивать приемы и правила работы с фольгой;
- переносить эскиз на фольгу при помощи кальки;
- осваивать правила тиснения фольги;
- соединять детали изделия при помощи пластилина;
- выполнять сборку простой электрической цепи;
- использовать умение собирать простую электрическую цепь на примере сборки настольной лампы;
- осмыслять значение соблюдения правил эксплуатации электрических приборов и правил утилизации батареек;
- воспроизводить при создании изделий отдельные этапы производственного цикла.
Бисер
- осваивать технологию бисероплетения;
- использовать бисер как отделочный материал
Продукты питания
- осваивать способы приготовления пищи (без термической обработки, с термической обработкой);
- готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способы приготовления;
- использовать правила приготовления пищи, познакомиться с технологией изготовления шоколада из какао-бобов;
- освоить способ приготовления пирожного «картошка»
Растения, уход за растениями
- осваивать технологию выращивания цветочной рассады (подготовка тары, почвы);
- находить необходимую информацию о растении и способе его выращивания на пакетике с семенами и определять срок годности семян
- Использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль) для перенесения чертежа деталей;
- самостоятельно чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- определять радиус окружности по чертежу и самостоятельно вычерчивать окружность при помощи циркуля;
- выполнять эскиз и технический рисунок;
- применять масштабирование при выполнении чертежа;
- читать простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
- применять приемы безопасной работы с инструментами:
-использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, ножом-косяком (деревообработка), циркулем, гаечным и накидным ключами;
-классифицировать инструменты по назначению: режущие – нож, ножницы, пилка; колющие - шило, иглы; ударные – молоток; монтажные – отвертка, гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
- проверять и определять исправность инструментов;
-выполнять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
-использовать способы безопасной работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
-использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
-осваивать способы безопасной работы с фольгой и проволокой;
-осмыслять понятия «универсальность инструмента»;
- при сборке изделий использовать приемы:
- крепление выкройки булавками;
- тиснение по фольге при помощи стержня от шариковой ручки;
- соединения с помощью ниток, клея;
- склеивание объемных фигур из разверток и целого листа
учащиеся получат возможность:
- изготавливать изделия (плоские и объемные) по чертежу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслить технологию изготовления изделий на промышленных производствах (на примере производства автомобилей, железнодорожных вагонов, обуви, одежды, фаянсовой посуды, кондитерских изделий);
- выполнять отдельны элементы технологического производственного процесса при выполнении изделия на уроке;
- осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту, профессиональной деятельности и производственном процессе;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
Конструирование и моделирование
Учащиеся научатся:
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения деталей;
- изменять свойства конструкции изделия за счет изменения конструкции деталей и/или способа их соединения;
- выполнять изделие, используя разные материалы и технологии;
- повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
- составлять на основе анализа готового образца план выполнения изделия;
- анализировать последовательность операций технологического производственного
процесса изготовления изделий и соотносить с последовательностью выполнения изделия
на уроке.
Учащиеся получат возможность:
- определять общие конструктивные особенности реальных объектов и выполняемых изделий;
- создавать изделие по собственному замыслу.
Практика работы на компьютере.
Учащиеся научатся:
- использовать различные способы получения и передачи информации;
- находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться со структурой книги;
- пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунков;
- осваивать способы создания таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word;
- работать с таблицами в программе Microsoft Word;
- соблюдать правила работы с компьютером;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план) и делать выводы и обобщения;
- использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
- редактировать тексты под руководством учителя
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать простейшие информационные объекты: тексты, слайды;
- создавать макет книги;
- создавать иллюстрации для книги
Проектная деятельность
Учащиеся научатся:
- анализировать текст учебника и на его основе составлять план выполнения изделия;
- самостоятельно определять этапы проектной деятельности;
- самостоятельно определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и выбирать роли в зависимости от своих интересов, возможностей и условий, заданных проектом;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
- работать в паре; применять на практике правила сотрудничества
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять задачи проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- предполагать возможные затруднения при выполнении изделия и проекта;
- проводить оценку качества выполнения изделия и корректировать выполнение изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Контроль уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся
4 класса по технологии
Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 4 класса по технологии определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ №70 от 29.08.2012 года) и находит отражение в разделе календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Содержание программы учебного курса
Общее содержание курса технологии в начальной школе представлено следующими содержательными линиями: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере».
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия(клеевая, ниточная и т.д.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту.
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная и тд). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Содержание программы четвертого года обучения отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».
Как работать с учебником (1ч)
Как работать с учебником
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы.
Человек и земля (21ч)
Вагоностроительный завод. Знакомство с историей развития железных дорог в России, конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Полезные ископаемые. Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (слоями). Коллективная работа: изготовление отдельных элементов учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Профессия: мастер по камню.
Автомобильный завод. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз» Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различным видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.
Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новыми приемами – тиснение по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работать с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.
Фаянсовый завод. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. Совершенствование умения работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессионально деятельностью людей, работающих на фабриках по изготовлению фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник.
Швейная фабрика. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональная деятельность людей. Определение размера одежды с помощью сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильным материалом. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка.
Обувное производство. Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги. Закрепление знаний о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Деревообрабатывающее производство. Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и в жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Кондитерская фабрика. Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из како-бобов. Знакомство с профессией людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессия: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, масло какао, конширование. Практическая работа: Тест «Кондитерские изделия».
Бытовая техника. Знакомство со значением «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатирования бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов».
Тепличное хозяйство. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетиках для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Человек и вода (3ч)
Водоканал. Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятие: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Порт. Знакомство с работой порта и профессией людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление грузов. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: Технический рисунок канатной лестницы.
Узелковое плетение. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.
Человек и воздух (3ч)
Самолетостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкции самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картораф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
Человек и информация (6ч)
Создание титульного листа. Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создании книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при создании книги. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист.
Работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Создание таблиц в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». Практическая работа: Содержание.
Переплетные работы. Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятие: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек и земля | 21 |
3 | Человек и вода | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 6 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование уроков технологии в IV классе
(34 урока)
№п/п | № урока по разделу | Тема урока | Дата | Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся | |
«Введение» – 1 час | |||||
1 | 1 | Как работать с учебником | Обобщить знания о материалах и их свойствах: инструментах и правилах работы с ними, пройденными с предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради | ||
«Человек и земля» – 21 час | |||||
2 | 1 | Вагоностроитель-ный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля и линейки, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать ее структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить ее с «Вопросами юного технолога» и слайдовым и текстовым планом. Организовать рабочее место (этот вид деятельности обучающихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
3 | 2 | Вагоностроитель-ный завод. Изделие «Пассажирский вагон» | |||
4 | 3 | Водный контроль | ТКР | ||
5 | 4 | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» | Находить и собирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приемы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок «малахитовых кусочков». Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. На основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту и соотносить ее с «Вопросами юного технолога» и слайдовым планом. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | ||
6 | 5 | Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическим процессом сборки на конвейере из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструктора и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования (отвертки, гаечного ключа). Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в группе) и организовывать рабочее место с учетом выбранной операции. Самостоятельно изготавливать модель автомобиля. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Помогать участникам группы при изготовлении изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
7 | 6 | Автомобильный завод. Изделие «Кузов грузовика» | |||
8,9 | 7,8 | Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали. Медаль» | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить ее с «Вопросами юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
10 | 9 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы» | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначение и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приемы м способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией создания изделий их фаянса. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
11 | 10 | Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Тест: «Как создается фаянс» | |||
12 | 11 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размер деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
13 | 12 | Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка «Птичка» | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размер деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых, косых стежков. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приемы декорирования для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, сравнивать план с технологической картой изготовления прихватки. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
14,15 | 13, 14 | Промежуточный контроль. Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви с материалами, необходимыми для ее изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые можно выполнить в классе. Определять размер деталей по слайдовому плану и переносить их на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
16 | 15 | Деревообрабатывающее производство. «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». Изделие «Лесенка-опора для растений» | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы с ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить ее с последовательностью изготовления изделий из древесины. Соотносить размеры лесенки-опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить совместную оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
17 | 16 | Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» | |||
18 | 17 | Кондитерская фабрика. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Изделие «Пирожное «Картошка» | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о ее производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «КАРТОШКА» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой. Помогать оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
19 | 18 | Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» | |||
20 | 19 | Бытовая техника. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие «Настольная лампа» | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейками, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации виража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
21 | 20 | Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы. | |||
22 | 21 | Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека. Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехнику: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планом в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, создавать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Данная работа является долгосрочным проектом. Рассаду можно использовать для украшения школьной территории. | ||
«Человек и вода» – 3 часа | |||||
23 | 1 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового плана заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за одну минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах ее очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды. | ||
24 | 2 | Порт. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие «Канатная лестница» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
25 | 3 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике «макраме». Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоский узел, оформлять изделие бусинками. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
«Человек и воздух» – 3 часа | |||||
26 | 1 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолет) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолета из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
27 | 2 | Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела – конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. Соединять детали при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
28 | 3 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей». | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для ее выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приемы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
«Человек и информация» – 6 часов | |||||
29 | 1 | Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Использовать полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции. Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе ее создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности для работы в группе в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить ее с технологическим процессом создания книги. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||
30 | 2 | Итоговый контроль | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере | ||
31 | 3 | Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умение сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника». | ||
32,33 | 4,5 | Переплетные работы. Изделие Книга «Дневник путешественника» | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах переплетных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Использовать правила работы с шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умение работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника». | ||
34 | 6 | Презентация изделий. Выставка достижений за год | Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинства и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по технологии в IV классе
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
М - для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) и печатная продукция | |||||
1. | Стандарт начального общего образования по образовательной области "Искусство" - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия) | Д | |||
2. | Примерная программа начального общего образования по технологии - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия) | Д | |||
3. | Примерная программа начального общего образования по технологии - Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., Ч.2. – М.: Просвещение, 2011г. | Д | |||
3. | Авторская программа: Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ. Технология. 1-4 классы .- М.: Просвещение, 2011г | Д | |||
4. | Учебно-методические комплекты к программе по технологии, выбранной в качестве основной для проведения уроков: УМК Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. (1-4 класс) | К | |||
5. | Учебник по технологии: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М. : Просвещение, 2014г. | К | |||
6. | Рабочая тетрадь: -Андреева, Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио обучающегося начальной школы/Авт.-сос. Андреева Е.А., Разваляева Н.В.-М.:Планета,2012г -Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. 4 класс: рабочая тетрадь. – М. : Просвещение, 2014г | К | |||
7. | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков технологии): -Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. Универсальное издание. 2 класс/ Максимова Т.Н. – Издательство ВАКО, 2014г. -«Технология. Технологические карты» для 4 класса – сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ -Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г. | Д | |||
8. | Методический журнал «Начальная школа» - сайт издательства http://n-shkola.ru/ | Д | |||
Экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы | |||||
1. | Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромысловой Н.В. «Технология», 4 класс, диск (1 DVD), | Д | |||
2. | Классическая музыка. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru | Д | |||
Технические средства обучения, практическое оборудование | |||||
1. | Компьютер | Д | |||
2. | СD-проигрыватель | Д | |||
3. | Магнитная доска | Д | |||
4. | Экран для мультимедийного проектора | Д | |||
5. | Ксерокс | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...