Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100" в соответствии с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2_kl.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Антонова Г.М. Протокол № _______ от « ____» _________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР Т.Н. Тихонова « ____» _________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«СОШ №33» НМР РТ _____________ Л.Г. Салихзянова Приказ №____ от «__»_________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________технологии__________________________
(указать учебный предмет, курс)
уровень образования (класс) ______ начальное общее 2 класс_________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов ____34 ч_____
Учитель Захарова Зоя Николаевна_______________________________________
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20____ года протокол № ____
председатель педагогического совета
_______________ Л.Г. Салихзянова
2015-2016 учебный год
Рабочая программа для 2 класса по технологии
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерной авторской программы по технологии О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.
- Учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
- Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка", 2015 г.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной программе «Школа 2100».
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником Куревиной О.В., Лутцевой Е.А.,Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 2класс. –Изд.-во –М. Вентана-Граф, 2013.
Пояснительная записка.
Основными целями предмета технологии для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);
творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных)
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Технология» во 2 классе является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компетентности личности в процессе деятельностного освоения мира. Предмет развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Содержание предмета состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа предмета – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Примерная схема урока. Эстетический контекст пронизывает все этапы уроков. Каждый урок начинается с созерцания, восприятия художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетический контекст в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые виды работ на уроках предмета «Технология» во втором классе имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.
Региональный компонент реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная).
Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии во втором классе отводится 1 час в неделю, всего —34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно - эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно - прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым обеспечивающая жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Технология» является формирование следующих умений, при которых ученик научится:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
У ученика будут сформированы:
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ученик получит возможность для формирования:
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД.
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов).
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД.
Ученик научится:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Ученик получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Ученики научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Ученик научится:
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Ученик получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
- уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности – знать:
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
Уметь: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей; с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
Ученик научится:
- определять виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- получать знания о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
- применять новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
- называть свойства новых материалов (тесто).
- определять новые свойства уже встречавшихся материалов.
- применять новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
- применять новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
- изучать новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
- применять приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
- знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
- лепить способом вытягивания из целого куска;
- вырезать из бумаги детали криволинейного контура;
- вырезать из бумаги полоски на глаз;
- обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
- плести разными способами из различных материалов;
- вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру;
- самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения;
- владеть простейшими видами народных ремесел;
- получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер.
Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.
Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.
Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, ряжа, ткани породного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование и моделирование.
Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Художественно-творческая деятельность.
Эстетические понятия.
I. Эстетический контекст в жизни и в искусстве. (Категории прекрасного, трагического, комического, возвышенного.)
II. Основы композиции. (Соотношение всех компонентов в произведении искусства. Движение – основа материи и форма её существования. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет. Правда и правдоподобие.)
III. Из истории развития искусства – искусство Египта и Античности.
Эстетический контекст.
Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве.
Прекрасное в природе, в человеке, в труде. Проявление эстетических категорий в различных видах искусства (в изобразительном, в театре, в литературе, в музыке).
Композиция в изобразительном, театре, литературе, музыке. Композиция как часть и целое.
Настроение в искусстве.
Колорит.
Движение как форма существования природы. Подражание. Статика. Изображение движения через композицию. Движение животных и его изображение в искусстве.
Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах. Жанры в литературе: лирика, проза, драматургия. Жанры в театре: комедия, трагедия, драма. Жанры в музыке: песня, танец, марш.
Мир природы и природный материал. Соотношение материального и идеального. Основа художественного образа.
5. Практика работы на компьютере.
Демонстрация учителем с привлечением учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
по технологии во 2 классе
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства;
- отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности и правил безопасности работы с инструментами, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности и правил безопасности работы с инструментам;, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Работа может не оцениваться, изделие подлежит исправлению, переделке.
Критерии оценки проекта:
- Оригинальность темы и идеи проекта.
- Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
- Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
- Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
- Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование;
рекомендации к использованию; возможность массового производства).
- Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
- Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование
дополнительной информации).
Критерии и нормы оценки тестирования:
Оценка «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
Оценка «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
Оценка «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
Оценка «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Примечание: исправления, сделанные обучающимся, ошибкой не считаются.
Тематическое планирование по технологии
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Вспомни, подумай, обсуди. Украшение для карандаша. | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Понимать особенности декоративно – прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. | 07.09 | ||
2 | Макет пирамиды. Сооружения Древнего Египта (разметка по шаблону, конструирование из модулей) | 14.09 | |||
3 | Долина пирамид Египта (проектирование) | 21.09 | |||
4 | Мастера Египта (конструирование) | 28.09 | |||
5 | Мастера Египта (лепка) | 05.10 | |||
6 | Одежда древних египтян (разметка по шаблону) | 12.10 | |||
7 | Одежда древних египтян (конструирование) | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциям. Конструировать одежду с учетом художественно-декоративных условий. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | 19.10 | ||
8 | В гостях у Деда Мороза (моделирование) | Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки). Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы. | 26.10 | ||
9 | Терем Деда Мороза (конструирование) | 26.10 | |||
10 | Дед Мороз (разметка по шаблону) | 09.11 | |||
11 | Снегурочка (разметка по шаблону) | 16.11 | |||
12 | Ёлочные игрушки из пирамидок (шаблон, конструирование из модулей) | 23.11 | |||
13 | Ёлочная гирлянда "флажки" (разметка по линейке) | 30.11 | |||
14 | Снежинки из бумажных полосок (разметка по линейке, конструирование из модулей) | 07.12 | |||
15 | Ёлочный фонарик (разметка по линейке) | 14.12 | |||
16 | Что узнали, чему научились. Город мастеров. Выполнение работы в группах. | 21.12 | |||
17 | Освоение компьютера (материал в рабочей тетради) | Наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео). Сравнивать и сопоставлять материальные и информационные объекты. Выполнять предложенные на цифровых носителях задания. | 11.01 | ||
18 | Освоение компьютера (материал в рабочей тетради) | 18.01 | |||
19 | Освоение компьютера | 25.01 | |||
20 | Освоение компьютера | 01.02 | |||
21 | Сооружения Древней Греции Рима (разметка по угольнику, макетирование) | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль. Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | 08.02 | ||
22 | Скульптуры и скульпторы (конструирование, лепка) | 15.02 | |||
23 | Посуда древней Греции (копирование) | 22.02 | |||
24 | Римские и Греческие воины (конструирование, лепка) | 29.02 | |||
25 | Одежда древних римлян и греков (обработка ткани) | 07.03 | |||
26 | Макет Акрополя (конструирование, проектирование) | 14.03 | |||
27 | Изготавливаем книжку (комплексная технология) | 28.03 | |||
28 | Жилища наших предков (конструирование) | 04.04 | |||
29 | История пуговицы (отделка) | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы. Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | 11.04 | ||
30 | Пришивание пуговиц | 18.04 | |||
31 | Итоговая проектная работа. "Украшение одежды". (Аппликация) | 25.04 | |||
32 | Игрушка из носка. Конструирование | 16.05 | |||
33 | Пришивание пуговиц с дырочками (отделка) | 23.05 | |||
34 | Работа с бумагой. Подарок выпускнику. Конструирование. | 30.05 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Основные источники: тематическое планирование по технологии к учебникам:
1. Куревина О.В., Лутцева Е.А.,Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 2 класс. –М.: Баласс.
Дополнительные источники:
1.Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013.- 128 с. «Школа 2100»
Интернет- ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru
6. Официальный сайт «Школа 2100». Режим доступа: http://school2100.com/pedagogam/lessons/
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
2.Компьютер и интерактивное оборудование
3.Видеофильмы, соответствующие содержанию курса
Приложение
Текущая и промежуточная аттестация
Контрольно-измерительные материалы:
1 четверть. Тест 1. «Правила работы на уроках технологии»
2 четверть. Тест 2. «Вышиваем, рисуем и конструируем»
3 четверть. Проектная работа. Тема «Бабушкин сундучок» (по желанию тему можно заменить)
4 четверть. Тест 3. «Материалы и изделия»
Проверочные тесты по технологии во 2 классе
Тест 1.
Правила работы на уроках технологии
1. Аппликация из цветной бумаги.
а) детали склеиваются
б) детали сшиваются
в) детали сколачиваются гвоздями
2. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями?
а) нет
б) да
3. Что можно сделать из соломы?
а) накрыть крышу
б) сделать метлу
в) сделать поделку
4. Что нужно на уроках труда?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Швы для вышивания.
а) «вперёд иголка»
б) «назад иголка»
в) « иголка в сторону»
6. Что такое игольница?
а) подушечка
б) ежиха
в) кактус
7. Как можно размягчить пластилин?
а) разогреть на батарее
б) разогреть на солнце
в) разогреть теплом своих рук
8. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперед
б) кольцами к себе
в) кинуть
г) с раскрытыми лезвиями
9. Кисточку после работы с клеем необходимо:
а) вымыть водой
б) вымыть водой с мылом
в) выбросить
г) высушить
10. Разгадайте кроссворд.
1.Плотная бумага.________________
2. Инструмент для шитья. ____________________
3. Инструмент для вырезания из бумаги. _______________________
4. Материал для вдевания в иголку.__________________________
Тест 2.
Вышиваем, рисуем и конструируем
1. Какие краски надо смешать, чтобы получить зеленую?
♦ красная
♦cиняя
♦ желтая
2. Кто на Руси носил душегрейку?
♦ женщины
♦ мужчины
♦ это не одежда
3. Отметьте ткани животного происхождения
♦ хлопок
♦ шерсть
♦ шелк
♦ капрон
♦ лен
4. Часть изделия, изготовленная из целого куска материала — это:
♦ деталь
♦ заготовка
♦ контур
5. Парча — это:
♦ вид передника
♦ ткацкий станок
♦ ткань
6. Что такое аппликация?
♦ повторение элементов и рисунков
♦ оформление из кусков плоских материалов
♦ плоское изображение предмета на фоне другого цвета
7. Какие швы используют для сшивания деталей?
♦ тамбурный
♦ шов назад иголку
♦ ручная строчка
♦ петельный шов
♦ змейка
8. Что такое кичка?
♦ юбка
♦ головной убор
♦ пояс
9. Оригами — это:
♦ блюдо японской кухни
♦ техника складывания из бумаги
♦ японский национальный костюм
10. Какие технологии используются при работе с тканью?
♦ батик
♦ финифть
♦печворк
♦ вышивка
Тест 3.
Материал и изделия
Задание № 1.
Цель: определить сформированность умения устанавливать соответствие между материалом и изделием; осмысленно читать задание, осуществлять самоконтроль.
Рассмотри рисунок изделий.
Определи материал, из которого сделана посуда:
_____________________________________________________________
Из какого еще материала можно выполнить эти изделия? Запиши.
_____________________________________________________________
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 2
За каждый правильный ответ - 1 балл
Задание № 2.
Цель: определить сформированность умения определять последовательность изготовления изделия; осмысленно читать задание, устанавливать соответствие, осуществлять самоконтроль.
Прочитай название технологических операций. Пронумеруй порядок выполнения изделия.
- Выделение деталей. Раскрой.
- Сборка изделия.
- Разметка деталей.
- Отделка изделия.
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 2
Последовательность изготовления изделия определена верно – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Задание № 3.
Цель: проверка знаний правил безопасной и экономной работы на уроке; умения осмысленно читать задание, осуществлять самоконтроль.
Отметь, какие из этих правил необходимо выполнять на уроке технологии.
- Передавай ножницы товарищу кольцами вперед;
- Передавай ножницы лезвием вперед;
- Иголку держи в игольнице;
- Иголку держи за длинную нитку, продетую в ушко;
- При разметке экономно используй бумагу;
- При вырезании из бумаги отвернитесь друг от друга;
- Каждую деталь размечай на новом листе бумаги.
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 2
Отметил четыре правила – 2балла
Отметил три правила – 1 балл.
Задание № 4.
Цель: проверка умения распознавать инструменты, материалы и приспособления, осуществлять самоконтроль.
Прочитай вопросы и ответы на них. Подчеркни правильные ответы.
- Что такое шаблон?
- Материал
- Инструмент
- Приспособление
- Что является инструментом?
- Пластилин
- Ножницы
- Кисточка
- Картон
- Швейная игла
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 2
За каждый правильный ответ - 1 балл
Темы проектной деятельности
Мир техники и искусства
1.Волшебный мир космоса.
2.Космонавты рисуют космос (например, творчество Леонова).
3 Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).
4 Я - изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта,в том числе технического).
5.Художник и будущее.
6.Сказка подводного мира.
7.Что подсказала природа мастеру, художнику.
8.Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).
Праздники и традиции
1.Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
2.Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
3.Исторические здания моего города.
4.Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
4.День рождения в нашем классе.
5.Новогодняя мастерская.
6.День защитника Отечества.
7.8 Марта.
8.Масленица.
9. День Победы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по технологии составлена в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год ( 1 час в неделю)...
Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса Образовательная система «Школа 2100»
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100»...
Рабочая программа по математике для 4 класса Образовательная Система 2100
Пояснительная запискаСодержание курса "Математика" 4 классТребования к результатам освоения учебного курса "Математика"Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии для 4 класса УМК "Школа 2100"
Программа создана н...
Рабочая программа по технологии, 3 класс, УМК ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по технологии, 3 класс, УМК ОС "Школа 2100", 34 часа....
Рабочая программа по технологии в 4 классе (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100") составлена учителем начальных классов Козловой Е.И. с учетом требований ФГОС. Она включает обязательные разделы: титульный лист, пояснительную з...
Рабочая программа по технологии для 3 класса. ОС "Школа 2100". ФГОС.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по технологии («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савино...