Рабочая программа по технологии для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Ясиновская Марина Витальевна

                               Программа создана на основе:
    1. Закона об образовании РФ.
    2. ФГОС начального общего образования.
    3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализуюцих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
    4.Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Технология», авторы О.А. Куревина,  Е.Д. Ковалевская.
    5.Примерной программы по окружающему миру. Москва «Просвещение» 2010г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_tekhnologii_4_kl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

1ч в неделю, всего - 34 часов

Название тем и уроков

Кол-во часов

Тип урока

Дата

План

Факт

  1.  Жизнь и деятельность человека

         1

Вспомни! Панно.

Комбинированный.

04.09.

          2

Источники информации. Мозаика

Комбинированный.

11.09.

        3

Реальные и ирреальные миры. Мозаика

Комбинированный.

18.09.

       4

Прикладное искусство. Архитектура.

Комбинированный.

25.09.

        5

Мода. Соединение деталей с помощью швов.

Комбинированный.

02.10.

        6

Интерьер.

Комбинированный.

09.10.

         7

Книги.

Комбинированный.

16.10.

        8

Фотографии.

Комбинированный.

23.10.

        9

Компьютер.

Комбинированный.

30.10.

2.В мастерской творца.

        10

Название. Рельефная звёздочка.

Комбинированный.

13.11.

         11

Конструкция.

Комбинированный.

20.11.

         12

Композиция

Комбинированный.

27.11.

         13

Композиция в музыке и живописи. Орнамент.

Комбинированный.

04.12.

        14

Пропорции. Скульптура.

Комбинированный.

11.12.

         15

Пропорции. Скульптура.

Комбинированный.

18.12.

3.Ритм.

19ч

         16

Ритм. Живопись и прикладное искусство.

        1ч

Комбинированный.

25.12.

         17

Архитектура.

Комбинированный.

15.01.

         18

Декоративно - прикладное искусство.

Комбинированный.

22.01.

         19

Перспектива. Линейная перспектива.

Комбинированный.

29.01.

         20

Воздушная перспектива.

Комбинированный.

05.02.

        21

Колорит. Живопись. Интерьер. Мебель.

Комбинированный.

12.02.

         22

Материал и фактура.

Комбинированный.

19.02.

         23

Материал и фактура.

Комбинированный.

26.02.

         24

В залах политехнического музея.

Комбинированный.

05.03.

         25

Давным-давно…Классицизм.

Комбинированный.

12.03.

         26

Романтизм.

          1ч

Комбинированный.

19.03.

         27

Реализм.

Комбинированный.

02.04.

         28

Модерн.

Комбинированный.

09.04.

         29

Конструктивизм.

Комбинированный.

16.04.

         30

В поисках совершенства. Современный дизайн.

Комбинированный.

23.04.

         31

Театр  -  коллективный вид деятельности. Маски.

Комбинированный.

30.04.

         32

Театр -  синтетический вид искусства. Маски.

Комбинированный.

07.05.

         33

Разыгрываем сказку. Декорации.

Комбинированный.

14.05.

         34

Разыгрываем сказку.

Комбинированный.

21.05.

Программа «Технология»   («Художественный труд и искусство»)  

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Пояснительная записка.

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.


       Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и
решают задачи, связанные с:
– формированием общего представления о культурно-материальной среде;
– формированием эстетического компонента личности;
– начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
   

   Курс развивающий - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира.    Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

 

 Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
     
        Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;


• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
       Задачи курса реализуются через
культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Цели и задачи курса соответствуют  целям и задачам школы и МО.


        Программный материал для 1–4-го классов отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии.
       Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является
культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
       Второй блок –
художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
       Третий блок –
трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
       На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
       Разнообразные по видам
практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
       Важной составной частью практических работ являются
упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
       Предлагаемые в курсе «Технология»
виды работ имеют целевую направленность.  Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.


       
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
       Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, – это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
       Эстетическое пронизывает все этапы уроков.
Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач.

Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
             

 Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:
– качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом;
– степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);
– творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).

          Данная программа классифицируется как компилятивная.

Место и роль учебного курса.

Основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса.    Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
       Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках  произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
       Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.
       Особое внимание уделяется вопросу
оценки деятельности учащихся на уроке.  Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. На уроках технологии используются наглядные пособия из  методического кабинета начальных классов: демонстрационная коллекция «Бумага и картон».

 Курс реализуется в рамках предмета «Технология» –  по одному часу в неделю в 1–4 классах.    Дополнительно используется рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М.: Баласс, 2007).
       
       Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

                               Программа создана на основе:

    1. Закона об образовании РФ.

    2. ФГОС начального общего образования 

   3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализуюцих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

   4.Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Технология», авторы О.А. Куревина,  Е.Д. Ковалевская.

   5.Примерной программы по окружающему миру. Москва «Просвещение» 2010г

    Рабочая программа составлена на 34часов в год: 1 час в неделю;  на основе учебного комплекта «Школа 2100».

                                                             

                                                       

                                                                         

   

  Методическое обеспечение

      К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») относятся также рабочие тетради под  названием «Разноцветный мир» для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

     В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.

                         

  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Печатные пособия: плакаты по трудовому обучению, технологические карты; наглядные пособия из  методического кабинета начальных классов: демонстрационная коллекция «Бумага и картон».

Экранно – звуковые пособия: презентации; компакт – диски « Времена года» из методического кабинета начальных классов.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART».

                   Содержание учебного предмета.

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Элементы содержания раздела

                   

        Планируемые результаты

Система оценки

Дата

           1.

Жизнь и деятельность человека.

9 ч

Прекрасное в природе, в человеке, в труде. Аппликация.

 Подражание в искусстве.

Выполнение простейших исследований:

- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов;

С помощью учителя: - исследование конструкторско – технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий;

-умение искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;

- осуществление практического поиска и открытие нового знания и умения; анализ и чтение графических изображений (рисунков);

- воплощение мысленного образа в материале с опорой, соблюдение приемов безопасного и рационального труда;

- планирование последовательности практических действий для реализации поставленной задачи;

- умение (с помощью учителя и под его контролем) организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

- осуществление самоконтроля качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценка результатов своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы;

- обобщение (осознавать и формулировать) того нового, что усвоено.

    Использование информационных технологий. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы  (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК)  и его использование в разных сферах  жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода,  вывода  и  обработки  информации.  Поиск  информации  в Интернете*,  просмотр информации  на  DVD.  Создание  проектов домов  и дизайн интерьера (при  двух  часах в неделю).

 

Беседа, выставки творческих работ.

04.09-30.10

            2.

В мастерской творца.

Конструкция предмета.

 Изменение конструкции.

Объединение  музыки и живописи.

Беседа, выставки творческих работ.

13.11-18.12

           3.

Ритм.

19 ч

Ритм – основное свойство жизни и искусства.

Перспектива. Прямая и обратная перспектива.

Театр - синтетический вид искусства. Знакомство с драматическим жанром литературы и особенностями его сценической версии.

Беседа, выставки творческих работ.

25.12-21.05

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс школа 2100

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии 2 класс...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100....