Рабочая программа по технологии в 4 классе (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100") составлена учителем начальных классов Козловой Е.И. с учетом требований ФГОС. Она включает обязательные разделы: титульный  лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, целевую ориентацию программы в практике указанного образовательного учреждения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

   

 «Рассмотрено»

 на заседании  МО

 учителей начальных классов

Протокол № ________

от «___»  _______  2014 года

Руководитель методического объединения: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора

по УВР_________________

              /Бородулина Н.В./

от «___»  ______   2014 года

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ  №456___________________

             /Гришина Л.А./

 от «__»  ______ 2014 года

Рабочая программа  по ТЕХНОЛОГИИ для 4 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель: Козлова Е.И.,

 учитель начальных классов

2014 -  2015  уч. г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

     Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Технология» развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков.

Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок - изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

  Описание места учебного предмета в учебном плане

Общий объём учебного времени составляет 34 часа в учебный год (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

                                   

3. Учебно-тематический план

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды и форма контроля

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

4 часа

Под руководством учителя:

-коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

- проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

- создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации;

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости)  на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

- планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;

- организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

 - работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и работы одноклассников;

- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

Текущий контроль:

мозаика «Волшебный букет» из пластилина и природного материала

Проектный урок

Текущий контроль.

Разработка проекта

Текущий контроль.

Бумажная пластика «Автомобиль будущего».

Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой  «Веселый хоровод».

Поделка из фольги в технике чеканки

Торцовка к яичной скорлупе.

 Панно «Человек эпохи Возрождения».

 Защита проектов.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8 часов

Конструирование

4 часа

Художественно- творческая деятельность

10 часов

Использование информационных технологий

7 часов

Резерв

1 час

4. Содержание учебного предмета (34 часа)

         Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 часа)

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.

 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов)

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы.

Влияние современных технологий на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

 Конструирование (4 часа)

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.

 Художественно-творческая деятельность (10 часов)

Этетические понятия.

Этетическое в жизни и искусстве.  Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.

Основы композиции. Средства художественной выразительности. Обобщенные знания о единстве формы и содержания как средстве существования искусства.

Из истории развития искусства. От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства.

Эстетический контекст.

Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре.

Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия – от замысла через образ к изделию.

Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, музыке, литературе, театре.

Роль фактуры материала в изделии.

Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.

Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ восприятие).

 Использование информационных технологий (7 часов)

Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.

Резерв (1 час)

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения технологии к концу 4 класса ученик должен

Знать/ понимать:

-роль трудовой деятельности в жизни человека;

-влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

-область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе и компьютер);

-основные источники информации;

-назначение основных устройств компьютера;

-правила безопасного поведения и гигиене при работе с инструментами и бытовой техникой, компьютером;

-роль информации в деятельности человека;

-источники информации (книги, радио, телевидение, Интернет, устные сообщения);

-способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке и хранении;

-понятия алгоритма, исполнителя.

Уметь:

-выполнять инструкции при решении учебных задач;

-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами;

-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на

бумажных и электронных носителях);

-изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу и чертежу; выбирать

материалы с учетом свойств по внешним признакам;

-соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

-создавать модели несложных объектов из различных материалов;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

            Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта);

-соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

средствами информационных и коммуникационных технологий;

-осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;

-решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

-поиск информации с использованием простейших запросов;

-изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;

-оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев.

Практика работы на компьютере:

– иметь представление о файлах и папках (каталогах); о сменных носителях; о программах для выполнения действий с файлами и папками (каталогами); о правильной посадке за компьютером и расположением рук на клавиатуре; о составных частях текста; о средствах оформления текста; о составных частях текстового документа; о ситуациях, в которых может потребоваться умение создавать текст или печатную публикацию; о видах печатных публикаций;

– знать, что такое полное имя файла;

– уметь создавать, удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги); набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв; вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ  ПО ТЕХНОЛОГИИ

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка выполнения практических работ

 Оценка «5»

 тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

изделие изготовлено с учетом установленных требований;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

в основном правильно выполняются приемы труда;

работа выполнялась самостоятельно;

норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

самостоятельность в работе была низкой;

норма времени недовыполнена на 15-20 %;

изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

неправильно выполнялись многие приемы труда;

самостоятельность в работе почти отсутствовала;

норма времени недовыполнена на 20-30 %;

изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

не соблюдались многие правила техники безопасности.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).


Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по технологии в четвертом классе

Линии развития

Предметные  результаты

(Оценка двухуровневая:

 «+»-справляется, «-» - необходима тренировка)

Фамилии, имена обучающихся

Организация этапов своего труда с целью получить результат

Самостоятельно организует рабочее  место.

Анализирует образцы (задание) с графической опорой и без нее.

Планирует выполнение.

Контролирует качество.

Использование различных технологических приемов и знаний для создания творческих работ.

Отличает некоторые искусственные материалы.

Под контролем учителя выстраивает весь процесс выполнения задания.

Выбирает рациональные технологические решения и приемы.

Использует понятия:  конструктивные особенности, технологический процесс, технологические особенности.

Объяснение своего отношения к миру

Использует понятия: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства.

Осуществляет анализ художественного произведения.

Создание собственных художественных образов.

Правильно использует понятия: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень.

Различает способы организации ритма.

Использует известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит и т.д.

Реализует творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

   6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся 4 «_____» класса увлечены предметом, любят проводить исследования различных видов. С первого класса увлечены проектной деятельностью, это помогает углубить и расширить знания ребят по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над созданием проектов, умело используют справочную литературу и Интернет-ресурсы, грамотно ведут учебную дискуссию, контролируют и оценивают работу. Но в классе учатся дети с разным уровнем подготовки, в том числе и обучающиеся, испытывающие трудности в усвоении учебного материала. Резервные часы предусмотрены для коррекции знаний.   Обучающиеся класса  с высоким уровнем развития  вовлекаются в дополнительную творческую деятельность, к проектной деятельности, конкурсным  работам, что так же предусмотрено данной рабочей программой. Такая ориентация рабочей программы даёт  возможность  успешно освоить  учебный материал каждой категорией  обучающихся на их уровне и в их темпе.

     По требованиям  времени и  ФГОСа в данную рабочую программу включен учебный материал с использованием  ИКТ, где предполагается знакомство с современным информационным миром, работа с доступной информацией, с ПК и его использованием в разных сферах жизнедеятельности человека и т.д.

      Во избежание перегрузок детей и для поддержания интереса к предмету данной рабочей программой  определено соотношение теоретического и практического материала, объем  проверочных, самостоятельных работ и разнообразие их форм.

7. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 4-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2013.

2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса. – М.: Баласс, 2013.

3. Куревина О. А., Лутцева Е.А.Технология («Прекрасное рядом с тобой»), 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2010.

Список литературы

1. . Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой, 4 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2009.

      2. «Информатика и ИКТ» для 4 кл. (автор А.В. Горячев).

      3. Ж. «Начальная школа»

4. Ж. «Начальная школа плюс до и после».

8. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

УРУиН-урок развития умений и навыков

УОНМ- урок ознак. с новым матер.

Элементы содержания урока

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

план

факт

Жизнь и деятельность человека

1

Сент.

Вспомни!

Комбинир.

Коллективная работа над пластическим этюдом по икартине Пикассо «Девочка на шаре».

Объяснять, что нам могут рассказать произведения искусства об эпохах, в которые они создавались. Объяснять, в чем отличие витража от мозаики, фрески от картины.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств ее осуществления.

Определять под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

2

Сент.

Прикладное искусство. Архитектура.

УРУиН

Чтение текста, рассматривание иллюстраций учебника. Выполнение эскиза построек, характерных для Древней Руси.

Использовать различные графические приемы и средства, знания о композиции для создания целостного образа на заданную тему. Выполнять наброски по своим замыслам; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации собственного замысла.

3

Сент.

Мода и моделирование

УРУиН

Коллективное обсуждение вопроса «Что значит быть модным?»

Объяснять связь одежды, ее формы с движениями человека. Использовать графические приемы и средства для создания эскиза куклы. Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения результатов своего труда.

4

Сент.

Мода и моделирование. Изготавливаем и одеваем куклу.

УРУиН

Соединение деталей на ткани с помощью петельного шва. Изготовление куклы по собственному замыслу.

Выполнять петельный шов, разметку деталей изделия с помощью масштабной сетки, лекала; пользоваться выкройкой. Пришивать пуговицы разных видов, делать застежку (воздушная петля), пришивать кружево. Выбирать ткань для изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Осуществлять текущий контроль и контроль точности выполнения технологических операций.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

5

Окт.

Интерьер.

УОНМ

Уточнение представлений о понятии ИНТЕРЬЕР. Чтение текста, рассматривание иллюстраций.

Рассказывать о том, люди каких профессий создают интерьер. Объяснять своими словами, что такое декорирование. Иметь представление о том, что интерьер несет информацию о жизни и быте людей, а также о тех мастерах, которые его создавали.

Перерабатывать полученную информацию; сравнивать классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Уважительно относиться к иному мнению. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

6

Окт.

Книга в жизни человека. Ремонтируем книги.

УРУиН

Коллективное обсуждение вопроса «Почему книги можно назвать университетами?» Ремонт книг.

Выполнять простейший ремонт книг: склеивание разорванных страниц, вклеивание выпавших листов, починка книги-брошюры.  Работать по инструктивной карте. Организовывать рабочее место,  соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

7

Окт.

Книга в жизни человека. Создаем свою книгу.

Урок-проект

Творческий проект по созданию собственной книги.

Изготавливать книгу (по известному литературному произведению или собственному замыслу) путем сливания отдельных листов. Выбирать материалы для книги (для переплета, книжного блока, оклейки). Выполнять разметку по линейке.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Источники информации

8

Окт.

Фотография. Изготавливаем фотоколлаж.

УОНМ

Чтение текста, рассматривание иллюстраций. Изготовление фотоколлажа.

Иметь представление о технологии создания фотоколлажа. Переносить известные знания в новую ситуацию – изготовление фотоколлажа на тему «Школа». Работать по инструкции.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

9

Окт.

Компьютер – помощник человека.

Комбин.

Коллективное обсуждение вопроса: «Может ли компьютер заменить человека?» Работа в группах.

Изготавливать с помощью ПК макет листовки «Мой класс». Выбирать шрифт для текста и его размер. Находить в тексте ключевые слова; подбирать фотографии для листовки и вставлять их в макет; выполнять простейшую компьютерную верстку текста.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей и учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

10

Нояб.

Компьютер – помощник человека. Изготавливаем календарь.

Урок-проект

Практическая работа с использованием компьютера. Изготовление календаря.

Сочетать различную художественную технику и технологии при изготовлении изделия по собственному замыслу. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

11

Нояб.

Компьютер – помощник человека. Изготавливаем календарь.

Урок-проект

Практическая работа с использованием компьютера. Изготовление календаря. Защита проекта.

Аргументированно рассказывать об оригинальности своей идеи, выборе композиционных и цветовых решений, конструктивных находках; особенностях технологических приемов, примененных при разметке деталей, их соединении и оформлении страниц календаря.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из  имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе самооценки. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей и учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.   Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

12

Нояб.

Изобразительное искусство как свидетельство времени.

УОНМ

Коллективное обсуждение вопросов: «Что такое информация?» и «О чем может рассказать изобразительное искусство?»

Объяснять, по каким критериям мы можем оценить объективность информации; какой вид искусства более точно передает характер деятельности человека, в каком виде искусства – живописи или музыке – информация более документальна.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;  высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Проявлять творческий подход к выполнению заданий.  Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

13

Дек.

Реальный и фантастический мир.

УРУиН

Знакомство с творчеством Жана Батиста Шардена, Сальвадора Дали.

Находить в произведениях художников проявление реальности и фантастики. Выполнять копирование с помощью кальки. Придумывать образ фантастического существа и воплощать его в конструкции с подвижными деталями; выявлять возможные конструкторско-технологические проблемы.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.  Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

В мастерской творца

14

Дек.

Название композиции.

Комбин.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса урока. Придумывание названий своим работам.

Рассуждать на тему: «Зачем нужно название произведению искусства?» Понимать, что иногда авторы придумывают названия как подсказки, иногда в качестве  разъяснения. Придумывать и объяснять названия для своих творческих работ.

Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

15

Дек.

Конструкция.

УОНМ

Уточнение понятия КОНСТРУКЦИЯ. Фантазии на тему «Автомобиль будущего».

Объяснять, с чем может быть связана конструкция того или иного предмета, от чего зависит изменение конструкции. Придумывать и выполнять эскиз автомобиля будущего. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;  высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

16

Дек.

Конструкция.

 От простой конструкции к сложной.

УРУиН

Работа в группах. Изготовление декоративного шара.

Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. Изготавливать объемные формы путем преобразования развертки, выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Работать с опорой на инструктивную карту.

Осуществлять сотрудничество в совместной работе; перерабатывать полученную информацию. Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия» оценивать правильность выполнения учебного действия.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.   Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

17

Янв.

Композиция в музыке и живописи.

УРУиН

Уточнение понятия КОМПОЗИЦИЯ. Рассматривание и сравнение произведений С.Дали и М.Чюрлениса. изготовление орнамента из израсцов (работа с пластилином).

Иметь представление об основах композиции и цветосочетании. Применять простейшие приемы декоративно-прикладного искусства. Определять технологию изготовления деталей и объекта в целом: подбор материала для основы. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Принимать роль в учебном сотрудничестве.

18

Янв.

Пропорции.

УРУиН

Уточнение понятий ПРОПОРЦИЯ И ДИСПРОПОРЦИЯ. Чтение текста, рассматривание иллюстраций.

Рассказывать об особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства. Изготавливать из пластилина (глины) фигурки людей с соблюдением пропорций. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

19

Янв.

Ритм. Создаем панно.

УРУиН

Уточнение представлений о понятии РИТМ. Создание панно на темы по выбору.

Использовать ритмический рисунок для создания композиций на разные темы. Работать с опорой на инструктивную карту. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование собственной деятельности.

Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий. Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия» оценивать правильность выполнения учебного действия.

Принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  Понимать причины неудач в собственной учебе. Принимать роль в учебном сотрудничестве.

20

Февр.

Ритм.

УОНМ

Обсуждение вопроса «Как ритм служит украшению нашей жизни?»

Анализировать рассматриваемые на уроке предметы декоративно-прикладного искусства с целью нахождения ритма. Рассказывать о ранее изученных особенностях декоративно-прикладного искусства. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Проводить доступные исследования предложенных образцов с целью выявления их художественно-технологических особенностей. Анализировать декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

21

Февр.

Перспектива.

УОНМ

Знакомство с понятиями ПРЯМАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. Изготовление поделки из комбинированных материалов «Пауки в паутине».

Объяснять в чем разница между прямой и обратной перспективой. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности; законах линейной о обратной перспективы. Передавать глубину пространства, композиционно размещать фигурки пауков на ипаутине.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Оценивать собственную успешность выполнения заданий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

22

Февр.

Воздушная перспектива

УРУиН

Изготовление объемной аппликации на тему «Моя улица»,  «Сельский пейзаж» (по выбору).

Передавать ощущение света, создание эффекта пространственной глубины с помощью воздушной перспективы. Применять основные средства художественной выразительности; подбирать цветовую гамму и передавать форму. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

23

Февр.

Колорит.

УРУиН

Уточнение понятия КОЛОРИТ. Создание макета интерьера детской комнаты.

Объяснять на доступном уровне, что такое колорит; различать теплые и холодные цвета. Владеть доступными приемами колористического решения композиции. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа с использованием уже известных знаний о линейной и воздушной перспективе.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Воплощать мысленный образ в материале, соблюдая приемы  безопасного и рационального труда.

Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.    Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

24

Март

Материал и фактура.

УОНМ

Чтение текста, рассматривание иллюстраций.

Объяснять, как мастера учитывают свойства материалов и их фактуру при создании произведений искусства; как влияет фактура ткани на образ одежды. Сравнивать детали, которыми украшены современные костюмы, с деталями исторических костюмов.

Проводить доступные исследования предложенных образцов с целью выявления их художественно-технологических особенностей. Анализировать конструкторско-технологические и  декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

25

Март

Материал и фактура. Обрабатываем металл.

УРУиН

Создание фактурного изображения с помощью сюжетной чеканки на тему по выбору.

Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. Наносить рисунок на жесткую фольгу (или жестяные банки), делать выпуклости и вогнутости. Выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы), основные приемы выполнения выпуклых изображений.

Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

26

Март

Материал и фактура. Волшебные строчки.

УРУиН

Освоение петельной строчки и выполнение ее вариантов на салфетке.

Выполнять петельный шов, отделку изделия простыми ручными строчками. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла с использованием уже известных знаний. Организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

27

Март

В залах политехнического музея.

Урок-виртуальная экскурсия.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса «Как меняется мир вокруг нас?». Знакомство с экспонатами политехнических музеев.

Рассказывать об области применения и назначении различных машин и технических устройств. Понимать, что может стать экспонатом политехнического музея. Рассказывать о роли трудовой деятельности в жизни человека; о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.

Осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового знания. Извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию. Выделять и осознавать то, что еще подлежит усвоению.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. Осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.

Давным-давно

28

Апр.

Классицизм.

УОНМ

Знакомство с понятием КЛАССИЦИЗМ. Пластический этюд «Живая картина».

Иметь представление о том, что классицизм – это стиль и направление в искусстве XVII - начале  XIX века. Рассказывать об особенностях архитектуры классицизма.

Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

29

Апр.

Строим волшебный город.

Урок-проект

Создание коллективной творческой работы – макета волшебного города. Работа с бумагой, картоном, бросовым материалом.

Отражать в своих творческих работах художественные черты архитектуры изученных ранее эпох. Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-прикладных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место.

Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

30

Апр.

Романтизм.

УОНМ

Знакомство с понятием РОМАНТИЗМ. Обсуждение вопроса: «Чем обогатил романтизм мировое искусство?».

Давать характеристику изучаемым произведениям искусства. Рассказывать об особенностях литературы и живописи, характерных для эпохи романтизма.

Извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

31

Апр.

Реализм.

УОНМ

Знакомство с понятием РЕАЛИЗМ. Обсуждение вопроса «Как реализм отражает действительность?»

Давать характеристику изучаемым произведениям искусства, выполненным в стиле реализма. Рассказывать об особенностях живописи, характерных для реализма.

Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное. Формулировать учебную проблему.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

32

Май

Модерн.

УОНМ

Знакомство с понятием МОДЕРН. Изготовление фоторамки в стиле модерн.

Рассказывать о том, какие предметы природы можно заметить в произведениях стиля модерн. Характеризовать основные черты стиля модерн (утонченность, изысканность и т.д.). реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.  Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

33

Май

Конструктивизм.

УОНМ

Знакомство с понятием КОНСТРУКТИВИЗМ

Характеризовать основные черты конструктивизма (простота, минимализм, функциональность форм и целесообразность конструкций).

Владение монологической и диалогической формами речи. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

34

Май

Резерв.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс школа 2100

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии 2 класс...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100....