Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_3_kl_15-16_g_sid._t._b.docx | 79.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2015г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № _________________ 2015г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор образовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЛЯ 3 а КЛАССА
НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.
Разработчик программы: Сидельникова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. Педстаж – 25 лет. |
с. Александровское
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по трудовому обучению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по трудовому обучению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков трудового обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Трудовое обучение» в 3 классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Трудовое обучение»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
7. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).
8.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
17. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2015-2016 учебный год.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2010г.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по трудовому обучению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы Н. Н. Павловой «Трудовое обучение» для 3 класса – М.; «Просвещение», 2010г.
Программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ручного труда в 1, 2 классах, уроков математики в 1,2 классах, уроков развития устной речи в 1, 2 классах и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Трудовое обучение» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Трудовое обучение» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Технологии», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант С) в образовательной области «Технологии», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Трудовое обучение».
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
- воспитание уважения к людям труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса положены следующие принципы:
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
- Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе.
2.1 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.3 Виды труда:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металлоконструктором;
· работа с древесиной.
2.4 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
2.5 Общая характеристика курса
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
3 класс
- Первая четверть
- РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
- Практические работы
- · Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
- · Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
- · Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
- · Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
- · Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- · Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
- · Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
- РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
- Практические работы
- · Экскурсия в слесарную мастерскую.
- · Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
- · Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
- · Экскурсия в столярную мастерскую.
- · Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
- · Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
- · Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
- Вторая четверть
- РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
- · Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
- РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
- Практические работы
- · Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
- · Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
- · Разборка собранных изделий.
- · Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
- · Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- · Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
- · Изготовление елочных игрушек.
- · Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
- · Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
- · Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
- .
- Третья четверть
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
- · Изготовление обложки для проездного билета.
- · Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
- · Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
- · Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
- РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
- · Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
- · Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
- · Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
- · Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
- · Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
- · Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
- · Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
- · Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
- Четвертая четверть
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
- Практические работы
- · Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
- РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
- · Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
- · Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
- РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
- Практические работы
- · Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
- · Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
- · Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
- Межпредметные связи
- Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
- Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
- Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Экскурсий - 2
3.Учебно-тематическое планирование уроков трудового обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3а классе.
Работа с природным материалом (4 часа)
№ | Дата | Тема | Коррекционные задачи | Словарь | Технические сведения | Приемы работы | Тип урока | Оборудование | Домашнее задание и повторение |
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | Коррекция внимания | Природный материал | Свойства материалов: цвет, форма величина. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока и т.д.) | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. Рациональное использование случайных материалов. | Экскурсия | Пакеты, кулечки. | Повторить свойства природных материалов. | |
2 | Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, палочек, бумажных деталей. | Коррекция зрительного восприятия | Жираф, початки | Виды соединений. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. | Комбиниро ванный | Образец поделки, кукурузные початки, палочки, бумажные детали, картинки диких животных, стеки, пластилин. | Повторить свойства пластилина. | |
3 | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина. | Коррекция образного мышления | Плюски жёлудя | Инструменты: шило, нож, ножницы, кисть. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. | Комбиниро ванный | Картинка паука, скорлупа ореха, плюски жёлудя, проволока, пластилин. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с пластилином. | |
4 | Самостоятельное изготовление по устному описанию стрекозы из пластилина, крылаток ясеня или клёна, плюсок желудей, травинок. | Коррекция воображения | Стрекоза, крылатки ясеня | Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. | Комплекс ное применение знаний и умений | Картинка стрекозы, пластилин, крылатки ясеня, клена, плюски желудей, травинки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства пластилина. |
Работа с бумагой и картоном (4 часа)
5 | Окантовка картона полосками бумаги. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Окантовка | Назначение окантовки в изделиях из картона. Клей: казеиновый, ПВА. | Разметка бумаги и картона по линейке. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
6 | Окантовка картона листом. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Картон | Назначение окантовки в изделиях из картона. | Вырезывание и намазывание клеем окантовочных полосок. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
7 | Изготовление по образцу подложек квадратной формы. | Коррекция восприятия формы предмета | Подложка | Клей: казеиновый, ПВА. | Приемы обработки углов изделий при окантовке. | Комплексное применение знаний и умений | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
8 | Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы (для наклеивания вырезок). | Коррекция восприятия формы предмета | Подложка | Клей: казеиновый, ПВА. | Приемы обработки углов изделий при окантовке. | Комплексное применение знаний и умений | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги и картона. | |
Работа с проволокой (4 часа) | |||||||||
9 | Виды проволоки, её назначение. Выпрямление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание проволоки по заданному размеру. | Коррекция зрительного восприятия | Проволока | Виды проволоки: медная, алюминиевая. Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами и молотком. Резание проволоки кусачками. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Различные виды проволоки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Виды проволоки. | |
10 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | Коррекция воображения | Контур | Проволока толстая и тонкая, мягкая и жесткая (упругая). | Резание проволоки кусачками. | Комбинированный | Проволока, Наглядно-раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» | Повторить виды проволоки. | |
11 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | Коррекция воображения | Лебедь | Инструменты для работы с проволокой: кусачки, молоток. Правила безопасной работы. | Сгибание проволоки. | Комплексное применение знаний и умений | Проволока, Набор картинок «Птицы». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты для работы с проволокой. | |
12 | Изготовление стилизованных фигурок животных. | Коррекция воображения | Животные | Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно- гигиенических требований при работе с проволокой. | Сгибание проволоки. | Комплексное применение знаний и умений | Проволока, набор картинок Животные». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с проволокой. | |
Работа с древесиной (4 часа) | |||||||||
13 | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | Коррекция зрительного восприятия | Столяр. Лучина, наждачная бумага | Элементарные сведения о назначении и применении древесины. | Экскурсия | Лучина, нож, наждачная бумага. | Рассказать о назначении и применении древесины. | ||
14 | Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон небольшую заготовку, срезать под углом, зачистить наждачкой. Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры (для поделок). | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Лучина, нож, наждачная бумага. | Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон | Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. | Комбинирован ный | Фанера, напильник, наждачная бумага. | Правила безопасной работы с ножом. | |
15 | Изготовление флажков и цветов из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачкой. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Напильник | Организация рабочего места. Правила безопасной работы с напильником. | Зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. | Комплекс ное применение знаний и умений | Палочки, напильник, наждачная бумага, цветная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Правила безопасной работы с напильником. | |
16 | Изготовление плечиков для одежды (круглая палочка и проволока). | Коррекция внимания | Плечики | Соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с древесиной. | Зачистка древесины наждачной бумагой. | Комплекс ное применение знаний и умений | Круглая палочка и проволока, наждачная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Правила безопасной работы с древесиной. | |
Работа с природным материалом (4 часа) | |||||||||
17 | Изготовление изделий из различных материалов. Аппликация «Букет». | Коррекция воображения | Аппликация | Свойства материалов: твердость, величина, цвет. Инструменты: нож, шило, кисть. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комбинирован ный | Листья, Цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства природных материалов. | |
18 | Аппликация из листьев «Птица». | Коррекция воображения | Листья | Санитарно –гигиенические требования и правила безопасной работы. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комплексное применение знаний и умений | Листья, цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
19 | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы в аквариуме». | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Грецкий орех | Санитарно –гигиенические требования и правила безопасной работы. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комплексное применение знаний и умений | Скорлупа грецких орехов, цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с клеем. | |
20 | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Птицы» | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Скорлупа | Скорлупа грецких орехов, цветная бумага, картон, клей. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||||
Работа с металлоконструктором (6 часов) | |||||||||
21 | Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. | Коррекция мелкой моторики | Гайка | Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. | Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Изучение нового матери ала и первичное закрепле ние | Металлоконструктор, образец. | Правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
22 | Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). | Коррекция внимания | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комбинированный | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
23 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые обуч –ся делают только лопатку. | Коррекция зрительного восприятия | Планка | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты. | |
24 | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех – пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые обуч – ся выполняют работу по заделу. | Коррекция мелкой моторики | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ие знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
25 | Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые обуч – ся выполняют работу с помощью учителя. | Коррекция внимания | Пластина | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
26 | Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция зрительного восприятия | Плато | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Обобщение и систематизация знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
Работа с бумагой и картоном (7 часов) | |||||||||
27 | Изготовление елочных игрушек. Грибы. | Коррекция зрительного восприятия | Елочные игрушки | Сорта картона. Организация рабочего места. Санитарно - гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Разметка картона по шаблонам. Резание картона ножницами. | Комбинирован ный | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
28 | Изготовление из картона плоских елочных игрушек. Фрукты. | Коррекция внимания | Елочные игрушки | . Санитарно - гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Разметка картона по шаблонам. Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, нитки. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
29 | Изготовление новогодней маски (очки). | Коррекция мелкой моторики | Маска | Организация рабочего места. | Прорезывание отверстий в картоне. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
30 | Изготовление гирлянды. | Коррекция мелкой моторики | Гирлянда | Правила безопасной работы. | Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
31 | Изготовление гирлянды. | Коррекция мелкой моторики | Гирлянда | Правила безопасной работы. | Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
32 | Изготовление кокошника из тонкого картона. Отделка аппликацией. | Коррекция внимания | Кокошник | Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой. | Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
33 | Изготовление шапочки с козырьком. Отделка аппликацией. | Коррекция внимания | Козырёк | Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой. | Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) | |||||||||
34 | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. | Коррекция мышления | Рицовка фальц | Элементарные понятия о профессии картонажника- переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Организация рабочего места. Правила безопасной работы. | Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметке картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Бумага, картон, линейка с фальцем, нож. | Повторить правила безопасной работы с ножом. | |
35 | Изготовление обложки для проездного билета. | Коррекция мелкой моторики | Понятие о многодетальных изделиях. | Разметка по линейке. | Комбинирован ный | Картон, клей, ножницы, образец. | Повторить свойства бумаги. | ||
36 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | Коррекция зрительного восприятия | Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. | Разметка по линейке. | Комбинирован ный | Шахматная доска, картон, клей, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||
37 | Разметка шахматной доски на квадраты. | Коррекция мышления | Группы инструментов и их назначение: для разметки и для обработки. | Разметка по линейке. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Линейка, цветные карандаши, складная доска. | Повторить свойства бумаги. | ||
38 | Изготовление папки для тетрадей с завязками без клапанов. | Коррекция восприятия | Клапан | Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Правила безопасной работы. | Разметка по линейке. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Картон, клей, ножницы, тесьма, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
Работа с текстильными материалами (8 часов) | |||||||||
39 | Ознакомление с косым обметочным стежком. (Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам). | Коррекция зрительного восприятия | Сметочный стежок | Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства, назначение. | Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Набор иллюстраций «Профессии». Ткань, иглы, нитки, ножницы, картон. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить виды стежков. | |
40 | Изготовление закладки с цветным вкладышем | Коррекция мелкой моторики | Вкладыш | Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. . | Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. | Комбинирован ный | Картон, иглы, нитки, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства тканей. | |
41 | Оформление концов закладки кисточками. | Коррекция зрительного восприятия | Кисточки | Правила безопасной работы. | Правильное пользование иглой и наперстком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Закладки, иглы, нитки, ножницы. | Повторить свойства ниток. | |
42 | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | Коррекция мелкой моторики | Стежок | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. | Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов кармашка, подушечки- прихватки косыми стежками. | Комбинирован ный | Рассказы по картинкам «Профессии». Иглы, нитки, ножницы, тесьма, полотенце. | Повторить виды стежков. | |
43 | Изготовление кармашка для ножниц из клеёнки или бархатной бумаги. | Коррекция мелкой моторики | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. | Изготовление кармашка. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Ножницы, нитки, иглы, клеёнка, бархатная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||
44 | Изготовление кармашка. Соединение деталей косым обметочным стежком. Окончание работы. | Коррекция мышления | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. | Соединение деталей косым обметочным стежком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Ткань, нитки, иглы, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с иглой. | ||
45 | Изготовление подушечки – прихватки. Самостоятельное изготовление выкройки из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани. | Коррекция зрительного восприятия | Подушечка - прихватка | Организация рабочего места. Правила безопасной работы. | Изготовление выкройки. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Ткань, нитки, иглы, ножницы, мел. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
46 | Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком. | Коррекция мышления | Обметывание | Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. | Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Готовая подушечка, иглы, нитки, ножницы. | Повторить правила безопасной работы с иглой. | |
Работа с древесиной (7 часов) | |||||||||
47 | Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь его, распрямить. Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. | Коррекция мелкой моторики | Буравчик, шуруп, отвертка | Виды материалов из древесины: доска, брусок, клееная фанера. Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. Их назначение и применение. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Иллюстрации «Профессии». Древесина, гвозди, клещи, шурупы, отвертки, буравчик. | Повторить виды материалов из древесины. | |
48 | Изготовление кукольной мебели из полуфабрикатов. Стол. | Коррекция мелкой моторики | Мебель брусок | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комбинирован ный | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком. | |
49 | Изготовление кукольной мебели. Стул. | Коррекция образного мышления | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». | Повторить правила безопасной работы с молотком. | ||
50 | Изготовление кукольной мебели. Кресло. | Коррекция зрительного восприятия | Правила безопасной работы. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». | Повторить назначение инструментов для работы с древесиной. | ||
51 | Изготовление кукольной мебели. Кровать. | Коррекция мелкой моторики | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком. | ||
52 | Изготовление из полуфабрикатов игрушек. Лопатка. | Коррекция зрительного восприятия | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, наглядный и раздаточный материал «Игрушки». | Повторить геометрические формы. | ||
53 | Изготовление игрушек. Носилки. | Коррекция мелкой моторики | Носилки | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, наглядный и раздаточный материал «Игрушки». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком.. | |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) | |||||||||
54 | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | Коррекция зрительного восприятия | Развертка | Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. | Разметка разверток по шаблонам и по линейке. Надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш, шаблоны. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
55 | Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. | Коррекция мелкой моторики | Клапан | Свойства картона. | Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. | Комбинирован ный | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить назначение картона. | |
56 | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | Коррекция пространственного восприятия | Шаблон | Способы изготовления коробок. | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке | Комбинирован ный | Картон, ножницы, шаблоны, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
57 | Склеивание коробки по стыкам. | Коррекция мышления | Стык | Правила безопасной работы. | Сгибание картона и склеивание по стыкам. | Комбинирован ный | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. | Повторить свойства бумаги и картона. | |
58 | Оклеивание коробки полосой бумаги. (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем). | Коррекция мелкой моторики | Оклеивание | Правила безопасной работы. | Оклеивание бумагой объемных изделий | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с клеем. | |
Работа с текстильными материалами (3 часа) | |||||||||
59 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | Коррекция мелкой моторики | Стежок | Виды стежков, применяемых для вышивки. Организация рабочего места. | Вышивание по линиям рисунка. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Иглы, нитки, ножницы, бумага. | Повторить виды стежков. | |
60 | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | Коррекция мелкой моторики | Полотно | Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. | Вышивание по линиям рисунка. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | . Ножницы, нитки, иглы, клеёнка, ткань. | Повторить правила безопасной работы с иглой. | |
61 | Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки. | Коррекция мышления | Бахрома | Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. | Оформление бахромой. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Образец изделия. Ткань, нитки, иглы, ножницы. | Повторить правила безопасной работы с иглой и ножницами. | |
Работа с металлоконструктором (3 часа) | |||||||||
62 | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, и четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция мелкой моторики | Плато | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. | Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Актуализация знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
63 | Самостоятельная работа по техническому рисунку дорожного знака. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция зрительного восприятия | Пластина | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты (ключ, отвёртка). | |
64 | Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция внимания | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунком. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить способы крепления деталей металлоконструктора. | |
Работа с древесиной (4 часа) | |||||||||
65 | Самостоятельное изготовление по образцу вагончика. | Коррекция зрительного восприятия | Вагон | Виды материалов из древесины: доска, брусок, клееная фанера. Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. Их назначение и применение. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Актуализация знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка вагона. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства древесины. | |
66 | Самостоятельное изготовление по образцу тележки. | Коррекция мелкой моторики | Тележка | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка тележки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить названия и назначение инструментов для работы с древесиной. | |
67 | Самостоятельное изготовление по образцу машины. | Коррекция зрительного восприятия | Машина | Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка машины. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с древесиной. | |
68 | Окрашивание изделий (вагончика и тележки). | Коррекция воображения | Окрашивание | Правила безопасной работы. | Окрашивание изделий. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Готовые изделия, краски, гуашь, кисти. |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Трудовое обучение» в 3 классе.
4.1 Характеристика обучающихся 3а класса
В 3а классе 14 обучающихся, их них 3 обучающихся, воспитанников обучаются по индивидуальной программе на дому.
10 обучающихся (Шавшина Д., Казаченко З., Гуденко Р., Бороденко Р., Ярошенко В., Гуденко А., Николаенко М., Кулешова Т., Кузьменко Д., Кузьменко С.) программный материал усваивают на достаточном уровне. Они по вопросам анализируют образец изделия, пооперационно выполняют работу по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления, дают элементарную оценку своему изделию. Поделки, выполненные Кузьменко С., Гуденко Р., Шавшиной Д., Кулешовой Т., Кузьменко Д., отличаются аккуратностью. Качество работ Казаченко З., Бороденко Р., Николаенко М., Гуденко А. удовлетворительное.
1 обучающийся (Никульников Д.) программный материал усваивают на минимальном уровне. Они только с помощью анализируют образец изделия. При выполнении работы нуждаются в дозированной помощи учителя. Качество выполнения поделок у Никульникова Д. удовлетворительное.
4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Первая четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Вторая четверть
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно.
Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.
Третья четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.
Четвёртая четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
4.3 Нормы оценивания:
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила охраны труда.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения
1. Набор иллюстраций «Родная природа».
2. Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые)
3. Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1
4. Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»
5. Шаблоны геометрических фигур.
Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
- Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности).
- Набор цветного картона (1 набор).
- Листы белой плотной чертежной бумаги.
- Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.
- Набор разноцветного пластилина.
- Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс).
- Природный материал.
- Комплект инструментов для работы на учебный год:
- Ножницы.
- Стека для пластилина.
- Иголка большая (длина 8 см).
- Ручка шариковая.
- Кисточка для клея.
6. Литература.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 3 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
4. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2014.
Разработчик программы:
Сидельникова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов. _________________
Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...
Рабочая программа по письму и развитию речи 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...
рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида...