Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему
Адаптированная индивидуально-ориентированная
общеобразовательная программа по труду 4 класса
для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Пояснительная записка
Рабочая программа по труду для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год. Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на экскурсии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптированная индивидуально-ориентированная
общеобразовательная программа по труду 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по труду для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год. Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на экскурсии.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи программы обучения:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Содержание образовательной программы.
На основании «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по труду включены следующие разделы:
Кол. час. | Темы | |
I четверть (9 ч) | ||
1.Работа с природным материалом | 5ч |
|
2.Работа с пластилином | 4ч |
Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические |
II четверть (16ч) | ||
2. Работа с бумагой и картоном | 6 ч |
-Модель парашюта. -Модель планера
- «Фонарик». -«Звездочка».
|
III четверть(20ч) | ||
1.Работа с металлоконструктором | 4ч |
|
2.Работа с тканью. | 6ч |
|
3. Работа с бумагой и картоном | 3 ч |
|
IVчетверть(17ч) | ||
1.Работа с тканью | 6 ч |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
I уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
- планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
- дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
П уровень.
Учащиеся должны знать:
- названия и основные свойства материалов;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- организовать работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
- дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).
Всего: 34 ч.
Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса.
№ | Тема урока | Кол- во ча сов | Социально-бытовое ориентирование
| Предметно- практическая деятельность | Оборудование | Дата | |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (5 ч.) | фактически | по плану | |||||
1. | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала | 1 ч. | Виды природных материалов Природа и человек. Сезонные изменения в природе | Распределе ние индивидуальных заданий по сбору ПМ, сортировка материалов, подготовка к хранению | Образцы природного материала, коробочки для сбора природного материала | ||
2. | Поделки из природного материала. Изготовление сувениров. Изготовление панно «Осень». | 1 ч. | Приёмы соединения деталей Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки. | Анализ образца, определение последовательности изготовления панно обучение приёмам работы с ножом и шилом | Образец изделия Природный материал, пластилин, стека, ножницы | ||
3. | Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | 1 ч. | Приёмы работы с пластилином и природным материалом. Культура поведения. | Анализ рисунка планирование работы, обучение приёмам работы с пластилином и природным материалом | Рисунок вазочки, пластилин, природный материал | ||
4. | Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов. Поздравительная открытка С Днём учителя. | 1 ч. | Свойства материалов
Осенние работы в поле. | Беседа по составлению букетов, планирование хода работы, подбор нужных материалов | Иллюстрация композицый из цветов природный материал, клей, ножницы | ||
5. | Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно. | 1 ч. | Свойства материалов, цвет, форма, величина Названия осенних месяцев | Клеящие составы, применение, назначение, обучение приёмам работы с клеем | Картон, клей, листья | ||
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (4 ч.) | |||||||
6 - 7. | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | 2ч. | Свойства глины, ТБ при работе с глиной Осень, осенние месяцы Труд людей | Анализ работы с глиной | Глина, ножницы, образец изделия | ||
8-9. | Лепка посуды из жгутиков. | 2 ч. | Приёмы разметки Роль человека в сохранении природной среды Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. | Знакомство с переплётными материалами. Анализ образца, планирование в беседе | Образец изделия, фабричные изделия пластилин, ножницы | ||
РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (6 ч.) | |||||||
10. | Изготовление игрушек с элементами движения. -Модель парашюта. -Модель планера | 1 ч. | Применение проволоки в работе с картоном и бумагой. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. | Знакомство с видами проволоки, с инструментами для её обработки. Опыты по определению свойств проволоки, упражнения в сгибании и выпрямлении | Образцы проволоки | ||
11. | Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой. | 1 ч. | Свойство картона Мебель. Виды мебели. Назначение. Уход за мебелью | Анализ образцов, сравнение их с рисунками, показ приёмов работы, самостоятельное изготовление поделок | Проволока, образцы изделий | ||
12. | Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек. | 1 ч. | Правила дорожного движения. Свойства картона и бумаги, приёмы работы с иглой | Тренировочные упражнения на полосе картона | Коллекция картона и цветной бумаги, образцы изделия | ||
13-14. | Подготовка елочных украшений. «Фонарик». «Звездочка». | 2 ч. | Праздник новогодний. Свойства цветной бумаги, приёмы соединения деталей с помощью клея | Изготовление елочных украшений, | Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей | ||
15. | Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | 1 ч. | Свойства цветной бумаги, картона Поведение на празднике. | Ознакомление с разнообразными масками | Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей | ||
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (4 ч.) | |||||||
16-19. | Конструирова-ние легковой машины. Конструирова-ние грузовой машины. Конструирова-ние автобуса. Игра «Правила дорожного движения». | 4 ч. | Комплектность конструктора Город, село, деревня Главная улица города, села | Анализ образца, подбор материалов для работы с Закрепление приёмов соединения деталей самостоятельно | Образец изделия | ||
РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (3 ч.) | |||||||
20. | Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур. | 1ч. | Приёмы соединения деталей. Геометричес-кие фигуры. Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья. | Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия | Образец изделия | ||
21. | Изготовление поделки к празднику 23 февраля | 1ч. | Приёмы соединения деталей. Приёмы резания по кривым линиям Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. | Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия | Образец изделия | ||
22. | Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта. | 1 ч. | Приёмы соединения деталей. Приёмы резания по кривым линиям Сезонные изменения в природе: весна | Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия | Образец изделия | ||
РАБОТА С ТКАНЬЮ (12 ч.) | |||||||
23. | Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 ч. | Поведение в столовой. Приёмы счёта в практических целях | Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с иголкой. | Образец изделия | ||
24. | Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 1 ч. | Перелётные и зимующие птицы Приём косого стежка на ткани | Закрепление приёмов косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | Образец изделия | ||
25. | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. | 1 ч. | Труд людей зимой: профессии Приёмы пришивания пуговиц | Анализ более сложных видов пришивания пуговиц и планирование последовательности работы | Образец изделия | ||
26. | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. | 1 ч. | Человек – часть природы. Приёмы изготовления и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде | Закрепление приёмов пришивание вешалок к халатам и верхней одежде | Образец изделия | ||
27-28. | Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение орнаментом из тамбурных стежков. | 2 ч. | Все мы- звенья одной цепи. Приёмы вырезания деталей и сшивания | Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания | Образец изделия | ||
29-30. | Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | 2 ч. | Здоровье человека. Приёмы вырезания деталей и сшивания | Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания | Образец изделия | ||
31-34. | Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки. | 4 ч. | Май – конец весны. Экскурсия Свойства ниток, приёмы работы с иглой | Усвоение и выполнение стежка, тренировочные упражнения | Образец изделия |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
«Оценка 5» - выставляется за безоши бочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выб рать инструмент в соответствии с исполь зуемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Литература
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
- Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
- «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
- «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
- «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
- «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
- «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по русскому языку для 3 класса (8 вид)
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе программы специальных (корре...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению для 3 класса (8 вид)
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи»для 3 класса (8 вид)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса VIII вида составлена в соответствии ...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида....
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для 4 класса VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 классдля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная записка...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программапо русскому языкудля детей с ОВЗ 4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа 4 классадля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...