Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металл око нструктором;
работа с древесиной.
В профамме дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один - два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.
- разметить бумагу и картон по линейке.
- вырезать и намазать клеем окантовочные полоски.
- правильно держать инструмент.
- сгибать проволоку плоскогубцами, молотком.
- строгать и зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.
- составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя.
- подбирать материалы и инструменты для работы.
- сделать отчет об этапах изготовления изделия.
- сделать анализ своего изделия и изделия товарища.
- употреблять в речи техническую терминологию.
Ресурсное обеспечение 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1- 4 классы Москва « Просвещение» 2009 г. 2. Н. П. Павлова « Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы» Москва « Просвещение» 1999 г. 3. Г. И. Перевертень « Самоделки из разных материалов» Москва « Просвещение» 2000 г. 4. И. Я. Базик, Э. К. Гульянц « Что можно сделать из природного материала» Москва « Просвещение» 1999 г. 5. А. А. Обухова, Н. И. Гаврилкина, Т. М. Буркова « Поурочные разработки по технологии 1 класс» Москва « ВАКО» 2007 г. 6. М. А. Давыдова «« Поурочные разработки по технологии 2 класс» Москва « ВАКО» 2008 г. 7. М. А. Давыдова «« Поурочные разработки по технологии 3 клаМосква « ВАКО» 2009 г.
Содержание изучаемого курса
№ | Тема | Количество часов |
1. | Работа с природным материалом | 6 |
2. | Работа с бумагой и картоном | 12 |
3. | Работа с текстильным материалом | 6 |
4. | Работа с конструктором | 6 |
5. | Работа с проволокой | 2 |
6. | Экскурсии | 2 |
Всего: 34 ч.
Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по русскому языку для 3 класса (8 вид)
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе программы специальных (корре...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению для 3 класса (8 вид)
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи»для 3 класса (8 вид)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса VIII вида составлена в соответствии ...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для 4 класса VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 классдля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная записка...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программапо русскому языкудля детей с ОВЗ 4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа 4 классадля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа по труду 4 классадля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная записка Рабо...