Рабочая программа по технологии. 4 класс. ФГОС.
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии к учебнику Роговцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya1.rar | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Тайшетского района Иркутской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель ММО ЗД по УВР Директор МКОУ
учителей начальных классов ___________________ Сулименко Т.Н. _______________ Свенторжицкая А.А.
_____________ Лаевская Е.В. «___» ______________ 2014 г. Приказ № ____ от «___» ________ 2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
ТЕХНОЛОГИЯ
Класс 4 (базовый)
Автор Сотскова Лариса Юрьевна
Должность, категория, разряд учитель
Год разработки 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года
- примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения; на основе авторской программы авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой
- Учебный план МКОУ Тамтачетской СОШ на 2014-2015учебный год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО.
Цели курса:
- углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи программы:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 34 часов в 4-м классе.
Необходимо отметить, что любой урок технологии является комбинированным (далее КУ) по своему типу, т.к. в обязательном порядке включает в себя изучение теоретического материала по учебнику и выполнение практической части разной направленности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
·в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
·овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
·получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
·познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
·получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
·иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
·понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
·планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
·выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
·уважительно относиться к труду людей;
·понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
·понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
·на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
·отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
·выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
·прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
3. Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
·анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
·решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
·изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
·соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
·создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
4. Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
·соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
·использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
·создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
·пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Изучения, закрепления, обобщения, систематизации | Практические занятия | |||
1. | Как работать с учебником | 1 | 1 | |
2. | Человек и земля | 21 | 21 | |
3. | Человек и вода | 3 | 3 | |
4. | Человек и воздух | 3 | 3 | |
5. | Человек и информация | 6 | 1 | 5 |
Всего | 34 | 2 | 32 |
Календарно- тематическое планирование
Количество часов -34, в неделю- 1.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные результаты | Примечание | ||||||
1 четверть | ||||||||||
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу | 1 | 02.09 | КУ | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними). | Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. | Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. | Готовность слушать собеседника и вести диалог | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
2-3 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 2 | 09.09 16.09 | КУ | Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги. | Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. | Осваивать правила безопасной работы с ножницами при изготовлении изделия, проявлять выдержку при работе с чертежом. | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |
4 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 | 23.09 | КУ | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. | Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых | Формирова- ние целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |
5 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. | 1 | 30.09 | КУ | Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). | Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. | Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. | Находить и прелставлять информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
6-7 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 2 | 06.10 13.10 | КУ | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. | Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) | Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |
8-9 | Монетный вор. Стороны медали. Медаль. | 2 | 20.10 27.10 | КУ | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. | Освоить правила теснения фольги. | В группе анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
2 четверть | ||||||||||
10-11 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. | 2 | 10.11 17.11 | КУ | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. | Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. |
| |
12 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | 24.11 | КУ | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. | Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. | Тренировать аккуратность при работе с тканями в процессе шитья. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. | Определять и выделять характерные особенности узора, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов, набросков рисунка. | |
13 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | 1 | 01.12 | КУ | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. | Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. | Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
14-15 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 2 | 08.12 15.12 | КУ | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. | Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | Уметь работать в паре. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
16-17 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | 2 | 22.12 29.12 | КУ | Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. | Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. | Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. | |
3 четверть | ||||||||||
18-19 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 2 | КУ | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. | Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | Контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами. | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. |
| ||
20-21 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 2 | КУ | Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. | Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. | Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | ||
22 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | КУ | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. | Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. | Умение работать в группе. |
| ||
23 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 | КУ | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. | Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. | Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях | ||
24 | Порт. Канатная лестница. | 1 | КУ | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. | Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. | Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир | ||
25 | Узелковое плетение. Браслет. | 1 | КУ | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». | Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. | Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». | Умение поделиться информацией. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
26 | Самолетостроение. Самолет. | 1 | КУ | Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. | Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. | Организовывать рабочее место. Самостоятельно оценивать изделие | Умение поделиться информацией об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
4 четверть | ||||||||||
27 | Ракетостроение. Ракета-носитель. | 1 | КУ | Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона. | Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. | Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | ||
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | 1 | КУ | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. | Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | Работать в группе. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях | ||
29 | Создание титульного листа. | 1 | КУ | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства. | Определять виды и свойства бумаги. Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. | Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. | презентовать работу. | Формирование эстетического вкуса (оформление титульного листа) | ||
30 | Работа с таблицами. | 1 | КУ | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. | приобретать знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. | Самоконтроль за работой с ПК. | Осуществлять поиск информации, преподносить информацию группе. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
31 | Создание содержания книги. | 1 | КУ | ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. | Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | Оценивать качество выполнения работы. | Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми | ||
32-33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | 2 | КУ | Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. | Оценивать качество выполнения работы. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. | Формирование этического кодекса поведения в обществе | ||
34 | Итоговой урок. | 1 | КУ | Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. | Иметь представление о выставках страны и выставочных центрах. | оформлять выставку изделий. | Организовать выставку изделий. Презентовать работы. |
|
Содержание дисциплины.
Тема 1. Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Определения: городская инфраструктура, экскурсия, экскурсовод, технолог, проект, технологическая карта, материал, инструмент.
Учащиеся должны знать: Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Учащиеся должны уметь: Дополнять и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.
Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в городской инфраструктуре.
Тема 2. Человек и земля
Определения: вагоностроение, локомотив, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, геология, месторождение, нефтепровод, буровая вышка, поделочные камни, имитация, мозаика, конвейер, самосвал, монетный двор, рельеф, литье, штамповка, тиснение, чеканка, фаянс, обжиг, глазурь, кустарь, лекала, обувная пара, древесина, пиломатериал, текстура, столяр, нож-косяк, конширование, кондитер, инвентарь, электрооборудование, электрическая цепь, абажур, микроклимат, агротехника.
Учащиеся должны знать: информацию по разделу; простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема); способ использования линейки и циркуля как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости; способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки; что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы); что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла; что такое чеканка, гравировка, способы их выполнения; работа с поделочным камнем, изготовление мозаики; правила работы с таблицей стандартных мерок одежды и обуви; приёмы получения шоколада, требования к оборудованию кухни; основные законы построения простейшей электрической цепи.
Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу; выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок; чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений); выполнять чеканку, гравировку; изготавливать мягкую игрушку, модель детской обуви, настольную лампу, лесенку-опору, пирожное-картошку, работать с растениями для школьной клумбы.
Учащиеся получат возможность научиться: уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями
Тема 3. Человек и вода.
Определения: фильтрация, дезинфекция, резервуар, ультрафиолетовые лучи, причал, док, струемер, военно-морская база, лоцман, такелажник, докер-механизатор, швартовщик.
Учащиеся должны знать: о работе водоканала, порта, о профессиях, связанных с этими предприятиями.
Учащиеся должны уметь: Находить и отбирать информацию по заданной теме. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника. Проводить фильтрацию воды, изготавливать миниатюру канатной лестницы, плести браслет из простейших узлов.
Учащиеся получат возможность научиться: комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; использовать одну технологию для изготовления разных изделий; применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности; оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Тема 4. Человек и воздух
Определения: самолёт, картограф, спутник, баллистическая ракета, ракета-носитель, стабилизатор.
Учащиеся должны знать: Историю возникновения самолёто- и ракетостроения. . Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Технику папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Приемы украшения города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Учащиеся должны уметь: Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания изделий, обобщать информацию об истории возникновения и использовании предметов реальности. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Понимать графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Работать с конструктором при изготовлении миниатюры самолёта, изготавливать воздушного змея.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале; изменять вид конструкции.
Тема 5. Человек и информация.
Определения: редактор, дизайнер книг, издательство, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, книжный блок, форзац, титульный лист, переплётная крышка, текстовый редактор, втачка.
Учащиеся должны знать: Издательское дело. Работу и профессии, связанные с понятием редакция. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок).
Учащиеся должны уметь: работать с книгой, создавать документ WORD, работать с таблицей.
Учащиеся получат возможность научиться: понимать значение компьютера для получения информации; различать и использовать информацию, представленную в различных формах; наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации; соблюдать правила работы на компьютере; находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Темы. | Знания, умения, навыки. | |
Тема 1. | Как работать с учебником | -формирование представления о предмете «технология»; - овладение навыками и умениями поиска зрительной информации; - развитие навыков использования книги при освоении нового. |
Тема 2. | Человек и земля | - формирование представления о связи человека и земли, - формирование умения планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. - овладение навыками и умениями работать с различными материалами ( проволока, бумага, ткани, продукты питания). |
Тема 3. | Человек и вода | - формирование представления о профессиях, связанных с водой; - овладение навыками и умениями создания макетов, работы с конструктором; - развитие навыка работы с бумагой, конструктором. |
Тема 4. | Человек и воздух | - формирование представления о профессиях, связанных с воздухом; - овладение навыками и умениями создания воздушного змея; - развитие способностей работы с бумагой, тканью, клеем, подручными материалами. |
Тема 5. | Человек и информация | - формирование представления о профессиях, связанных с информацией; - развитие навыка соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; - формирование умения использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - обучение создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. - формирование умения пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Курс относится к предметам, которые на данный момент могут быть оценены как «зачет-незачет». Однако, Образовательной
программой начального общего образования (ФГОС) МКОУ Тамтачетская СОШ на 2013-2014 учебный год предусмотрена оценочная система.
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Учащиеся должны четко и точно (готовить сообщения) передавать информацию о:
- степень освоения простейших видов технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
- способ использования линейки и циркуля как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
- что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; [1]
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
- что такое чеканка, гравировка, технику выполнения чеканки;
- требования и нормы работы с тканями;
- швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных особенностях витража и мозаики, способах их выполнения;
- работе с ПК, получении информации;
Критерии и система оценки творческой работы.
- Изделие выполнено аккуратно, наблюдается творческий подход к оформлению.
Учебно-методическое обеспечение.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://bolutanova.ucoz.ru/load/uchiteljam/
- http://do.edu38.ru/course/view.php?id=181 (курсы Тайшет)
- http://edu-lider.ru/fgos/
- http://nsportal.ru/user/
- http://school-collection.edu.ru/ (Образовательный ресурс)
- http://standart.edu.ru/
- http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
- http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей)
- http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/folder/107918/
- http://www.proШколу.ru
- http://www.teatrbaby.ru/scenarnaya (сценарии)
Техническое обеспечение:
- Видеозаписи уроков
- Презентации изготовление различных поделок, изделий.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Володина С.А., Петрова О.А., Майсу-Радзе М.О., Могилёва В.А. Электронное приложение к учебнику «Технология», 4 класс.
(CD-ROM)
Учебно-методические средства обучения:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4» М – «Просвещение», 2013г.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 4 класс., М. «Просвещение», 2014 г.
- Роговцева Н.И.; Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс, М. «Просвещение», 2014 г.
- Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. Методическое пособие.-«ВАКО», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по технологии по ФГОС
Рабочая программа составлена к УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по технологии...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология...
Рабочая программа по технологии ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология...