Рабочая программа по технологии (УМК Школа 21 века)
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по технологии, разрабоана по УМК Школа 21 века.
Включает в себя: особенность курса, темы, личностные, предметные и метапедметные ценности и прочее.
Программа отвечает требоваиям ФГОСа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii_luttseva.docx | 93.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» города Белово
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №14 г.Белово
Л.Р.Зубер
Пр. № от 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для обучающихся 1-4-х классов
на 2015-2016 учебный год
Составители
Баженова О.В., Бутяева Ю.Д., Кузнецова Е.В.
Обсуждено Рассмотрено
на заседании методического объединения методическим советом
Протокол №_______ Протокол №_____
от «___» __________2015 г. от «___» __________2015 г.
Руководитель МО ________ Е.А.Сарапулова Председатель МС
___________Е.А. Чегошева
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и на основе примерной программы по технологии (М., Издательский центр «Вентана-Граф, 2015г.). Автор: Лутцева Е.А.
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 21века». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка.
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 21века». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов и конструктивных особенностей.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами нашей местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационнокоммуникативных);
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов и конструктивных особенностей.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами нашей местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 4 предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 203 часа (1 класс - 33 ч, 2 класс - 34 ч, 3 класс - 34 ч, 4 класс - 34 ч).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Технология»
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторскотехнологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать
их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД
- Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам):
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, творческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохновения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки на глаз, по шаблону;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- экономно размечать сгибанием, по шаблону;
- точно резать ножницами;
- собирать изделия с помощью клея;
- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
- Конструирование и моделирование
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- конструкциях - разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
- Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративноприкладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (науровне представлений):
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — своё или высказанное другими;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
- Конструирование и моделирование
Знать:
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
- Использование информационных технологий (практикаработы на компьютере)
Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электрс приборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольноизмерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
- решать доступные технологические задачи.
- Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
- Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
- Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
- приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
- Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
- о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
- об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
- Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольноизмерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, её варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
- Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративнохудожественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность - цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и
инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения работ во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* (2ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения,
соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно - художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* (5ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер(ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту. Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационнокомпьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско- технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест па земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* (7ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и в Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки):создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
Виды учебной деятельности учащихся
- Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПИСАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 класс
Полугодие | Четверть | Примерные сроки Дата | № урока | Тема | Количество часов | Беседы | Характеристика деятельности учащихся | |
I полугодие | I четверть | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 6 | С помощью учителя: наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать, делать простейшие обобщения; анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | 1 | 1 | |||||
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | 1 | ||||||
3 | 1 | |||||||
4 | Природа и техническая среда. | 1 | ||||||
5 | Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | ||||||
6 | Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). | 1 | ||||||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 17 | С помощью учителя: -выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; -анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; -осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); -воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; -планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; -осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); -обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | ||||||
7 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | 1 | ||||||
8 | Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание). | 1 | ||||||
9 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | 1 | ||||||
10 | Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими. | 1 | ||||||
11 | Общее представление о технологическом процессе. | 1 | ||||||
12 | Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка. | 1 | ||||||
II четверть | 13 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги) | 1 | |||||
14 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из картона, ткани и др.). | 1 | ||||||
15 | Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). | 1 | ||||||
16 | Разметка (на глаз, по шаблону). | 1 | ||||||
17 | Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). | 1 | ||||||
18 | Сборка деталей, клеевое соединение. | 1 | ||||||
19 | Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). | 1 | ||||||
20 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | ||||||
21 | Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. | 1 | ||||||
22 | Изготовление изделий с опорой на рисунки. | 1 | ||||||
23 | Изготовление изделий с опорой на инструкционные карты. | 1 | ||||||
Конструирование и моделирование | 10 | С помощью учителя: -моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; -определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; -планировать последовательность практических действий для реализации замысла. | ||||||
24 | Изделие и его конструкция | 1 | ||||||
25 | Элементарные представления о конструкции. | 1 | ||||||
26 | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | 1 | ||||||
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов. | 1 | ||||||
28 | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм. | 1 | ||||||
29 | Конструирование и моделирование изделий на основе конструкций. | 1 | ||||||
30 | Образы животных в технике оригами. | 1 | ||||||
31 | Образы растений в технике оригами. | 1 | ||||||
32 | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | ||||||
33 | Аппликация из геометрических фигур. | 1 |
2 класс
Полугодиее | Четверть | Примерные сроки Дата | № урока | Тема | Количество часов | Беседы | Характеристика деятельности учащихся | |
I полугодие | I четверть | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 8 | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | 1 | ||||||
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. | 1 | ||||||
3 | Основы культуры труда. | 1 | ||||||
4 | Природа в художественно-практической деятельности человека | 1 | ||||||
5 | Природа и техническая среда | 1 | ||||||
6 | Природа и техническая среда | 1 | ||||||
7 | Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | ||||||
8 | Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | ||||||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 15 | С помощью учителя: -выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; -анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; -осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; -планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; -осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); -обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | ||||||
9 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | 1 | ||||||
10 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 1 | ||||||
11 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | 1 | ||||||
12 | Подготовка материалов к работе. Экономичное и рациональное использование материалов. | 1 | ||||||
13 | Правила пользования чертежными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) | 1 | ||||||
14 | Общее представление о технологическом процессе. | 1 | ||||||
15 | Технологические операции ручной обработки материалов ( изготовление изделий из бумаги, картона). | 1 | ||||||
16 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из ткани). | 1 | ||||||
17 | Разметка с помощью линейки, угольника, циркуля. | 1 | ||||||
18 | Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). | 1 | ||||||
19 | Отделка изделий или его деталей (вышивка, перевивы). | 1 | ||||||
20 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | ||||||
21 | Виды условных графических изображений: простейший чертеж, эскиз, схема. | 1 | ||||||
22 | Линии чертежа. Чтение чертежа. | 1 | ||||||
23 | Разметка с опорой на чертеж (эскиз) | 1 | ||||||
Конструирование и моделирование. | 9 | С помощью учителя:
-участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; -осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; -обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||||
24 | Изделие и его конструкция. | 1 | ||||||
25 | Элементарные представления о конструкции. | 1 | ||||||
26 | Конструкция изделия (разъемная, неразъемная, соединение подвижное и неподвижное) | 1 | ||||||
27 | Конструирование и моделирование модели качели. | 1 | ||||||
28 | Конструирование и моделирование модели качели. | 1 | ||||||
29 | Конструирование и моделирование модели кораблика. | 1 | ||||||
30 | Конструирование и моделирование модели кораблика. | 1 | ||||||
31 | Конструирование и моделирование модели планера. | 1 | ||||||
32 | Конструирование и моделирование модели планера. | 1 |
3класс
Полугодие | Четверть | Примерные сроки Дата | № урока | Тема | Количество часов | Беседы | Характеристика деятельности учащихся |
I полугодие | I четверть | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 | -Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; -Ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения | |||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | 1 | |||||
2 | Природа в художественно-практической деятельности человека. | 1 | |||||
3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | 1 | |||||
4 | Жизненная потребность, практичность, национально-культурной специфики в жилище, его убранстве. | 1 | |||||
5 | Жизненная потребность, практичности в быте и одежде людей. | 1 | |||||
6 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | 1 | |||||
7 | Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века | 1 | |||||
8 | Природа и техническая среда. | 1 | |||||
9 | Электричество, простейшая электрическая цепь различными потребителями ( лампочкой, звонком, электродвигателем). | 1 | |||||
10 | Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. | 1 | |||||
11 | Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). | 1 | |||||
12 | Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа. | 1 | |||||
13 | Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.). | 1 | |||||
14 | Проектная деятельность: подарки малышам и взрослым, пожилым, макеты. | 1 | |||||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 10 | Самостоятельно: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов. -С помощью учителя: -создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; -отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | |||||
15 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | 1 | |||||
16 | Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства. | 1 | |||||
17 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | 1 | |||||
18 | Общее представление о технологическом процессе. Разметка разверсток с опорой на простейший чертеж. | 1 | |||||
19 | Преобразование разверсток несложных форм (достраивание элементов) | 1 | |||||
20 | Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. | 1 | |||||
21 | Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля. | 1 | |||||
22 | Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение) | 1 | |||||
23 | Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами ( крестиком, росписью, стебельчатой строчкой). | 1 | |||||
24 | Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, бусинами. | 1 | |||||
Конструирование и моделирование. | 5 | С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | |||||
25 | Простые объёмные изделия на основе развёрток. | 1 | |||||
26 | Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, щелевого замка, сшиванием). | 1 | |||||
27 | Техника как часть технологического процесса, технологические машины. | 1 | |||||
28 | Конструирование и моделирование несложных объектов | 1 | |||||
29 | Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. | 1 | |||||
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере | 5 | С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; - использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом; -планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации; -осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; - обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. | |||||
30 | Знакомство с компьютером. Соблюдение безопасных приемов труда при работе. | 1 | |||||
31 | Подключаемые устройства к компьютеру. | 1 | |||||
32 | Запуск программ. Завершение выполнения программы. | 1 | |||||
33 | Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). | 1 | |||||
34 | Работа с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации цели и задач обучения технологии по данной программе используются учебники и пособия:
Е.А. Лутцева «Технология. Программа. 1-4 классы», 2011 г.
Е.А. Лутцева «Технология. 1 класс», учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Е.А. Лутцева «Технология. 2 класс», учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Е.А. Лутцева «Технология. 4 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Е.А. Лутцева «Технология. 1 класс», рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Е.А. Лутцева «Технология. 2 класс», рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Е.А. Лутцева «Технология. 4 класс», рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Е.А. Лутцева «Технология. 1 класс», органайзер для учителя: сценарии уроков.- М.:
Вентана-Граф, 2011.
Е.А. Лутцева «Технология. 2 класс», органайзер для учителя: сценарии уроков.- М.:
Вентана-Граф, 2012.
Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», органайзер для учителя: сценарии уроков.- М.:
Вентана-Граф, 2012.
Е.А. Лутцева «Технология. 4 класс», органайзер для учителя: сценарии уроков.- М.: Вентана-Граф, 2011.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках технологии, относятся: экранно-звуковые пособия, ЭОР, компьютер, проектор, мультимедийная доска. Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка, чертёжный угольник, циркуль, цветная бумага, картон, клей, ножницы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 21 века" 1 класс
Рабочая программа по технологии...
Рабочая программа по технологии «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология» и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...
Рабочая программа по технологии ("Начальная школа 21 века)
Рабочая программа по технологии...
Рабочая программа по технологии Начальная школа 21 века
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), требований к результатам освоения основ...
Рабочая программа по технологии Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по технологии Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"
Рабочая программа по технологии УМК "Школа XXI века"...