Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс
к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373), авторской программы «Технология», - М.:Вентана – Граф, 2013. Автор программы: Е.А.Лутцева
Цели по данному предмету
Цель – достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.
Задачи :
- «развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений»
Структура курса.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
«Общее содержание обучения предмету технологии представлено в программе следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)».
Общая характеристика учебного предмета.
«В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижений науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий» .
Это позволяет «успешно реализовать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося».
Курс носит интегрированный характер, который заключается в интеграции знаний, полученных при изучении других учебных предметов: изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, что «…создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления».
В результате изучения курса «закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации».
Технология представлена как способ переработки сырья и материалов, энергии и информации, с одной стороны, и как процесс творческой преобразовательной деятельности человека – с другой. Заложенная в программе интерактивная методика освоения курса учащимися обеспечивает максимальное развитие их познавательной самостоятельности, способности решать разнообразные интеллектуальные и практические задачи, готовность к проектной и преобразовательной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение технологиив 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе урок технологии проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики на основе авторской программы для 3 класса Е.А.Лутцевой– М.: Вентана-Граф, 2013.
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея №2 и расписанию уроков на 2014-2015 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 30 уроков.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум
основным содержательным линиям:
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части
и построена в основном по концентрическому принципу. Вначале осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов, использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Затем даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел, создания механизмов, использующих силу природных стихий, изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Основное содержание учебного предмета.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Природа в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда. Дом и семья. Самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Графические изображения в технике и технологии.
- Конструирование и моделирование –
Изделие и его конструкция. Элементарные представления о конструкции. Конструирование и моделирование несложных объектов.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знакомство с компьютером. Работа с информацией.
Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения предмета
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
- решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно - художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Планируемые результаты освоения программы
К концу третьего класса ученик узнает:
1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Ученик третьего класса узнает ( на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Ученик третьего класса научится:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила
поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другим;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик третьего класса узнает:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с
помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов ( линейка, угольник, циркуль).
3. Конструирование и моделирование
Ученик третьего класса узнает:
неподвижный и подвижный способы соединений деталей;
отличия макета от модели.
Третьеклассник научится:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Третьеклассник узнает назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении выставок работ;
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
Календарно – тематическое планирование
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
Лутцева Е. А. Технология, 3 класс /Учебник – М.: Вентана-Граф, 2013.
Лутцева Е.А. Технология, 3 класс/Рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2013. 1. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.:
Программа «Технология», - М.:Вентана – Граф, 2013. Автор программы: Е.А.Лутцева
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школa». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. Festival.1september.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru
Информационно-коммуникативные средства:
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия для начальной школы. (CD).
Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Видеопроектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Магнитная доска для таблиц.
Стеллажи для хранения таблиц, книг, дидактического материала, аудиовизуальных средств (слайдов, дисков и др.)
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. Директора по УМР
ЛМО учителей начальных классов ________________ Паламарчук В.Н.
_________________ Сальхина С.И. ________________ 2014 год
_________________ 2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе по учебнику И.Э.Кашековой, А.Л.Кашекова по УМК "Перспективная начальная школа"
Программа по изобразительному искусству : 2 кл. – М., Академкнига/ Учебник,2013. (Проект «Перспективная начальная школа») Программа разработана в соответ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-320146-1382387311.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса обеспечена учебником для национальных школ. Авторы В.И.Бычков,З.М. Беляева, А.В.Рыбакова
Рабочая учебная программа по предмету русский язык (3 класс) составлена на основе требований:.Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Министерства образования Российской Федер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-320146-1382387311.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса обеспечена учебником для национальных школ. Авторы В.И.Бычков,З.М. Беляева, А.В.Рыбакова
Рабочая учебная программа по предмету русский язык (3 класс) составлена на основе требований:.Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Министерства образования Российской Федер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-478426-1410201893.jpg)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс к учебнику А. А. Плешакова УМК "Школа России"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе по учебнику И.Э.Кашековой, А.Л.Кашекова по УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы И.Э. Кашековой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-930314-1496923364.jpg)
Рабочая программа по предмету "Математика" для 4 класса к учебнику М.И.Моро, М.А.Бантовой. УМК "Школа России". Авторы программы М.И.Моро, М.А.Бантова.
Рабочая программа по предмету "Математика" для 4 класса составлена на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой "Математика. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общу...